На основании проведенного анализа работы служб занятости за пять лет, изучения тенденций в демографическом, социально-экономическом развитии области и сложившейся ситуации в сфере занятости разработан прогноз формирования рынка труда области на 1998 год. Предполагается, что существенных изменений не произойдет, как в качественном, так и в количественном составе рынка труда.
Продолжавшиеся кризисные явления в экономике не вызвали обвальной безработицы, рост ее остался умеренным. Однако первые симптомы экономической стабилизации неустойчивы и не могут в ближайшее время позитивно сказаться на состояние рынка труда.
Состояние рынка труда в 1998 году по-прежнему будет определяться мерами, проводимыми органами исполнительной власти в финансово-экономической и социальной сферах.
Несоответствие между экономической динамикой и динамикой занятости остается. Нарастание числа финансово-экономических проблем сопровождается сокращением численности занятых. За счет этих факторов ожидается высвобождение 12,3 тыс.чел. Наибольшее высвобождение численности ожидается в жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании (5,5% от числа работающих), промышленности (5,2%), в строительстве (3,6%).
Производительность труда снизилась. Многие предприятия стоят перед дилеммой: сокращение персонала для повышения эффективности или сохранении кадрового ядра (в том числе за счет административных отпусков и сокращения рабочего времени) в ожидании экономического роста. По-прежнему остро стоит вопрос с выплатой заработной платы. Все это, а также условия труда на производствах становятся существенным фактором, влияющим на текучесть кадров на предприятиях. Численность выбывших по причине текучести кадров составит на рынке труда 71,5 тыс.чел.
Перемены на рынке труда, рост безработицы изменили требования к качеству рабочей силы. Работники низкой квалификации или узкой специализации имеют меньшие шансы найти новое рабочее место.
Трудности в поиске рабочего места в связи с недостатком профессиональных знаний и опыта подстерегают в первую очередь молодежь. По прогнозу на рынке труда окажется 14,8 тыс. молодых людей.
Под воздействием экономических факторов все большее число граждан из категории временно незанятого населения и населения, занятого в личном подсобном хозяйстве, будет обращаться на рынок труда. Длительный перерыв в работе, низкая квалификация или ее отсутствие не дадут возможности многим из них трудоустроиться самостоятельно. В 1998 году на рынок труда поступит 58,1 тыс.чел. данной категории.
Предложение рабочей силы на рынке труда по сравнению с 1997 годом увеличится на 3,8 тыс.чел. или на 2,2%, и составит 176,7 тыс.чел., из них 80,5% обратятся в службу занятости по вопросу трудоустройства.
Обострятся проблемы трудоустройства отдельных социально-демографических групп населения (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф). Ежегодно на рынок труда поступает от 5 до 8% граждан данной категории в трудоспособном возрасте. В 1998 году ожидается поступление на рынок труда 39,4 тыс. чел. этой категории (6% трудоспособного населения), из них 30,3 тыс.чел. обратятся в службу занятости. Для их трудоустройства понадобится дополнительное квотирование 12,7 тыс.рабочих мест ( к имеющимся уже на предприятиях 25,9 тыс. рабочих мест).
Для стабилизации обстановки на рынке труда необходимо будет создать 7,8 тыс. новых дополнительных рабочих мест.
В результате проведения совместных скоординированных активных действий администраций городов и районов, областных комитетов и управлений, службы занятости по смягчению ситуации на рынке труда предполагается снизить уровень безработицы на 10,5% и обеспечить занятость 104,4 тыс.чел., в т.ч.9,5 тыс. с предварительным переобучением.
Несоответствие спроса и предложения рабочей силы, неудовлетворенный спрос на рабочие места могут превысить 34,5 тыс. человек, (6,8% от численности экономически активного населения), что отражено в таблице 2.
таблица 2
Предложение и использование | |||
Категории (тыс.чел.) | предложе- | использование | |
самосто- | при посред- | ||
Работники высвобождаемые с |
|
|
|
Молодежь, поступившая на работу после |
|
|
|
Уволенные из армии | 4,8 | 0,9 | 3,9 |
Освобожденные из мест лишения свободы | 1,1 | 0,1 | 1,0 |
Женщины, выходящие на работу из отпуска |
|
|
|
Лица, нуждающиеся в трудоустройстве, из |
|
|
|
Инвалиды, пенсионеры по возрасту | 3,9 | 1,3 | 2,6 |
Текучесть кадров (уволенные по |
|
|
|
Беженцы и переселенцы | 9,9 | 3,3 | 6,6 |
Предложение рабочей силы - всего | 176,7 | 34,3 | 142,4 |
Выбывшие с производства по причинам: |
| ||
Свободные рабочие места за счет |
| ||
Организация дополнительных рабочих |
|
|
|
Имеющиеся в различных сферах |
|
|
|
Прирост новых рабочих мест (за счет |
| ||
Ожидается спрос на рабочую силу-всего | 128,1 | ||
Превышение предложения над спросом на |
|
|
|
Уровень регистрируемой безработицы в |
|
|
|
Таким образом, в 1998 году экономика не будет обладать достаточным потенциалом для полного решения вопросов безработицы. Рост безработицы продолжится.
Ситуация на рынке труда обуславливает возрастание следующих направлений политики содействия занятости населения в 1998 году:
профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения;
опережающее переобучение и переподготовка работников, находящихся под угрозой увольнения;
расширение масштабов подготовки кадров и финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса;
поддержка и обеспечение занятости населения на градообразующих предприятиях;
финансовая поддержка работодателей, создающих ученические и рабочие места для отдельных категорий граждан, а также осуществляющих профессиональную переподготовку персонала;
увеличение масштабов общественных работ и временной занятости безработных граждан;
социальная защита работников предприятий и организаций, к которым применяются процедуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).