ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15.07.97 г. N 297
_____________________________________
На основании Постановления Администрации Смоленской
области от 28.04.2003 г. № 98 документ утратил силу.
_____________________________________
В соответствии с постановлением главы администрации области N 227 от 09.06.97 г. "О реформе жилищно-коммунального хозяйства"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую программу проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области на 1997-2003 годы.
2. Ввести в состав межведомственной комиссии по проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства, созданную по постановлению главы администрации области N 227 от 09.06.977 г.Жидких В.П. председателя антимонопольного комитета.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации В.Прохорова.
А.Глушенков
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Главы
администрации Смоленской
области от 15.07.97 г. N 297
П Р О Г Р А М М А
проведения реформы жилищно-коммунального
хозяйства Смоленской области на 1997-2003 годы
Настоящая программа разработана на основании концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ N 425 от 28.05.97 г., постановления Правительства РФ N 621 от 26.05.977 г. Указа Президента "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" N 528 от 27.05.977 г. распоряжения Правительства РФ N 706-р от 21.05.977 г.и постановления главы администрации области N 227 от 09.06.97 г. "О реформе жилищно-коммунального хозяйства".
Реформа жилищно-коммунального хозяйства в области в 1993 году с принятием Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", постановления Правительства РФ N 935 от 22.09.933 г.и постановления главы областной администрации N 247 от 30.11.933 г.
Реализация на местах проводимой политики реформирования позволила решить ряд застарелых проблем жилищно-коммунального хозяйства.
В результате приватизации жилья доля частного жилищного фонда с 18% в 1991 году увеличилась до 54,3% в 1996 году (в среднем по России - 52%). В собственность граждан передано свыше 115 тысяч квартир общей площадью более 5,6 млн. кв.метров.
Средняя обеспеченность жильем увеличилась на 0,6 кв.м. общей площади и составила 19,6 кв.м. на человека.
За данный период передавались объекты жилищно-коммунального хозяйства приватизированных или ликвидированных предприятий и организаций в муниципальную собственность.
Процесс муниципализации наиболее активно шел в жилищной сфере, где сегодня осталось около 19% ведомственного жилищного фонда, принадлежащего государству (в среднем по России - 20%).
В настоящее время жилищный фонд области составляет 22,3 млн.кв.м. общей площади, из них:
- муниципальный фонд - 6 млн.кв.м. или 26,9%
- ведомственный - 4,2 -"- или 18,8%
- частный - 12,1 -"- или 54,3%
Большинство ведомственного жилья находится в запущенном и бесхозном состоянии. Принятые Правительством постановления о приемке жилищного фонда в муниципальную собственность (N 1325 от 23.11.93 г., N 235 от 07.03.955 г. N 724 от 17.07.955 г. не выполняются из-за отсутствия средств на покрытие убытков по содержанию жилья и коммунальных объектов.
Для приемки ведомственного жилья в муниципальную собственность в полном объеме (4,2 млн.кв.м.) необходимо финансирование в объеме 998 млрд.руб. (в ценах на 01.01.96 г.).
Министерством финансов РФ выделение данных средств не решается, что крайне отрицательно сказывается на проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Остается нерешенным вопрос финансирования работ по реконструкции домов первых массовых серий, барачного и ветхого жилищного фонда.
Капитальный ремонт жилья в последние годы практически не выполняется из-за отсутствия средств.
В водопроводном хозяйстве, как и в энергетике, остается еще около 30% ведомственных объектов. В данных отраслях муниципализация происходит трудно, как по технологическим, так и по экологическим причинам.
Изменилась структура предприятий отрасли. В настоящее время их насчитывается 99, в том числе 3 государственных, 91 - муниципальная, 5 - акционерных обществ.
Общая численность работников в сфере жилищно-коммунального обслуживания составляет 10,9 тыс.человек.
Изменилась структура управления ЖКХ области. Созданы 13 служб заказчика по жилищно-коммунальным услугам, в том числе 1 на областном уровне, 12 на муниципальном.
Начался процесс создания товариществ собственников жилья.
Пока в области их всего 3, в том числе в г.Смоленске - 2, в г.Рославле - 1.
В связи с неблагоприятной динамикой роста доходов населения рост оплаты жилищно-коммунальных услуг происходит болезненно.
На 1 апреля 1997 года население оплачивало 19,2% от уровня экономически обоснованных тарифов, а с учетом фактически выделенных бюджетом средств в 1 квартале 1997 года на нужды отрасли доля оплаты населения составила уже 31,2%. 73% средств, получаемых жилищно-коммунальным хозяйством, уходит на покрытие расходов по отоплению и горячему водоснабжению.
Затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг в среднем по области на одного человека в месяц сложились в размере 146 тыс.рублей.
Субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг при допустимой доле расходов граждан в размере 15% совокупного дохода семьи получили в 1996 году 2034 семьи на общую сумму 234 млн.рублей или около 1,5% (в среднем по России - 7%).
Службы заказчиков по жилищно-коммунальным услугам созданы в 50% районов и городов. Создание таких структур не осуществляется в гг.Гагарине, Вязьме, Починке, Рудне, Демидове и других районных центрах.
Общими недостатками в работе заказчиков являются: недостаточная четкость и проработанность договорных обязательств, отсутствие конкретного механизма применения экономических санкций за нарушение условий договоров, слабая правовая проработка договоров.
Службами заказчика заключено около 30% договоров найма жилого помещения.
В области создана государственная жилищная инспекция, на районном уровне идет процесс формирования. Пока реального действенного контроля со стороны инспекции за исполнением договоров не осуществляется.
Неплатежи населения за жилищно-коммунальные услуги составляют 26,4% (по России - 25%), промышленных предприятий - 60%, а организаций бюджетной сферы почти 90%.
Сократился объем средств, поступающих от промышленных потребителей услуг.
В некоторых районах расчет экономически обоснованных тарифов осуществляется по фактически сложившимся нормативам, в результате затраты на предоставление услуг значительно различаются между районами, находящимися в сопоставимых условиях (см. таблицу).
С Т О И М О С Т Ь
предоставления жилищно-коммунальных услуг
по регионам области
Регионы области | Стоимость предоставления | % покрытия | Стоимость | Ставка тарифа | ||
исходя из полного | исходя из факт. | по действующим | населения | обл. стандарту | стоимости | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Велиж | 6331 | 3952 | 1297 | 20,5 | 103,8 | 21,3 |
Всего по области: | 6707 | 5037 | 1453 | 21,7 | 110 | 23,8 |
Целью региональной программы является перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные, социально ориентированные принципы хозяйствования для обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами, соответствующими установленными стандартам качества.
Для реализации поставленной цели предусматривается обеспечить выполнение следующих задач:
- снижение стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных услуг,
- совершенствование механизмов финансирования отрасли, переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды,
- обеспечение государственного контроля за состояние жилищного фонда.
Руководителям органов местного самоуправления районов, городов Смоленска и Десногорска, службам заказчиков:
2.1. Формирование многообразия собственников в жилищной сфере путем создания товариществ собственников жилья (ТСЖ)
- обеспечить необходимые условия для создания и становления товариществ собственников жилья в существующем жилищном фонде,
- упростить процедуру регистрации товариществ, предоставить возможность получения товариществами дотаций из местного бюджета на текущее содержание жилья и капитальный ремонт в пределах дотирования муниципального жилищного фонда с дифференциацией дотаций в зависимости от степени износа жилищного фонда,
- предоставить товариществам собственников жилья налоговые льготы в пределах компетенции местной власти,
- выделить земельные участки в общую долевую собственность членов товарищества, что позволит привлечь за счет ее коммерческого использования дополнительные источники финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья,
- обеспечить организацию товариществ собственников жилья в процессе строительства жилья.
2.2. Демонополизация обслуживания муниципального жилого фонда и формирование рынка услуг
- завершить в 1997 году создание служб заказчиков услуг ЖКХ в каждом районе, обеспечив выделение им необходимой вычислительной техники и нормативно-правовых документов,
- считать лучшей организационной формой службы заказчика муниципальное унитарное предприятие - управляющая компания с включением ее расходов в стоимость жилищно-коммунальных услуг,
- возложить на службы заказчиков ответственность за удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг, выбора наилучшего подрядчика и проведение конкурсов по предоставлению услуг ЖКХ, заключение договоров с подрядчиками на предоставление услуг заданного количества, стоимость и контроль за их выполнением,
- для стабилизации взаимоотношений службы заказчика с теплоснабжающими организациями органами местного самоуправления заключать трехсторонний договор, где заказчик гарантирует оплату услуг теплоснабжающей организации в пределах тарифа для населения, а покрытие разницы между ценой услуг и тарифом для населения производиться за счет бюджетных или других источников местными органами власти,
- обеспечить формирование органами местного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства,
- проводить конкурсный отбор подрядчиков по жилищно-коммунальным услугам, обеспечивая грамотно подобранные пакеты домов, выставляемых на конкурс, проведение информационной компании, формализованной процедуры подведения итогов, строгие и четкие критерии отбора,
- обеспечить формирование системы эффективных договорных отношений на предоставление жилищно-коммунальных услуг в соответствии с примерным договором, а также применение экономических санкций за нарушение договорных обязательств,
- обеспечить разработку и внедрение системы оценки качества и оплаты услуг подрядных организаций,
- производственной фирме "Смоленсккоммунсервис" обеспечить поставку вычислительной техники, разработку программ и обучение работников служб заказчиков и центров жилищных субсидий.
2.3. Регулирование деятельности естественных монополий по оказанию коммунальных услуг
- реализовать в области с участием территориального антимонопольного управления Указ Президента РФ N 426 от 28.04.97 г. "Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий",
- обеспечить регулирование цен путем контроля затрат и уровня рентабельности, обратив особое внимание на правильное начисление амортизационных отчислений (не допускать завышение стоимости основных фондов) и ремонтный фонд,
- выделить работы, которые могут проводиться на конкурсных условиях,
- и другое.
2.4. Ресурсообеспечение
- обеспечить разработку и проведение мероприятий по экономике энергоресурсов,
- осуществить, начиная с 1997 года, комплекс мер по оснащению зданий приборами учета и регулирования систем отопления и горячего водоснабжения, из них в первую очередь объектов бюджетной сферы, домов-новостроек, реконструируемых и капитально ремонтируемых, а также на границах раздела тепловых сетей и жилых микрорайонах,
- возложить на ПФ "Смоленсккоммунсервис" организацию работ по установке счетчиков тепла, воды и приборов регулирования, а АО "Смоленскоблгаз" счетчиков учета газа с обеспечением их поставок районам, включая привлечение долгов промышленных предприятий в областной бюджет,
- привести в порядок существующие в большинстве жилых домов водомеры и организовать расчеты за потребляемую воду строго по их показаниям (а не по нормативам),
- привлекать кредиты и внебюджетные источники финансирования работ по учету и регулированию ресурсов.
2.5. Изменение механизмов финансирования отрасли
2.5.1. Переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг
- темпы повышения уровня оплаты жилья проводить в соответствии с концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства и с учетом реальной социально-экономической ситуации и уровня доходов населения. Считать целесообразным проводить повышение тарифов таким образом, чтобы субсидии около 30% населения,
- рекомендовать органам местного самоуправления сохранить муниципальные социальные стандарты на уровне областных стандартов. По муниципальным стандартам, отличающимся от областных, соответствующие обоснования представлять региональной комиссии,