Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15.07.97 г. N 297

Об утверждении программы проведения
реформы жилищно-коммунального хозяйства

_____________________________________

На основании Постановления Администрации Смоленской
 области от 28.04.2003 г. № 98 документ утратил силу.
_____________________________________

В соответствии с постановлением главы администрации области N 227 от 09.06.97 г. "О реформе жилищно-коммунального хозяйства"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую программу проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области на 1997-2003 годы.

2. Ввести в состав межведомственной комиссии по проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства, созданную по постановлению главы администрации области N 227 от 09.06.977 г.Жидких В.П. председателя антимонопольного комитета.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации В.Прохорова.


     А.Глушенков


УТВЕРЖДЕНО
постановлением Главы
администрации Смоленской
области от 15.07.97 г. N 297

П Р О Г Р А М М А
проведения реформы жилищно-коммунального
хозяйства Смоленской области на 1997-2003 годы

Настоящая программа разработана на основании концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ N 425 от 28.05.97 г., постановления Правительства РФ N 621 от 26.05.977 г. Указа Президента "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" N 528 от 27.05.977 г. распоряжения Правительства РФ N 706-р от 21.05.977 г.и постановления главы администрации области N 227 от 09.06.97 г. "О реформе жилищно-коммунального хозяйства".

I. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства
области и цели его реформирования

Реформа жилищно-коммунального хозяйства в области в 1993 году с принятием Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", постановления Правительства РФ N 935 от 22.09.933 г.и постановления главы областной администрации N 247 от 30.11.933 г.     

Реализация на местах проводимой политики реформирования позволила решить ряд застарелых проблем жилищно-коммунального хозяйства.

В результате приватизации жилья доля частного жилищного фонда с 18% в 1991 году увеличилась до 54,3% в 1996 году (в среднем по России - 52%). В собственность граждан передано свыше 115 тысяч квартир общей площадью более 5,6 млн. кв.метров.

Средняя обеспеченность жильем увеличилась на 0,6 кв.м. общей площади и составила 19,6 кв.м. на человека.

За данный период передавались объекты жилищно-коммунального хозяйства приватизированных или ликвидированных предприятий и организаций в муниципальную собственность.

Процесс муниципализации наиболее активно шел в жилищной сфере, где сегодня осталось около 19% ведомственного жилищного фонда, принадлежащего государству (в среднем по России - 20%).

В настоящее время жилищный фонд области составляет 22,3 млн.кв.м. общей площади, из них:

     - муниципальный фонд - 6 млн.кв.м. или 26,9%
     - ведомственный      - 4,2    -"-  или 18,8%
     - частный            - 12,1   -"-  или 54,3%

Большинство ведомственного жилья находится в запущенном и бесхозном состоянии. Принятые Правительством постановления о приемке жилищного фонда в муниципальную собственность (N 1325 от 23.11.93 г., N 235 от 07.03.955 г. N 724 от 17.07.955 г. не выполняются из-за отсутствия средств на покрытие убытков по содержанию жилья и коммунальных объектов.

Для приемки ведомственного жилья в муниципальную собственность в полном объеме (4,2 млн.кв.м.) необходимо финансирование в объеме 998 млрд.руб. (в ценах на 01.01.96 г.).

Министерством финансов РФ выделение данных средств не решается, что крайне отрицательно сказывается на проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Остается нерешенным вопрос финансирования работ по реконструкции домов первых массовых серий, барачного и ветхого жилищного фонда.

Капитальный ремонт жилья в последние годы практически не выполняется из-за отсутствия средств.

В водопроводном хозяйстве, как и в энергетике, остается еще около 30% ведомственных объектов. В данных отраслях муниципализация происходит трудно, как по технологическим, так и по экологическим причинам.

Изменилась структура предприятий отрасли. В настоящее время их насчитывается 99, в том числе 3 государственных, 91 - муниципальная, 5 - акционерных обществ.

Общая численность работников в сфере жилищно-коммунального обслуживания составляет 10,9 тыс.человек.

Изменилась структура управления ЖКХ области. Созданы 13 служб заказчика по жилищно-коммунальным услугам, в том числе 1 на областном уровне, 12 на муниципальном.

Начался процесс создания товариществ собственников жилья.

Пока в области их всего 3, в том числе в г.Смоленске - 2, в г.Рославле - 1.

В связи с неблагоприятной динамикой роста доходов населения рост оплаты жилищно-коммунальных услуг происходит болезненно.

На 1 апреля 1997 года население оплачивало 19,2% от уровня экономически обоснованных тарифов, а с учетом фактически выделенных бюджетом средств в 1 квартале 1997 года на нужды отрасли доля оплаты населения составила уже 31,2%. 73% средств, получаемых жилищно-коммунальным хозяйством, уходит на покрытие расходов по отоплению и горячему водоснабжению.

Затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг в среднем по области на одного человека в месяц сложились в размере 146 тыс.рублей.

Субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг при допустимой доле расходов граждан в размере 15% совокупного дохода семьи получили в 1996 году 2034 семьи на общую сумму 234 млн.рублей или около 1,5% (в среднем по России - 7%).

Службы заказчиков по жилищно-коммунальным услугам созданы в 50% районов и городов. Создание таких структур не осуществляется в гг.Гагарине, Вязьме, Починке, Рудне, Демидове и других районных центрах.

Общими недостатками в работе заказчиков являются: недостаточная четкость и проработанность договорных обязательств, отсутствие конкретного механизма применения экономических санкций за нарушение условий договоров, слабая правовая проработка договоров.

Службами заказчика заключено около 30% договоров найма жилого помещения.

В области создана государственная жилищная инспекция, на районном уровне идет процесс формирования. Пока реального действенного контроля со стороны инспекции за исполнением договоров не осуществляется.

Неплатежи населения за жилищно-коммунальные услуги составляют 26,4% (по России - 25%), промышленных предприятий - 60%, а организаций бюджетной сферы почти 90%.

Сократился объем средств, поступающих от промышленных потребителей услуг.

В некоторых районах расчет экономически обоснованных тарифов осуществляется по фактически сложившимся нормативам, в результате затраты на предоставление услуг значительно различаются между районами, находящимися в сопоставимых условиях (см. таблицу).

С Т О И М О С Т Ь
предоставления жилищно-коммунальных услуг
по регионам области

Регионы области

Стоимость предоставления
жилищно-коммунальных услуг
(руб./м2)

% покрытия
затрат за
счет
платежей

Стоимость
предоставления
жил.-ком. услуг
в отношении к

Ставка тарифа
для населения
в отношении к
обл. стандарту

исходя из полного
покрытия затрат
по предоставлению
услуг

исходя из факт.
покрытия затрат
по предоставлению
услуг

по действующим
ставкам и
тарифам для
населения

населения

обл. стандарту
(6100 руб/м2),%

стоимости
предоставления
жил.-ком. услуг
(6100 руб./м2),%

1

2

3

4

5

6

7

Велиж
Глинка
Демидов
Дорогобуж
Духовщина
Ельня
Ершичи
Кардымово
Красный
Монастырщина
Новодугино
Починок
Рудня
Печерск
Сычевка
Темкино
Угра
Хиславичи
Холм-Жирки
Шумячи
Смоленск
Вязьма
Гагарин
Десногорск
Озерный
Рославль
Сафоново
Ярцево

6331
18662
6728
10145
5530
5385
6298
10353
9880
5897
8500
6428
9184
5992
5445
4506
12130
8816
6135
6780
6299
6173
6923
3311
5652
7221
6210
6775

3952
5392
5909
3814
4209
3924
5937
7523
5942
5761
8216
3830
4822
5683
4410
5652
7133
4687
5096
3702
3687
3744
3928
3811
4336
4502
3326
5506

1297
1114
1298
1509
1427
1368
990
1892
1540
1210
2723
1537
1214
1625
1269
1050
1929
893
1389
1303
1392
1467
1597
1244
2054
1658
1390
1577

20,5
6
19,3
14,9
25,8
25,4
15,7
18,3
15,6
20,5
32
23,9
13,2
27,1
23,3
23,3
15,9
10,1
22,6
19,2
22,1
23,8
23,1
37,6
36,3
23
22,4
23,3

103,8
305,9
110,3
166,3
90,7
88,3
103,2
169,7
162
96,7
139,3
105,4
150,5
98,2
89,3
73,9
198,9
144,5
100,6
111,1
103,3
101,2
113,5
54,3
92,7
118,4
101,8
111,1

21,3
18,3
21,3
24,7
23,4
22,4
16,2
31
25,2
19,8
44,6
25,2
19,9
26,6
20,8
17,2
31,6
14,6
22,8
21,4
22,8
24
26,2
20,4
33,7
27,2
22,9
25,9

Всего по области:

6707

5037

1453

21,7

110

23,8


Целью региональной программы является перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные, социально ориентированные принципы хозяйствования для обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами, соответствующими установленными стандартам качества.

Для реализации поставленной цели предусматривается обеспечить выполнение следующих задач:

- снижение стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных услуг,

- совершенствование механизмов финансирования отрасли, переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды,

- обеспечение государственного контроля за состояние жилищного фонда.

2. Реализация основных задач реформирования ЖКХ

Руководителям органов местного самоуправления районов, городов Смоленска и Десногорска, службам заказчиков:

2.1. Формирование многообразия собственников в жилищной сфере путем создания товариществ собственников жилья (ТСЖ)

- обеспечить необходимые условия для создания и становления товариществ собственников жилья в существующем жилищном фонде,

- упростить процедуру регистрации товариществ, предоставить возможность получения товариществами дотаций из местного бюджета на текущее содержание жилья и капитальный ремонт в пределах дотирования муниципального жилищного фонда с дифференциацией дотаций в зависимости от степени износа жилищного фонда,

- предоставить товариществам собственников жилья налоговые льготы в пределах компетенции местной власти,

- выделить земельные участки в общую долевую собственность членов товарищества, что позволит привлечь за счет ее коммерческого использования дополнительные источники финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья,

- обеспечить организацию товариществ собственников жилья в процессе строительства жилья.

2.2. Демонополизация обслуживания муниципального жилого фонда и формирование рынка услуг

- завершить в 1997 году создание служб заказчиков услуг ЖКХ в каждом районе, обеспечив выделение им необходимой вычислительной техники и нормативно-правовых документов,

- считать лучшей организационной формой службы заказчика муниципальное унитарное предприятие - управляющая компания с включением ее расходов в стоимость жилищно-коммунальных услуг,

- возложить на службы заказчиков ответственность за удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг, выбора наилучшего подрядчика и проведение конкурсов по предоставлению услуг ЖКХ, заключение договоров с подрядчиками на предоставление услуг заданного количества, стоимость и контроль за их выполнением,

- для стабилизации взаимоотношений службы заказчика с теплоснабжающими организациями органами местного самоуправления заключать трехсторонний договор, где заказчик гарантирует оплату услуг теплоснабжающей организации в пределах тарифа для населения, а покрытие разницы между ценой услуг и тарифом для населения производиться за счет бюджетных или других источников местными органами власти,

- обеспечить формирование органами местного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства,

- проводить конкурсный отбор подрядчиков по жилищно-коммунальным услугам, обеспечивая грамотно подобранные пакеты домов, выставляемых на конкурс, проведение информационной компании, формализованной процедуры подведения итогов, строгие и четкие критерии отбора,

- обеспечить формирование системы эффективных договорных отношений на предоставление жилищно-коммунальных услуг в соответствии с примерным договором, а также применение экономических санкций за нарушение договорных обязательств,

- обеспечить разработку и внедрение системы оценки качества и оплаты услуг подрядных организаций,

- производственной фирме "Смоленсккоммунсервис" обеспечить поставку вычислительной техники, разработку программ и обучение работников служб заказчиков и центров жилищных субсидий.

2.3. Регулирование деятельности естественных монополий по оказанию коммунальных услуг

- реализовать в области с участием территориального антимонопольного управления Указ Президента РФ N 426 от 28.04.97 г. "Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий",

- обеспечить регулирование цен путем контроля затрат и уровня рентабельности, обратив особое внимание на правильное начисление амортизационных отчислений (не допускать завышение стоимости основных фондов) и ремонтный фонд,

- выделить работы, которые могут проводиться на конкурсных условиях,

- и другое.

2.4. Ресурсообеспечение

- обеспечить разработку и проведение мероприятий по экономике энергоресурсов,

- осуществить, начиная с 1997 года, комплекс мер по оснащению зданий приборами учета и регулирования систем отопления и горячего водоснабжения, из них в первую очередь объектов бюджетной сферы, домов-новостроек, реконструируемых и капитально ремонтируемых, а также на границах раздела тепловых сетей и жилых микрорайонах,

- возложить на ПФ "Смоленсккоммунсервис" организацию работ по установке счетчиков тепла, воды и приборов регулирования, а АО "Смоленскоблгаз" счетчиков учета газа с обеспечением их поставок районам, включая привлечение долгов промышленных предприятий в областной бюджет,

- привести в порядок существующие в большинстве жилых домов водомеры и организовать расчеты за потребляемую воду строго по их показаниям (а не по нормативам),

- привлекать кредиты и внебюджетные источники финансирования работ по учету и регулированию ресурсов.

2.5. Изменение механизмов финансирования отрасли

2.5.1. Переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг

- темпы повышения уровня оплаты жилья проводить в соответствии с концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства и с учетом реальной социально-экономической ситуации и уровня доходов населения. Считать целесообразным проводить повышение тарифов таким образом, чтобы субсидии около 30% населения,

- рекомендовать органам местного самоуправления сохранить муниципальные социальные стандарты на уровне областных стандартов. По муниципальным стандартам, отличающимся от областных, соответствующие обоснования представлять региональной комиссии,

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»