ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24.10.97 г. N 415
О мерах по созданию единого информационного пространства
Смоленской области
__________________________________
На основании Постановления Администрации Смоленской
области от 28.07.2003 № 191 данный документ утратил силу
__________________________________
В целях создания на территории области единого информационного пространства, обеспечивающего повышение эффективности функционирования социальных, экономических и управляющих подсистем общества, а также реализации конституционных прав граждан на удовлетворение информационных потребностей и в соответствии с Федеральным Законом "Об информации, информатизации и защите информации" N 24-ФЗ от 20 февраля 1995 года
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Программу информатизации Смоленской области на период до 2005 года согласно приложению 1.
2. Финансовому управлению (А. Ященко) предусмотреть выделение средств на выполнение мероприятий Программы в областном бюджете на 1998 г.
3. Управлению делами администрации области (Н.Рулев) выделить необходимые помещения для размещения комитета по информационным ресурсам и телекоммуникациям.
4. Контроль за выполнением данного постановления оставляю за собой.
А.Глушенков
Приложение N 1
к постановлению
главы администрации
Смоленской области
от 24.10.97 г. N 415
ПРОГРАММА
информатизации Смоленской области
на период до 2005 г.
Основной целью информатизации является создание на территории области единого информационного пространства, обеспечивающего повышение эффективности функционирования социальных, экономических и управляющих подсистем общества, а также реализации конституционных прав граждан на удовлетворение информационных потребностей.
Единое информационное пространство имеет структуру многоуровневой системы информационного обеспечения и взаимодействия всех субъектов информационных отношений, действующих на территории области. В соответствии с группировкой этих субъектов следует рассматривать следующие компоненты информационного пространства как системы отношений:
подсистема информационно-справочного обслуживания граждан;
подсистема информационно-справочного и аналитического обслуживания хозяйствующих субъектов;
подсистема информационно-справочного и аналитического обслуживания органов государственной власти и местного самоуправления на территории области.
Все вышеперечисленные подсистемы различаются по составу функциональных компонентов, но имеют значительное пересечение на уровне инфраструктурных компонентов (информационные и коммуникационные ресурсы). Для исключения параллелизма и дублирования работ, обеспечения совместимости этих подсистем, а также минимизации капитальных затрат при создании и эксплуатации, необходима централизация работ по этим компонентам в период создания одной из подсистем и совместное использование всеми подсистемами в процессе эксплуатации, на основе нормативно-правового регулирования прав, обязанностей и ответственности всех субъектов информационных отношений.
Наиболее рациональным вариантом на первом этапе формирования единого информационного пространства области является опережающее развитие интегрированной системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления области путем максимального использования возможностей, существующих информационно-вычислительных систем (ИВС) органов власти и управления (областного и федерального уровня, отраслевых и муниципальных), путем кооперации и координации работ этих субъектов информационных отношений. Именно на развитие информационных систем органов государственной власти области и направлен первый этап Программы информатизации, приведенный в Приложении 1.
В области, как и в целом по стране, несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне. Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью и обусловлена зачастую должностным положением и социальным статусом потребителя. Не решена проблема коллективного формирования и доступа к территориально-распределенным информационным ресурсам являющихся основой единого информационного пространства.
Отсутствует единая нормативно-правовая, нормативно-техническая, организационная и методологическая поддержка процессов формирования единого информационного пространства области, в том числе формирования и функционирования системы информационного обеспечения органов управления области, их информационного взаимодействия с федеральными и отраслевыми органами.
Информация не воспринимается как ценный государственный информационный ресурс и в результате отсутствия правовых и организационных норм, регламентирующих процессы ее создания и использования, часто становится предметом крупномасштабного присвоения и наживы частными фирмами, а не средством окупаемости затрат бюджетов всех уровней.
Отсутствует координация и согласование системы подготовки и повышения квалификации кадров территориального управления с процессами информатизации этих органов, практически отсутствует система профессиональной подготовки аналитиков по вопросам управления и использования информационных технологий в органах территориального управления.
Имеется значительная дифференциация в степени оснащенности и качестве используемых программно-технических средств органов управления территориального (субъектов Федерации и местного самоуправления) и ведомственного отраслевого уровней.
Вместо создания эффективной информационной технологии формирования и ведения единой системы территориальных первичных баз данных области и получения на их основе агрегированной и интегрированной информации для органов управления всех уровней, органы управления федерального уровня, министерства и ведомства пытаются независимо друг от друга, органов управления областью и местного самоуправления, создавать собственные информационные органы и системы для получения аналитической информации на основе своих специфических и несогласованных требований.
Существует преобладание доли собственных и заказных разработок над долей приобретения и внедрения готовых и типовых программных средств и проектных решений информационных систем.
Имеется наличие большого числа невзаимоувязанных прикладных программ и систем и, как следствие, низкий уровень их унификации и интеграции, недостаточное потребительское качество в результате отсутствия систем сертификации и управления качеством.
Наблюдается недостаточный уровень и степень централизации работ, обеспечивающих: унификацию и стандартизацию прикладных (функциональных) систем; развитие инфраструктуры информатизации (информационно-телекоммуникационных сетей, системы сервисного, консультационного и технического обслуживания пользователей и т.д.).
Состояние работ по интеграции существующих и формированию единых автоматизированных информационных ресурсов (системы баз данных), в том числе системы ведения территориальных кадастров и регистров является неудовлетворительным.
Почти полностью отсутствует на муниципальном уровне инфраструктура информатизации: информационно-телекоммуникационные сети, системы сервисного, консультационного и технического обслуживания пользователя.
Преобладает низкая степень понимания необходимости реализации функций государственной политики информатизации: координации деятельности органов управления всех уровней, расположенных на территории области, в сфере информатизации и информационного взаимодействия (централизованная составляющая информатизация); управления развитием отрасли информатизации в целом с целью реализации конституционных прав населения и субъектов хозяйственной деятельности (децентрализованная составляющая информатизации).
Наблюдается нехватка бюджетных ресурсов и низкий уровень привлечения внебюджетных инвестиций для финансового обеспечения информатизации.
Преобладает низкая результативность расходования средств и низкая эффективность управления государственной собственностью (имуществом) в сфере информатизации.
Отсутствует нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение регламентации доступа к информации и, как следствие, обеспечение защиты информации и информационной безопасности.
Отсутствует нормативно-правовая база и организационная инфраструктура, обеспечивающая информационное обслуживание населения и хозяйствующих субъектов, в т.ч. малого бизнеса.
Целью Программы является построение интегрированной системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления области в соответствии с требованиями Устава и законов Смоленской области, законов Российской Федерации как основной системообразующей части единого информационного пространства области, а также создание инфраструктурных и других предпосылок для формирования других подсистем информационного пространства. Создание интегрированной системы информационного обеспечения органов управления области (Далее - СИСТЕМА) планируется путем организации информационного взаимодействия и интеграции существующих информационно-вычислительных систем органов управления области (федерального, областного и муниципального уровней) на основе совместного формирования и использования унифицированных (единых) областных инфраструктурных компонент (системы информационных ресурсов, информационно-коммуникационной системы и единого организационно-экономического механизма управления и ведения работ по информатизации).
Достижение этой цели требует скоординированного проведения работ по ряду направлений.
1) Формирование функционально полной системы.
Реализация работ этого направления позволит:
реализовать качественно новый, системный (согласованный, сбалансированный, комплексный) подход к организации информационного обеспечения территориального управления;
повысить оперативность работы и качество принимаемых решений за счет улучшения информационно-аналитического обеспечения и информационного взаимодействия;
оптимизировать и регламентировать затраты бюджетов всех уровней;
централизировать работы и консолидировать ресурсы по выработке единых (унифицированных) проектных решений и стандартов на программно-техническое, нормативно-правовое и организационно-технологическое обеспечение информационных систем (ИС) различного уровня;
повысить качество создаваемых ИС;
повысить обоснованность и контролируемость, а также снизить уровень бюджетных затрат при создании систем на основе унифицированных проектов и использования готовых (серийно выпускаемых) программно-технических средств;
ликвидировать затраты на информационную взаимоувязку ИС различных уровней (необходимые при нецентрализованной разработке).
2) Создание информационных ресурсов системы.
3) Создание системы информационно-телекоммуникационного взаимодействия функциональных информационных систем и абонентов системы.
Реализация работ этих направлений позволит:
обеспечить органы управления современными информационно-коммуникационными средствами информационного взаимодействия и многоаспектной и комплексной информацией для подготовки и принятия решений;
обеспечить минимизацию и повышение эффективности затрат бюджетов всех уровней на создание и эксплуатацию информационной и коммуникационной компонент функциональных блоков и подсистем СИСТЕМЫ;
обеспечить условия для дальнейшего развития и интеграции функциональной части СИСТЕМЫ;
создать условия для развития децентрализованной составляющей информатизации - рынка информационной продукции и услуг для населения и хозяйствующих субъектов, в том числе силами малого и среднего бизнеса в сфере информатизации (подсистемы обслуживания граждан и хозяйствующих субъектов).
4) Организация информационно-аналитического обеспечения высших органов государственной власти области
5) Обеспечение защиты информации и информационной безопасности
6) Нормативно-правовое, нормативно-техническое и кадровое обеспечение процессов информатизации.
7) Формирование организационно-экономического механизма проведения и управления работами по информатизации. Реализация этих направлений позволит:
проводить в области единую государственную политику информатизации;
реализовать ресурcно-финансовый механизм управления информатизацией в условиях перехода к рыночной экономике;
вовлечь информационные ресурсы (в т.ч. государственные) в эффективный хозяйственный оборот;
обеспечить консолидацию инвестиций бюджетов различных уровней и привлечь внебюджетные инвестиции к развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры области на современном уровне;
создать эффективную систему защиты информации и обеспечения информационной безопасности;
обеспечить контроль за качеством продукции и услуг в сфере информатизации;
достигнуть основной цели государственной поддержки информатизации при оптимизации затрат бюджетных средств, за счет использования при построении СИСТЕМЫ имеющихся заделов и концентрации на ключевых проектах финансовых ресурсов различных учреждений, организаций и предприятий области;
активизировать деятельность структур малого и среднего бизнеса в сфере информатизации;
создать на территории области условия для дальнейшего развития информатизации как саморазвивающегося рыночного процесса, имеющего экономические рычаги для его регулирования органами управление области.
В то же время, задачи Программы могут быть условно разбиты на две большие группы:
собственного производства, обработки и доставки информации, информационно-аналитической поддержки процессов принятия решений;
создания и сопровождения программно-технических средств обеспечения процессов первой группы.
Кроме того, достижение цели Программы невозможно без решения текущих подзадач, обеспечивающих нормальное функционирование уже существующих информационных систем и средств их обеспечения.
1) Текущие подзадачи:
ведение и сопровождение информационных систем и баз данных;
коммуникационное и сетевое обеспечение;
техническое обслуживание и ремонт.
2) Подзадачи развития:
1. Создание информационных систем и баз данных, автоматизированных рабочих мест. Развитие и модификация информационных систем.
2. Создание единой сети передачи данных в системе управления области (органы государственной власти и местного самоуправления)
3. Создание коммуникационной среды на территории области
4. Создание системы информационной безопасности.
5. Стандартизация и обеспечение лицензионной чистоты.
6. Правовое обеспечение реализации Программы.
7. Кадровое обеспечение Программы.
3) Сервисные подзадачи:
1. Приобретение и монтаж технических средств для реализации программы.
2. Приобретение нового системного и прикладного программного обеспечения для реализации программы.
3. Приобретение и эксплуатация каналов связи для реализации программы.