ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30.06.93 г. N 114
________________________________________
На основании Постановления Администрации Смоленской
области от 16.04.2003 г. № 91 документ утратил силу.
________________________________________
Во исполнение Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 года N 332 "Об утверждении Правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить "Правила производства и реализации продукции (услуг) общественного питания" (прилагаются).
2. Главам администраций районов и городов Смоленска и Десногорска обеспечить выполнение Правил.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на департамент экономики (А.Анипко).
А.Глушенков
П Р А В И Л А
производства и реализации продукции (услуг)
общественного питания
1. Настоящие Правила регламентируют основные требования к работе всех хозяйствующих субъектов (предприятий, граждан-предпринимателей) в сфере общественного питания на территории Смоленской области независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766).
2. Хозяйствующий субъект в сфере общественного питания - это предприятие, выполняющее функции по изготовлению, реализации и организации потребления кулинарной продукции и предоставлению услуг, а также гражданин-предприниматель, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью в области общественного питания.
3. Предприятия общественного питания независимо от форм собственности осуществляют свою деятельность как в торговых залах предприятий, так и за их пределами на основании устава, а также при наличии лицензии на право производства и реализации продукции общественного питания и сертификата на данный вид продукции (работы, услуг). Граждане-предприниматели осуществляют свою деятельность при наличии лицензии на право производства и реализации продукции общественного питания, а также необходимых сертификатов на продукцию (работы, услуг).
Лицензия выдается предприятию общественного питания (гражданину-предпринимателю) после прохождения им регистрации в установленном порядке.
4. Предприятия общественного питания подразделяются на типы (ресторан, кафе, бар, столовая, закусочная и т.д.), а рестораны и бары также и на классы (люкс, высший, первый), которые определяются собственником. Подтверждение соответствия предприятия выбранному типу и классу производится Комитетом по торговле в установленном порядке.
5. Критерии, предъявляемые к производственным и торговым помещениям, оборудованию, инвентарю, перечню предоставляемых услуг, техническим режимам производства продукции, устанавливаются государственными стандартами для предприятий общественного питания, санитарными правилами и нормами, указаниями по профилактике пищевых отравлений и инфекционных заболеваний, правилами техники безопасности, противопожарными и другими требованиями.
Используемые на предприятии измерительные приборы (весы, гири и др.) должны содержаться в исправном состоянии, иметь ясные клейма и представляться на проверку в установленные сроки согласно действующему порядку.
Количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно быть не менее трех кратного количества по числу мест.
6. Предприятие общественного питания может самостоятельно устанавливать дополнительные условия для посетителей, не противоречащие действующему законодательству.
7. Предприятия общественного питания обязаны в наглядной и доступной форме довести до потребителей необходимую и достоверную информацию : о наименовании, типе, классе предприятия, его адресе (местонахождении собственника), режиме работы, об ассортименте предлагаемой продукции, перечне предоставляемых услуг, о содержании отдельных положений настоящих Правил, касающихся прав потребителей, а также о дополнительных условиях для посетителей.
8. Государственным (муниципальным) предприятиям общественного питания режим работы устанавливается по решению местных органов исполнительной власти, а предприятиям иных форм собственности - собственником.
Объявленные часы работы должны соблюдаться предприятиями всех форм собственности.
В случае закрытия предприятия общественного питания (для проведения плановых санитарных мероприятий, ремонта и др.) предприятие обязано не менее чем за неделю сообщить органам местной исполнительной власти потребителям о дате и сроках закрытия.
9. Во всех предприятиях независимо от форм собственности должна быть прошнурованная, скрепленная печатью книга отзывов и предложений потребителей, контрольный и санитарный бракеражный журналы.
Штаты предприятий общественного питания, связанных непосредственно с производством и реализацией продукции, независимо от форм собственности укомплектовываются кадрами, имеющими специальную подготовку, прошедшими медицинский осмотр.
В предприятиях общественного питания классов "люкс" и "высший" должен работать персонал, знакомый со спецификацией кулинарии и обслуживания в других государствах.
Предприятия общественного питания независимо от форм собственности принимают участие в поддержании благоустройства и озеленения прилегающей к предприятию территории и содержат ее в надлежащем санитарном состоянии.
10. Формы и методы обслуживания потребителей определяются предприятием исходя из минимальных требований к данному типу и классу предприятия общественного питания.
11. Обслуживание потребителей официантами применяется в обязательном порядке в ресторанах классов "люкс", высший и первый.
При комбинированном обслуживании в зале предприятия выделяется зона раздачи продукции, где потребителями самостоятельно подбираются холодные закуски, напитки, десерты, либо эта продукции отпускается барменом (буфетчиком). Горячие блюда и напитки, винно-водочные изделия отпускаются официантом по заказу.
12. В предприятиях общественного питания классов "люкс", "высший"и "первый" (за исключением баров) в процессе подготовки зала к обслуживанию выполняется предварительная сервировка столов.
На столах для каждого посетителя размещают закусочную и пирожковую тарелки, столовые нож и вилку, фужер. На закусочную тарелку кладут салфетку, на стол ставят прибор со специями, вазочку с цветами.
Дополнительная сервировка стола осуществляется официантом в зависимости от принятого заказа.
На этих предприятиях, обслуживающих посетителей, персонал находится на работе в форменной одежде и обуви, применяется металлическая, фарфоровая посуда, комплекты приборов для различных блюд и закусок.
В вечернее время организуются концертно-эстрадное представление и выступление музыкальных ансамблей по утвержденной программе.
Метрдотель и официанты обязаны приветливо встретить посетителей, проводить их к столу, предложить меню и помочь в выборе блюд, напитков и обеспечить нормальное обслуживание.
13. Допускается ограничивать вход посетителей в предприятия общественного питания, работающие с официантами, за 30 минут до их закрытия, а в предприятия, работающие по методу самообслуживания, - за 15 минут до их закрытия.
14. В предприятиях общественного питания используются различные способы расчетов за питание: предварительный, оплата после отбора блюд, оплата после приема пищи, саморасчет. Формы расчетов за питание определяется в зависимости от метода обслуживания, специфики обслуживаемого контингента, типа предприятия и его специализации.
В предприятиях общественного питания, работающих по методу самообслуживания, и в магазинах (отделах) кулинарии при расчетах потребителю вручается кассовый чек.
Там, где обслуживание осуществляется официантами, оплата отпущенной продукции производится по выданному официантом счету (выписывается в 2х экземплярах).
В столовых, обслуживающих постоянные контингенты посетителей (рабочие, служащие, студенты, учащиеся и др.), может использоваться расчет о индивидуальным или групповым абонементам.
15. Наряду с основной деятельностью предприятия общественного питания должны оказывать дополнительные услуги, (отпуск продукции на дом, предварительный прием заказов на изготовление кулинарных и кондитерских изделий, обслуживание торжеств официантами на дому, вызов такси, продажи цветов, сувениров), перечень которых индивидуален для каждого типа и класса и определяется стандартом.
Стоимость дополнительных услуг должна быть указана в прейскурантах.
Вне торгового зала посетителям должна быть предоставлена возможность ознакомиться с меню, прейскурантами вин и дополнительными условиями обслуживания, установленными предприятием.
В торговых залах посетитель в обязательном порядке информируется о стоимости блюд и изделий, емкости бутылки алкогольного напитка, цене всей емкости, 50 и 100 г алкогольного напитка. В столовых, обслуживающих постоянные контингенты посетителей (рабочие, служащие, студенты, учащиеся и др.), в меню, кроме того, указывается выход кулинарной продукции, а в других типах предприятий по просьбе посетителей эта информация дается обслуживающим персоналом.
В предприятиях классов "люкс", "высший", "первый" все виды печатной рекламы (обложки и вкладыши меню, прейскуранты вин, пригласительные карточки, проспекты и пр.) изготавливаются на высокохудожественном уровне.
16. Предприятие самостоятельно разрабатывает ассортиментный перечень блюд, изделий, напитков с учетом полного соблюдения санитарных и технологических требований, а также стандартов для данного типа и класса предприятий и согласовывается его с территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Перечень блюд, закусок, винно-водочных изделий, указанных меню и прейскурантах, должен выдерживаться в течение всего времени работы торгового зала предприятия.
17. В предприятиях общественного питания при гостиницах, вокзалах, аэропортах, по месту работы и учебы, а также в предприятиях, обслуживающих социально незащищенные группы населения, наряду с традиционными формами реализации продукции может применяться продажа комплексных завтраков, обедов, ужинов, разнообразных по дням недели с учетом рациональных норм и особенностей питания.
18. Предприятия общественного питания независимо от форм собственности должны предоставить потребителю возможность проверки меры и веса проданной ему кулинарной продукции, товаров, а также соответствия реализуемого изделия (услуги) требованиям нормативной документации. Лица, занимающие изготовлением и продажей продукции общественного питания в порядке индивидуальной трудовой деятельности, должны по просьбе потребителя предъявить ему лицензию на право производства и реализации указанной продукции, а также сертификат на продукцию (услуги).
При обнаружении недостатков в качестве кулинарной продукции (оказываемой услуги), недовесов или обсчетов предприятие общественного питания обязано по выбору потребителя:
- безвозмездно устранить установленные недостатки;
- уменьшить размер оплаты за кулинарную продукцию (услугу);
- без дополнительной оплаты изготовить аналогичное блюдо,
кулинарное изделие (повторно выполнить услугу);
- полностью возместить расходы потребителя, связанные с
приобретением некачественной кулинарной продукции.
В процессе обслуживания в предприятиях общественного питания по желанию потребителей готовая кулинарная продукция и покупные товары, включая винно-водочные изделия, могут отпускаться на вынос в соответствующей упаковке.
Рестораны независимо от форм собственности в предпраздничные, праздничные, субботние и воскресные дни должны организовывать семейные обеды, тематические вечера, балы, дни национальных кухонь, постоянно осуществлять по заказам организаций и отдельных лиц или групп обслуживание свадеб, юбилеев, товарищеских встреч, различных вечеров.
Предприятия общественного питания, принимающие заказы на обслуживание свадеб, банкетов, товарищеских встреч и др. оформляют их в установленном порядке. При этом администрация независимо от форм собственности предприятия, не имеет права устанавливать минимум стоимости заказа и предлагать заказчику обязательный ассортимент продукции.
19. При приеме предварительного заказа на обслуживание предприятия должно гарантировать его выполнение и сроки, установленные взаимными обязательствами. В случае невозможности выполнения такого заказа по независящим от предприятия причинам оно обязано обеспечить проведение этого мероприятия в другом предприятии общественного питания без ущемления интересов потребителя, поставив его об этом в известность не менее чем за 7 дней.
В случае отказа от обслуживания, поступившего на предприятие в день проведения мероприятия по инициативе заказчика, последний обязан выкупить заказанную им продукцию (товары), которая не может быть реализована другим потребителям.
20. Продукция предприятий общественного питания подлежит обязательной сертификации в установленном порядке.
Изготовители кулинарной продукции обязаны соблюдать:
- санитарные правила, включая систематическое проведение
медицинских осмотров, мероприятий по повышению санитарной
грамотности работников;
- технические режимы производства продукции (совместимость
продуктов, их взаимозаменяемость, режим холодной и теплой
обработки сырья и др.), определенные действующей нормативной
документацией (сборники рецептур блюд и кулинарных изделий
для предприятий общественного питания, стандарты предприятий,
технические условия и пр.).
При производстве изготовитель вправе вносить в рецептуры блюд указанных сборников некоторые изменения, расширять перечни компонентов, не допуская при этом нарушений санитарных правил, технологического режима производства продукции, ухудшения ее потребительских свойств и качества.
Повара и кондитеры должны обеспечиваться на рабочих местах и руководствоваться при производстве продукции технологическими каратами с указанием рецептур на изделия и краткой технологией.
21. Блюда должны приготавливаться такими партиями, чтобы реализация могла осуществляться в строго определенные санитарными правилами сроки. Категорически запрещается использовать от предыдущего дня мясные, рыбные, рубленые изделия, макароны, соусы, крупяные изделия.