Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18.03.98 г. N 114

Об утверждении Положения о поисково-спасательной
службе Главного управления по делам ГО и ЧС
Смоленской области

______________________________________________________

На основании Постановления Администрации Смоленской
области от 26.12.2001 № 71 данный документ утратил силу
______________________________________________________

В соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации "Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей" от 22.08.1995 г., письма начальника гражданской обороны Российской Федерации - председателя Правительства Российской Федерации от 8.09.97 г. N 134-П22/322 и конкретизацией задач поисково-спасательной службы, выполняемых на территории области при возникновении чрезвычайных ситуаций

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о поисково-спасательной службе Главного управления по делам ГО и ЧС Смоленской области.

2. Считать утратившим силу приложение N 2 к Постановлению Главы администрации области от 10.03.1997 г. N 122 "О создании аварийно-спасательной службы для проведения спасательных работ при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий".

  

   Глава администрации области А.Глушенков


Утверждено
постановлением
главы администрации
Смоленской области
от 18.03.98 г. N 114

Положение о поисково-спасательной службе
Главного управления по делам ГО и ЧС
Смоленской области

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет основные задачи, права и обязанности, ответственность и статус спасателей, организацию и порядок функционирования поисково-спасательной службы (ПСС).

1.2. Поисково-спасательная служба Главного управления по делам ГО и ЧС области является структурным подразделением и состоит из управления и поисково-спасательного отряда (ПСО). ПСС создана для выполнения первоочередных поисковых и аварийно-спасательных и других неотложных работ по спасению людей и материальных ценностей при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, а также по предотвращению дальнейшего развития аварийных ситуаций.

13. Поисковые и аварийно-спасательные работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводятся под общим руководством председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям во взаимодействии со службами: противопожарной, охраны общественного порядка, медицинской, коммунально-технической и другими предприятиями и организациями. Руководителем ПСС является начальник Главного управления по делам ГО и ЧС области.

1.4. Основным оперативным подразделением ПСС является ПСО, личный состав которого принимает непосредственное участие в проведении поисковых и аварийно-спасательных работ. Руководителем ПСО является начальник ПСС области.

1.5. Финансирование, материально-техническое обеспечение ПСС производится за счёт областного бюджета через Главное управление по делам ГО и ЧС области.

2. Основные цели и задачи ПСС.


2.1. Правовой основой создания и деятельности ПСС являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 г. N 151, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68.

Повседневная деятельность ПСС, входящего в него ПСО и смен спасателей, осуществляется на основании настоящего Положения, других руководящих и нормативных документов по вопросам предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях.

2.2. Основными признаками деятельности ПСС, ПСО и спасателей являются:

- признак гуманизма и милосердия, предусматривающий принадлежность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- принцип единоначалия руководства ПСС;

- принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

- принцип постоянной готовности ПСС к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению их ликвидации.

2.3. Основными задачами ПСС являются:

- поддержание сил и средств ПСО в постоянной готовности к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- ведение разведки (радиационная, химическая) в зоне чрезвычайных ситуаций и оценка обстановки;

- проведение поисково-спасательных работ по извлечению людей, попавших в завалы обрушившихся зданий и оказание им медицинской помощи;

- выполнение спасательных работ на химически опасных объектах экономики области;

- участие в проведении эвакуационных мероприятий, в том числе в химически агрессивных средах;

- выполнение спасательных работ на воде, включая подводные водолазные работы (особенно в период паводка, наводнений и ледохода);

- участие в ликвидации аварий на транспортных и коммунально-энергетических сетях;

- ведение поисково-спасательных работ при автокатастрофах;

- проведение спасательных работ и оказание первой медицинской помощи при крупных авариях на транспорте;

- участие в контроле за соблюдением технологических и инженерно-технических требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

- участие в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;

- организация взаимодействия с личным составом государственной противопожарной службы, охраны общественного порядка, медицинской и другими формированиями, привлекаемыми к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2.4. Начальник и личный состав ПСС несут персональную ответственность за выполнение возложенных задач и организацию действий ПСО в чрезвычайных ситуациях и его готовность.

3. Комплектование ПСО ПСС.

3.1. Комплектование ПСО ПСС осуществляется на добровольной основе. На должности спасателей принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.

3.2. К непосредственному исполнению обязанностей допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованных в установленном порядке на проведение поисковых и аварийно-спасательных работ.

3.3. При приеме граждан в ПСО на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт), в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей, порядок и условия оплаты труда, специальные гарантии и льготы спасателей, обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей при ликвидации чрезвычайных ситуаций и на дежурстве. Трудовой договор (контракт) со спасателями может быть расторгнут по инициативе Главного управления по делам ГО и ЧС области в случае необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3.4. Допуск спасателей к выполнению работ в составе ПСО проводится после предварительного обучения по 120-часовой программе и положительного проведения аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Спасатели, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателя.

4. Порядок работы и руководство деятельностью ПСС.


4.1. Привлечение ПСС к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

- в соответствии с планом действий Смоленской областной подсистемы РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- в соответствии с планом взаимодействия с военным командованием Смоленского гарнизона по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области;

- установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;

- по решению уполномоченных на это должностных лиц Администрации области.

4.2. Повседневная деятельность ПСС организуется в соответствии с годовым планом подготовки службы, в котором предусматриваются мероприятия по реализации мер, направленных на повышение профессиональной подготовки личного состава службы и оперативность реагирования на возникающие ситуации чрезвычайного характера. Действия ПСС организуются в соответствии с планом основных мероприятий Главного управления по делам 1 О и ЧС области. План подготовки утверждается начальником Главного управления.

4.3. С момента возникновения чрезвычайной ситуации личный состав ПСС переходит на непрерывный режим работы, конкретный распорядок которого устанавливается начальником Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области. Место его дислокации на этот период определяется исходя из необходимости эффективного выполнения спасательных работ, характера и масштабов происшествия.

4.4. Оперативное руководство личным составом ПСС в чрезвычайных ситуациях осуществляется начальником Главного управления по делам ГО и ЧС области.

4.5. Для первоначального проведения спасательных и других неотложных работ привлекается дежурная смена ПСО. В зависимости от сложившейся обстановки по распоряжению начальника Главного управления по делам ГО и ЧС области могут быть привлечены все спасатели,

4.6. Переход работы ПСС из режима "Чрезвычайной ситуации" на повседневную деятельность осуществляется по решению начальника Главного управления по делам ГО и ЧС области.

4.7. Прекращение аварийно-спасательных работ, как средства разрешения коллективного трудового спора не допускается.

4.8. Привлечение ПСС к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.

4.9. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4.10. Руководитель ПСС, прибывший в зону чрезвычайной ситуации первым, принимает на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС и выполняет их до прибытия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.

4.1 1. Решения руководителя ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС.

4.12. Никто не в праве вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации по руководству работами при ликвидации последствий ЧС.

5. Содействие ПСС в осуществлении её деятельности.


5.1. Администрация области, органы местного самоуправления и другие организации обязаны оказывать всемерное содействие ПСС, следующей в зоны ЧС и проводящей работы по ликвидации ЧС, в том числе предоставлять ей необходимые транспортные и материальные средства.

5.2. Оперативный транспорт ПСС должен иметь светографическую раскраску установленного образца и специальные звуковые и световые сигналы.

5.3. При следовании к месту проведения работ по ликвидации ЧС оперативный транспорт ПСС пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания.

5.4. В целях обеспечения постоянной готовности ПСС к проведению работ по ликвидации ЧС личный состав ПСС призывать на военные сборы в сроки, согласованные с начальником ГУ по делам ГО и ЧС области.

6. Права и обязанности должностных лиц и специалистов ПСС.


6.1. Начальник ПСС подчиняется начальнику Главного управления по делам ГО и ЧС области и является непосредственным начальником всего личного состава службы. Он отвечает за состояние готовности ПСС и ПСО к выполнению поставленных задач; профессиональную подготовку, поддержание порядка, дисциплину, сохранность и состояние закрепленных помещений, техники и имущества службы.

6.2. Начальник ПСС и ПСО имеет право :

- по прибытию на место ЧС получить от руководителей предприятий и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, информацию, связанную с ЧС и причинами её возникновения и в случае прямой угрозы жизни и здоровью людей привлекать необходимые технические, материальные и людские ресурсы;

- принимать решение о возможности проведения работ в складывающейся обстановке;

- для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации дополнительно привлекать необходимое количество подчиненного личного состава, в том числе и находящегося на отдыхе;

- беспрепятственного проезда к месту' ЧС вместе со спасателями.

6.3. Обязанности должностных лиц ПСС и ПСО, дежурных смен ПСО, их задачи, определяются установленным приказом начальника Главного управления по делам ГО и ЧС области с учетом требований Федеральных законов "Об аварийно-спасательных службах и старее спасателей" от 22.08.1995 г., "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 г. и особенностей экономического развития и территориального положения Смоленской области.

6.4. Права спасателей.

Спасатели, привлекаемые к работам по ликвидации ЧС, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения спасательных работ и обратно, а на территории области на бесплатный проезд во всех видах городского и пригородного транспорта за исключением такси.

В ходе проведения работ по ликвидации ЧС спасатели имеют право на:

- полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;

- беспрепятственный доступ на территорию и производственные объекты организаций, а также в жилые помещения для проведения спасательных работ;

- требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности;

- экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»