ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19.11.97 г. N 445

Об утверждении программы обеспечения
занятости населения Смоленской
области на 1998 год

(с изменениями на 12 мая 1998 года)
__________________________________

в редакции Постановления Администрации
 Смоленской области от 12.05.1998 № 202
__________________________________

В целях реализации государственной политики содействия занятости населения и обеспечения социальной защиты граждан имеющих низкую конкурентноспособность на рынке труда

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить "Программу обеспечения занятости населения Смоленской области на 1998 год" и бюджет финансового обеспечения Программы согласно приложению.

2. Областному центру занятости населения (Мищенков В.П.) представить программу обеспечения занятости населения Смоленской области на 1998 год" и бюджет финансового обеспечения Программы на согласование в Министрество труда и социального развития Российской Федерации и внести для рассмотрения на заседании областной Думы до 30 ноября 1997 года.

3. Утвердить состав комиссии по предотвращению критической ситуации на рынке труда в отдельных регионах области, где уровень официально регистрируемой безработицы достигает 6,8%:

     Голичев  В.Д.      - заместитель  Главы    администрации
                          области, председатель комиссии;
     Мищенков В.П.      - директор   областного   центра     занятости
                          населения, заместитель председателя;

                           Члены комиссии:

     Власов Н.И.        - председатель    комитета    по   координации
                          промышленности;
     Прохоров А.Д.      - Глава администрации г.Смоленска;
     Черкасова В.В.     - директор АО "Смоленская чулочная фабрика";
     Сафонов И.И.       - председатель комитета  по  социальной защите
                          населения;
     Хомутов М.А.       - председатель комитета по экономике;
     Сынкин Ю.К.        - председатель облсовпрофа;
     Ященко А.Е.        - начальник финансового управления.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы администрации области Анисимова В.И.


     А.Е.Глушенков


Приложение
к постановлению
главы администрации
Смоленской области
от 19.11.97 г. N 445

П Р О Г Р А М М А
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1998 ГОД

С О Д Е Р Ж А Н И Е

     Паспорт  Программы обеспечения занятости населения
     Смоленской области на 1998 год                          -    1

     В в е д е н и е                                         -    4

     I.   Демографическая и социально-экономическая
          ситуация на рынке труда                            -    5

     II.  Источники формирования рынка труда на 1998 год
          и основные направления их  использования           -    7

     III. Основные направления  обеспечения занятости
          населения в 1998 году:                             -   10

          1. Содействие трудоустройству                      -   10
          2. Экономическая поддержка обеспечения
             занятости населения                             -   12
          3. Содействие развитию самозанятости и
             предпринимательской инициативы                  -   14
          4. Содействие временному трудоустройству
             граждан, организация общественных работ         -   16
          5. Профессиональная ориентация и консультация
             безработных граждан и незанятого населения      -   17
          6. Профессиональное обучение безработных граждан
             и незанятого населения                          -   18
          7. Социальная интеграция и поддержка граждан
             с особыми потребностями:                        -   20
             поддержка граждан с ограниченной
             трудоспособностью;                              -   22
             обеспечение занятости молодежи;                 -   23
             обеспечение занятости одиноких и многодетных
             родителей, воспитывающих несовершеннолетних
             детей, детей-инвалидов, семей, в которых оба
             родителя признаны безработными;                 -   25
             обеспечение занятости лиц, освобожденных
             из мест лишения свободы;                        -   27
             работа с беженцами и вынужденными переселенцами,
             внутриобластное переселение;                    -   28
             поддержка граждан, уволенных с военной
             службы, и членов их семей.                      -   30

          8. Обеспечение занятости населения в регионах с
             напряженной ситуацией на рынке труда            -   31

     IY.  Материальная поддержка безработных и членов их
          семей                                              -   34

     Y.   Развитие, совершенствование работы и информационное
          обеспечение службы занятости населения             -   35

     YI.  Финансовое обеспечение выполнения Программы-98     -   39

          З а к л ю ч е н и е                                -   40

          Приложения к Программе

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 ГОД

     НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ       Программа обеспечения занятости
                                  населения Смоленской области на
                                  1998 год.

     ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ     Закон Российской Федерации  "О
          ПРОГРАММЫ               занятости населения в Российской
                                  Федерации" N 36-ФЗ от 20.04.96 г.
                                  (ст.15); поручение первого
                                  заместителя Главы администрации
                                  Смоленской области N 3/454 от
                                  29.05.97 г.

     ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ        Областной центр занятости населения
          ПРОГРАММЫ               при участии профсоюзов, комитетов и
                                  управлений областной  администрации,
                                  общественных организаций.

     ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ            Создание условий для быстрейшего
        ПОКАЗАТЕЛИ                трудоустройства безработных
                                  граждан, эффективной целевой
                                  поддержки лиц, потерявших работу,
                                  смягчение последствий долговременной
                                  безработицы через:
                                        сдерживание роста численности
                                  безработных путем реализации
                                  комплекса мер по  организации и
                                  проведению опережающего переобучения
                                  и переподготовки
                                  персонала, социальной защите
                                  работников предприятий и других
                                  организаций, находящихся на грани
                                  банкротства; увеличение масштабов
                                  общественных и временных работ;
                                        оказание финансовой помощи
                                  работодателям, создающим
                                  дополнительные и сохраняющим
                                  существующие рабочие
                                  места, осуществляющим
                                  профессиональную переподготовку
                                  персонала;
                                        реализация мероприятий по
                                  обеспечению занятости в регионах с
                                  напряженной ситуацией на рынке
                                  труда, в т.ч. поддержка и развитие
                                  занятости на градообразующих
                                  предприятиях;
                                        расширение масштабов  и
                                  усиление финансовой поддержки малого
                                  и среднего бизнеса, частного
                                  предпринимательства.

     ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ           Реализация Программы позволит:
     РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ               оказать посреднические услуги
                                  в подборе подходящей работы 142,4
                                  тыс.чел., в  т.ч. 30,3  тыс.чел.
                                  требующим социальной защиты;
                                        создать и сохранить 7845
                                  рабочих мест;
                                        организовать общественные
                                  работы для 4,3 тыс.чел.;
                                        обеспечить временное
                                  трудоустройство 3 тыс.чел.;
                                        организовать  временную
                                  занятость 1,4 тыс.подростков;
                                        поддержать предпринимательскую
                                  инициативу 271 чел.;
                                        предоставить возможность
                                  получения необходимых для
                                  последующего трудоустройства
                                  профессиональных навыков и знаний
                                  9,5тыс.чел.
                                        провести профконсультационную
                                  работу с 142,4 тыс. чел.;
                                        осуществить компенсационные
                                  выплаты 3023 чел.;
                                        поддержать доходы 89,4 тыс.
                                  чел.;
                                        не допустить роста уровня
                                  регистрируемой безработицы в городах
                                  и районах области свыше 6,8%.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ   В течение 1998 года.

     ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ           Финансовые затраты на реализацию
       ФИНАНСИРОВАНИЯ             Программы в 1998 году  составят
                                  219,4 млрд.рублей, в т.ч.74,6 млрд.
                                  рублей  -  из  средств  предприятий,
                                  45,0 млрд.рублей  -   из   местного
                                  бюджета,  53,4 млрд. рублей -
                                  региональной части фонда занятости,
                                  43.1 млрд.руб.дотация из федеральной
                                  части фонда занятости), 3,3 млрд.
                                  рублей - из республиканского
                                  бюджета.)

     КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ      Контроль за выполнением  Программы
          ПРОГРАММЫ               осуществляют органы службы
                                  занятости совместно с
                                  заинтересованными органами
                                  законодательной и исполнительной
                                  власти области,профсоюзами.

Финансовые затраты из средств фонда занятости могут быть уточнены в связи с принятием Федерального Закона "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1998 год".

Объем финансового обеспечения Программы определен без учета деноминации рубля и с 1 января 1998 года будет скорректирован.

В В Е Д Е Н И Е

На фоне относительного замедления инфляционных процессов в 1997 году по-прежнему сохранялся спад производства и инвестиционной активности, который сопровождался обострением кризиса неплатежей, снижением платежеспособного спроса потребителей, ростом издержек производства, диспропорциями в ценообразовании.

В этих условиях политика занятости в области должна быть направлена на сдерживание роста безработицы, порождающей целый комплекс проблем: снижаются покупательная способность и уровень жизни значительной части населения, бюджеты теряют налогоплательщиков, а предприятия - квалифицированные кадры, увеличивается риск социальной напряженности, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое бремя.

Рынок труда формируется под влиянием множества экономических и социальных факторов и сам воздействует на них. Задачу смягчения негативных последствий безработицы можно решить только при условии интеграции мер по обеспечению занятости населения в общую программу социально-экономического развития области.

Программа обеспечения занятости населения Смоленской области на 1998 год разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными документами Министерства труда и социального развития. В ее основу положены анализ существующей ситуации на рынке труда области, прогноз его состояния в 1998 году, План социально-экономического развития области до 2005 года, программы занятости, утвержденные руководителями местного самоуправления городов и районов. Учтены конструктивные предложения областных комитетов, управлений, ведомств, депутатов областной Думы, профсоюзов, общественных организаций. Программа составлена с учетом происходящих в области демографических изменений, спроса и предложений на рабочую силу.

Приоритетными группами населения, на которые ориентируется Программа, являются безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости, и прежде всего граждане с низкой конкурентоспособностью на рынке труда; трудоспособные граждане, имеющие работу, но рискующие ее потерять.

Программа предусматривает ряд экономических и организационных мер по реализации гарантий государства на право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности.

Главная стратегическая цель Программы - определение направлений действий, которые позволят смягчить социальные, психологические последствия роста безработицы, будут содействовать трудоустройству населения, расширению спроса на рабочую силу и обеспечению поддержки ее эффективного использования в соответствии с требованиями рынка. Достижение указанной цели предполагает координацию усилий органов власти всех уровней, профсоюзов, общественных объединений, организаций, предпринимателей по стабилизации и сокращению темпов роста числа безработных, совершенствование и развитие службы занятости для обеспечения эффективного взаимодействия с работодателями и безработными.

I. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА

Демографическая ситуация в области в настоящее время характеризуется отрицательным естественным приростом населения (на 1000 человек приходится 7,5 родившихся и 18,1 умерших) и увеличением механического прироста. Сальдо миграции на протяжении последних лет остается положительным. Так, в 1994 году миграционный прирост составил 17,4 тыс.чел., в 1995 г. - 10,5 тыс.чел., в 1996 г. - 5 тыс.чел. За 9 месяцев т.г. в область прибыло 18,1 тыс.чел., механический прирост составил - 2,4тыс. чел., в 1998 году, по прогнозу ожидается прибытие 10 тыс.чел.

Доля лиц трудоспособного возраста в общей численности населения в 1998 году составит 55,7% (653,3 тыс.чел.). В силу низкого жизненного уровня остается высоким спрос на рабочие места со стороны населения старше трудоспособного возраста. На 1000 лиц трудоспособного возраста приходится 793 нетрудоспособных, из них 382 - дети и подростки, 411 пенсионеры.

В последние годы происходят изменения в распределении трудовых ресурсов по характеру участия их в общественно-полезной деятельности. Всего во всех сферах трудовой деятельности будет занято 455,2 тыс.чел. (69,6 % от численности трудоспособного населения и 89,2% от экономически активного населения). Численность экономически активного населения составит 510,1 тыс.чел. Численность занятых всеми видами экономической деятельности снизилась с 492,9 тыс.чел в 1992 году до 451,6 тыс.чел. в 1996 году (8,4%), из них на крупных и средних предприятиях трудится 367,8 тыс.чел. и 83,8 тыс.чел. заняты на малых и частных предприятиях и индивидуальными видами деятельности. Снижение численности работающих на предприятиях и в организациях сопровождается увеличением числа граждан, не имеющих занятия. На 1 октября т.г. общий уровень безработицы составляет 14,7% (1995 г. - 9,5%, 1996 г. - 11,5%).

При снижении объемов занятости происходит перераспределение рабочей силы из сферы материального производства в непроизводственную. В 1996 году по сравнению с 1995 годом в отраслях материального производства численность сократилась на 13,6%, а в непроизводственной сфере увеличилась на 5,4%.

Перераспределение рабочей силы относительно ее участия в производственном процессе приведено в таблице 1.

                                                 таблица N 1

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»