ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19.11.97 г. N 445
(с изменениями на 12 мая 1998 года)
__________________________________
в редакции Постановления Администрации
Смоленской области от 12.05.1998 № 202
__________________________________
В целях реализации государственной политики содействия занятости населения и обеспечения социальной защиты граждан имеющих низкую конкурентноспособность на рынке труда
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить "Программу обеспечения занятости населения Смоленской области на 1998 год" и бюджет финансового обеспечения Программы согласно приложению.
2. Областному центру занятости населения (Мищенков В.П.) представить программу обеспечения занятости населения Смоленской области на 1998 год" и бюджет финансового обеспечения Программы на согласование в Министрество труда и социального развития Российской Федерации и внести для рассмотрения на заседании областной Думы до 30 ноября 1997 года.
3. Утвердить состав комиссии по предотвращению критической ситуации на рынке труда в отдельных регионах области, где уровень официально регистрируемой безработицы достигает 6,8%:
Голичев В.Д. - заместитель Главы администрации
области, председатель комиссии;
Мищенков В.П. - директор областного центра занятости
населения, заместитель председателя;
Члены комиссии:
Власов Н.И. - председатель комитета по координации
промышленности;
Прохоров А.Д. - Глава администрации г.Смоленска;
Черкасова В.В. - директор АО "Смоленская чулочная фабрика";
Сафонов И.И. - председатель комитета по социальной защите
населения;
Хомутов М.А. - председатель комитета по экономике;
Сынкин Ю.К. - председатель облсовпрофа;
Ященко А.Е. - начальник финансового управления.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы администрации области Анисимова В.И.
А.Е.Глушенков
Приложение
к постановлению
главы администрации
Смоленской области
от 19.11.97 г. N 445
П Р О Г Р А М М А
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1998 ГОД
Паспорт Программы обеспечения занятости населения
Смоленской области на 1998 год - 1
В в е д е н и е - 4
I. Демографическая и социально-экономическая
ситуация на рынке труда - 5
II. Источники формирования рынка труда на 1998 год
и основные направления их использования - 7
III. Основные направления обеспечения занятости
населения в 1998 году: - 10
1. Содействие трудоустройству - 10
2. Экономическая поддержка обеспечения
занятости населения - 12
3. Содействие развитию самозанятости и
предпринимательской инициативы - 14
4. Содействие временному трудоустройству
граждан, организация общественных работ - 16
5. Профессиональная ориентация и консультация
безработных граждан и незанятого населения - 17
6. Профессиональное обучение безработных граждан
и незанятого населения - 18
7. Социальная интеграция и поддержка граждан
с особыми потребностями: - 20
поддержка граждан с ограниченной
трудоспособностью; - 22
обеспечение занятости молодежи; - 23
обеспечение занятости одиноких и многодетных
родителей, воспитывающих несовершеннолетних
детей, детей-инвалидов, семей, в которых оба
родителя признаны безработными; - 25
обеспечение занятости лиц, освобожденных
из мест лишения свободы; - 27
работа с беженцами и вынужденными переселенцами,
внутриобластное переселение; - 28
поддержка граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей. - 30
8. Обеспечение занятости населения в регионах с
напряженной ситуацией на рынке труда - 31
IY. Материальная поддержка безработных и членов их
семей - 34
Y. Развитие, совершенствование работы и информационное
обеспечение службы занятости населения - 35
YI. Финансовое обеспечение выполнения Программы-98 - 39
З а к л ю ч е н и е - 40
Приложения к Программе
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа обеспечения занятости
населения Смоленской области на
1998 год.
ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ Закон Российской Федерации "О
ПРОГРАММЫ занятости населения в Российской
Федерации" N 36-ФЗ от 20.04.96 г.
(ст.15); поручение первого
заместителя Главы администрации
Смоленской области N 3/454 от
29.05.97 г.
ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ Областной центр занятости населения
ПРОГРАММЫ при участии профсоюзов, комитетов и
управлений областной администрации,
общественных организаций.
ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ Создание условий для быстрейшего
ПОКАЗАТЕЛИ трудоустройства безработных
граждан, эффективной целевой
поддержки лиц, потерявших работу,
смягчение последствий долговременной
безработицы через:
сдерживание роста численности
безработных путем реализации
комплекса мер по организации и
проведению опережающего переобучения
и переподготовки
персонала, социальной защите
работников предприятий и других
организаций, находящихся на грани
банкротства; увеличение масштабов
общественных и временных работ;
оказание финансовой помощи
работодателям, создающим
дополнительные и сохраняющим
существующие рабочие
места, осуществляющим
профессиональную переподготовку
персонала;
реализация мероприятий по
обеспечению занятости в регионах с
напряженной ситуацией на рынке
труда, в т.ч. поддержка и развитие
занятости на градообразующих
предприятиях;
расширение масштабов и
усиление финансовой поддержки малого
и среднего бизнеса, частного
предпринимательства.
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ Реализация Программы позволит:
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ оказать посреднические услуги
в подборе подходящей работы 142,4
тыс.чел., в т.ч. 30,3 тыс.чел.
требующим социальной защиты;
создать и сохранить 7845
рабочих мест;
организовать общественные
работы для 4,3 тыс.чел.;
обеспечить временное
трудоустройство 3 тыс.чел.;
организовать временную
занятость 1,4 тыс.подростков;
поддержать предпринимательскую
инициативу 271 чел.;
предоставить возможность
получения необходимых для
последующего трудоустройства
профессиональных навыков и знаний
9,5тыс.чел.
провести профконсультационную
работу с 142,4 тыс. чел.;
осуществить компенсационные
выплаты 3023 чел.;
поддержать доходы 89,4 тыс.
чел.;
не допустить роста уровня
регистрируемой безработицы в городах
и районах области свыше 6,8%.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В течение 1998 года.
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ Финансовые затраты на реализацию
ФИНАНСИРОВАНИЯ Программы в 1998 году составят
219,4 млрд.рублей, в т.ч.74,6 млрд.
рублей - из средств предприятий,
45,0 млрд.рублей - из местного
бюджета, 53,4 млрд. рублей -
региональной части фонда занятости,
43.1 млрд.руб.дотация из федеральной
части фонда занятости), 3,3 млрд.
рублей - из республиканского
бюджета.)
КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ Контроль за выполнением Программы
ПРОГРАММЫ осуществляют органы службы
занятости совместно с
заинтересованными органами
законодательной и исполнительной
власти области,профсоюзами.
Финансовые затраты из средств фонда занятости могут быть уточнены в связи с принятием Федерального Закона "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1998 год".
Объем финансового обеспечения Программы определен без учета деноминации рубля и с 1 января 1998 года будет скорректирован.
На фоне относительного замедления инфляционных процессов в 1997 году по-прежнему сохранялся спад производства и инвестиционной активности, который сопровождался обострением кризиса неплатежей, снижением платежеспособного спроса потребителей, ростом издержек производства, диспропорциями в ценообразовании.
В этих условиях политика занятости в области должна быть направлена на сдерживание роста безработицы, порождающей целый комплекс проблем: снижаются покупательная способность и уровень жизни значительной части населения, бюджеты теряют налогоплательщиков, а предприятия - квалифицированные кадры, увеличивается риск социальной напряженности, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое бремя.
Рынок труда формируется под влиянием множества экономических и социальных факторов и сам воздействует на них. Задачу смягчения негативных последствий безработицы можно решить только при условии интеграции мер по обеспечению занятости населения в общую программу социально-экономического развития области.
Программа обеспечения занятости населения Смоленской области на 1998 год разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными документами Министерства труда и социального развития. В ее основу положены анализ существующей ситуации на рынке труда области, прогноз его состояния в 1998 году, План социально-экономического развития области до 2005 года, программы занятости, утвержденные руководителями местного самоуправления городов и районов. Учтены конструктивные предложения областных комитетов, управлений, ведомств, депутатов областной Думы, профсоюзов, общественных организаций. Программа составлена с учетом происходящих в области демографических изменений, спроса и предложений на рабочую силу.
Приоритетными группами населения, на которые ориентируется Программа, являются безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости, и прежде всего граждане с низкой конкурентоспособностью на рынке труда; трудоспособные граждане, имеющие работу, но рискующие ее потерять.
Программа предусматривает ряд экономических и организационных мер по реализации гарантий государства на право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности.
Главная стратегическая цель Программы - определение направлений действий, которые позволят смягчить социальные, психологические последствия роста безработицы, будут содействовать трудоустройству населения, расширению спроса на рабочую силу и обеспечению поддержки ее эффективного использования в соответствии с требованиями рынка. Достижение указанной цели предполагает координацию усилий органов власти всех уровней, профсоюзов, общественных объединений, организаций, предпринимателей по стабилизации и сокращению темпов роста числа безработных, совершенствование и развитие службы занятости для обеспечения эффективного взаимодействия с работодателями и безработными.
Демографическая ситуация в области в настоящее время характеризуется отрицательным естественным приростом населения (на 1000 человек приходится 7,5 родившихся и 18,1 умерших) и увеличением механического прироста. Сальдо миграции на протяжении последних лет остается положительным. Так, в 1994 году миграционный прирост составил 17,4 тыс.чел., в 1995 г. - 10,5 тыс.чел., в 1996 г. - 5 тыс.чел. За 9 месяцев т.г. в область прибыло 18,1 тыс.чел., механический прирост составил - 2,4тыс. чел., в 1998 году, по прогнозу ожидается прибытие 10 тыс.чел.
Доля лиц трудоспособного возраста в общей численности населения в 1998 году составит 55,7% (653,3 тыс.чел.). В силу низкого жизненного уровня остается высоким спрос на рабочие места со стороны населения старше трудоспособного возраста. На 1000 лиц трудоспособного возраста приходится 793 нетрудоспособных, из них 382 - дети и подростки, 411 пенсионеры.
В последние годы происходят изменения в распределении трудовых ресурсов по характеру участия их в общественно-полезной деятельности. Всего во всех сферах трудовой деятельности будет занято 455,2 тыс.чел. (69,6 % от численности трудоспособного населения и 89,2% от экономически активного населения). Численность экономически активного населения составит 510,1 тыс.чел. Численность занятых всеми видами экономической деятельности снизилась с 492,9 тыс.чел в 1992 году до 451,6 тыс.чел. в 1996 году (8,4%), из них на крупных и средних предприятиях трудится 367,8 тыс.чел. и 83,8 тыс.чел. заняты на малых и частных предприятиях и индивидуальными видами деятельности. Снижение численности работающих на предприятиях и в организациях сопровождается увеличением числа граждан, не имеющих занятия. На 1 октября т.г. общий уровень безработицы составляет 14,7% (1995 г. - 9,5%, 1996 г. - 11,5%).
При снижении объемов занятости происходит перераспределение рабочей силы из сферы материального производства в непроизводственную. В 1996 году по сравнению с 1995 годом в отраслях материального производства численность сократилась на 13,6%, а в непроизводственной сфере увеличилась на 5,4%.
Перераспределение рабочей силы относительно ее участия в производственном процессе приведено в таблице 1.
таблица N 1