Действующий

Об утверждении программы обеспечения занятости населения Смоленской области на 1998 год (с изменениями на 12 мая 1998 года)

II. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА НА 1998 ГОД
И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
(ПРИЛОЖЕНИЕ N 1)

На основании проведенного анализа работы служб занятости за пять лет, изучения тенденций в демографическом, социально-экономическом развитии области и сложившейся ситуации в сфере занятости разработан прогноз формирования рынка труда области на 1998 год. Предполагается, что существенных изменений не произойдет, как в качественном, так и в количественном составе рынка труда.

Продолжавшиеся кризисные явления в экономике не вызвали обвальной безработицы, рост ее остался умеренным. Однако первые симптомы экономической стабилизации неустойчивы и не могут в ближайшее время позитивно сказаться на состояние рынка труда.

Состояние рынка труда в 1998 году по-прежнему будет определяться мерами, проводимыми органами исполнительной власти в финансово-экономической и социальной сферах.

Несоответствие между экономической динамикой и динамикой занятости остается. Нарастание числа финансово-экономических проблем сопровождается сокращением численности занятых. За счет этих факторов ожидается высвобождение 12,3 тыс.чел. Наибольшее высвобождение численности ожидается в жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании (5,5% от числа работающих), промышленности (5,2%), в строительстве (3,6%).

Производительность труда снизилась. Многие предприятия стоят перед дилеммой: сокращение персонала для повышения эффективности или сохранении кадрового ядра (в том числе за счет административных отпусков и сокращения рабочего времени) в ожидании экономического роста. По-прежнему остро стоит вопрос с выплатой заработной платы. Все это, а также условия труда на производствах становятся существенным фактором, влияющим на текучесть кадров на предприятиях. Численность выбывших по причине текучести кадров составит на рынке труда 71,5 тыс.чел.

Перемены на рынке труда, рост безработицы изменили требования к качеству рабочей силы. Работники низкой квалификации или узкой специализации имеют меньшие шансы найти новое рабочее место.

Трудности в поиске рабочего места в связи с недостатком профессиональных знаний и опыта подстерегают в первую очередь молодежь. По прогнозу на рынке труда окажется 14,8 тыс. молодых людей.

Под воздействием экономических факторов все большее число граждан из категории временно незанятого населения и населения, занятого в личном подсобном хозяйстве, будет обращаться на рынок труда. Длительный перерыв в работе, низкая квалификация или ее отсутствие не дадут возможности многим из них трудоустроиться самостоятельно. В 1998 году на рынок труда поступит 58,1 тыс.чел. данной категории.

Предложение рабочей силы на рынке труда по сравнению с 1997 годом увеличится на 3,8 тыс.чел. или на 2,2%, и составит 176,7 тыс.чел., из них 80,5% обратятся в службу занятости по вопросу трудоустройства.

Обострятся проблемы трудоустройства отдельных социально-демографических групп населения (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф). Ежегодно на рынок труда поступает от 5 до 8% граждан данной категории в трудоспособном возрасте. В 1998 году ожидается поступление на рынок труда 39,4 тыс. чел. этой категории (6% трудоспособного населения), из них 30,3 тыс.чел. обратятся в службу занятости. Для их трудоустройства понадобится дополнительное квотирование 12,7 тыс.рабочих мест ( к имеющимся уже на предприятиях 25,9 тыс. рабочих мест).

Для стабилизации обстановки на рынке труда необходимо будет создать 7,8 тыс. новых дополнительных рабочих мест.

В результате проведения совместных скоординированных активных действий администраций городов и районов, областных комитетов и управлений, службы занятости по смягчению ситуации на рынке труда предполагается снизить уровень безработицы на 10,5% и обеспечить занятость 104,4 тыс.чел., в т.ч.9,5 тыс. с предварительным переобучением.

Несоответствие спроса и предложения рабочей силы, неудовлетворенный спрос на рабочие места могут превысить 34,5 тыс. человек, (6,8% от численности экономически активного населения), что отражено в таблице 2.

                                                  таблица 2

Предложение и использование
рабочей силы в 1998 году

Категории (тыс.чел.)

предложе-
ние на раб.силу

использование

самосто-
ятельно

при посред-
ничестве
службы

Работники высвобождаемые с
производства


12,3


0,5


11,8

Молодежь, поступившая на работу после
окончания средних общеобразовательных
школ и профессиональных учебных
заведений (дневное обучение)




14,8




4,2




10,6

Уволенные из армии

4,8

0,9

3,9

Освобожденные из мест лишения свободы

1,1

0,1

1,0

Женщины, выходящие на работу из отпуска
по уходу за ребенком


0,3


0,1


0,2

Лица, нуждающиеся в трудоустройстве, из
числа трудоспособного населения в
трудоспособном возрасте, занятого в
домашнем и личном подсобном хозяйстве




58,1




8,4




49,7

Инвалиды, пенсионеры по возрасту

3,9

1,3

2,6

Текучесть кадров (уволенные по
собственному желанию и за нарушение
трудовой дисциплины)



71,.5



15,5



56,0

Беженцы и переселенцы

9,9

3,3

6,6

Предложение рабочей силы - всего
(поступит на рынок труда за
исключением оформленных на досрочную
пенсию и заканчивающих переобучение
в 1998 году)

176,7

34,3

142,4

Выбывшие с производства по причинам:
- поступления на учебу с отрывом от
производства, оформлением на пенсию,
уходом в армию
- естественной убыли в трудоспособном
возрасте




30,4

4,1

Свободные рабочие места за счет
текучести кадров


69,5

Организация дополнительных рабочих
мест


7,8


х


7,8

Имеющиеся в различных сферах
хозяйствования различные рабочие
места


2,1


х


2,1

Прирост новых рабочих мест (за счет
строительства и ввода в действие новых
и расширения действующих предприятий и
объектов, создания малых предприятий)




14,2

Ожидается спрос на рабочую силу-всего

128,1

Превышение предложения над спросом на
рабочую силу


34,5


х


34,5

Уровень регистрируемой безработицы в
городах и районах области (%):
- до проведения активной политики
- после проведения активной политики



17,3
6,8



х
х



17,3
6,8


Таким образом, в 1998 году экономика не будет обладать достаточным потенциалом для полного решения вопросов безработицы. Рост безработицы продолжится.

Ситуация на рынке труда обуславливает возрастание следующих направлений политики содействия занятости населения в 1998 году:     

      

       профессиональная ориентация    и    психологическая   поддержка безработных граждан и незанятого населения;

       опережающее переобучение     и    переподготовка    работников, находящихся под угрозой увольнения;

       расширение масштабов  подготовки  кадров и финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса;

       поддержка и  обеспечение занятости населения на градообразующих предприятиях;

       финансовая поддержка  работодателей,  создающих  ученические  и рабочие места для отдельных категорий граждан,  а также осуществляющих профессиональную переподготовку персонала;

       увеличение масштабов общественных работ и  временной  занятости безработных граждан;

       социальная защита  работников  предприятий  и  организаций,   к которым   применяются   процедуры,  предусмотренные  законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).