Недействующий

Об утверждении программы проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства (утратило силу на основании Постановления Администрации Смоленской области от 28.04.2003 г. № 98)

I. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства
области и цели его реформирования

Реформа жилищно-коммунального хозяйства в области в 1993 году с принятием Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", постановления Правительства РФ N 935 от 22.09.933 г.и постановления главы областной администрации N 247 от 30.11.933 г.     

Реализация на местах проводимой политики реформирования позволила решить ряд застарелых проблем жилищно-коммунального хозяйства.

В результате приватизации жилья доля частного жилищного фонда с 18% в 1991 году увеличилась до 54,3% в 1996 году (в среднем по России - 52%). В собственность граждан передано свыше 115 тысяч квартир общей площадью более 5,6 млн. кв.метров.

Средняя обеспеченность жильем увеличилась на 0,6 кв.м. общей площади и составила 19,6 кв.м. на человека.

За данный период передавались объекты жилищно-коммунального хозяйства приватизированных или ликвидированных предприятий и организаций в муниципальную собственность.

Процесс муниципализации наиболее активно шел в жилищной сфере, где сегодня осталось около 19% ведомственного жилищного фонда, принадлежащего государству (в среднем по России - 20%).

В настоящее время жилищный фонд области составляет 22,3 млн.кв.м. общей площади, из них:

     - муниципальный фонд - 6 млн.кв.м. или 26,9%
     - ведомственный      - 4,2    -"-  или 18,8%
     - частный            - 12,1   -"-  или 54,3%

Большинство ведомственного жилья находится в запущенном и бесхозном состоянии. Принятые Правительством постановления о приемке жилищного фонда в муниципальную собственность (N 1325 от 23.11.93 г., N 235 от 07.03.955 г. N 724 от 17.07.955 г. не выполняются из-за отсутствия средств на покрытие убытков по содержанию жилья и коммунальных объектов.

Для приемки ведомственного жилья в муниципальную собственность в полном объеме (4,2 млн.кв.м.) необходимо финансирование в объеме 998 млрд.руб. (в ценах на 01.01.96 г.).

Министерством финансов РФ выделение данных средств не решается, что крайне отрицательно сказывается на проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Остается нерешенным вопрос финансирования работ по реконструкции домов первых массовых серий, барачного и ветхого жилищного фонда.

Капитальный ремонт жилья в последние годы практически не выполняется из-за отсутствия средств.

В водопроводном хозяйстве, как и в энергетике, остается еще около 30% ведомственных объектов. В данных отраслях муниципализация происходит трудно, как по технологическим, так и по экологическим причинам.

Изменилась структура предприятий отрасли. В настоящее время их насчитывается 99, в том числе 3 государственных, 91 - муниципальная, 5 - акционерных обществ.

Общая численность работников в сфере жилищно-коммунального обслуживания составляет 10,9 тыс.человек.

Изменилась структура управления ЖКХ области. Созданы 13 служб заказчика по жилищно-коммунальным услугам, в том числе 1 на областном уровне, 12 на муниципальном.

Начался процесс создания товариществ собственников жилья.

Пока в области их всего 3, в том числе в г.Смоленске - 2, в г.Рославле - 1.

В связи с неблагоприятной динамикой роста доходов населения рост оплаты жилищно-коммунальных услуг происходит болезненно.

На 1 апреля 1997 года население оплачивало 19,2% от уровня экономически обоснованных тарифов, а с учетом фактически выделенных бюджетом средств в 1 квартале 1997 года на нужды отрасли доля оплаты населения составила уже 31,2%. 73% средств, получаемых жилищно-коммунальным хозяйством, уходит на покрытие расходов по отоплению и горячему водоснабжению.

Затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг в среднем по области на одного человека в месяц сложились в размере 146 тыс.рублей.

Субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг при допустимой доле расходов граждан в размере 15% совокупного дохода семьи получили в 1996 году 2034 семьи на общую сумму 234 млн.рублей или около 1,5% (в среднем по России - 7%).

Службы заказчиков по жилищно-коммунальным услугам созданы в 50% районов и городов. Создание таких структур не осуществляется в гг.Гагарине, Вязьме, Починке, Рудне, Демидове и других районных центрах.

Общими недостатками в работе заказчиков являются: недостаточная четкость и проработанность договорных обязательств, отсутствие конкретного механизма применения экономических санкций за нарушение условий договоров, слабая правовая проработка договоров.

Службами заказчика заключено около 30% договоров найма жилого помещения.

В области создана государственная жилищная инспекция, на районном уровне идет процесс формирования. Пока реального действенного контроля со стороны инспекции за исполнением договоров не осуществляется.

Неплатежи населения за жилищно-коммунальные услуги составляют 26,4% (по России - 25%), промышленных предприятий - 60%, а организаций бюджетной сферы почти 90%.

Сократился объем средств, поступающих от промышленных потребителей услуг.