Согласно статье 49 пункта 3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) объекты археологического наследия находятся в государственной собственности. Они не могут быть приватизированы и находиться в частной собственности. Это не означает, что владелец участка, где расположен археологический памятник, не может распоряжаться землей. Согласно пункту 2 статьи 49 пункту 2 указанного Федерального закона объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находится в гражданском обороте раздельно. Указанный Федеральный закон с целью сохранения археологических памятников налагает на использование таких земельных участков ряд обременений. Использование земли, где расположен памятник археологии, не должно ухудшать состояние археологических объектов и наносить вред историко-культурной среде (пункт 1 статьи 52 указанного Федерального закона). Так, на территории земельного участка, где расположен курган или курганная группа, или древнее поселение, может быть запрещено проведение планировочных или иных землепреобразующих работ, ограничено его сельскохозяйственное использование. Владелец земельного участка обязан соблюдать эти требования. Учитывая, что все памятники археологии являются объектами федерального значения, установление ограничений на использование земельных участков относится к полномочиям Российской Федерации (пункт 1 статьи 9 указанного Федерального закона).
Таким образом, в зоне особо строгого регулирования застройки необходимо проводить следующие охранные мероприятия:
- контроль за выбором земельных участков и собственно землеотводом. При наличии такого контроля возможность для застройщика получить несанкционированный доступ к земле значительно снижается. Это особенно важно при массовом мелком строительстве, которое ведется без детальной проектной документации, а то и вовсе без нее;
- обязательное согласование проектно-сметной документации в государственных органах охраны памятников;
- экспертиза земельного участка с целью выявления памятников археологии, т.е. археологическое обследование территории. Результатом этого должно быть заключение о наличии или отсутствии на экспертируемой территории объектов археологического наследия;
- археологический надзор за выполнением строителями всех требований проекта в области охраны археологического наследия;
- в случае если в пределах земельного участка обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта собственник земельного участка или его пользователь пользуется или распоряжается им в соответствии с федеральным законом в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия. Собственник такого земельного участка несет бремя сохранения и содержания памятника, находящегося на его территории;
- обязательное согласование проектирования и проведения земляных, строительных, хозяйственных и иных работ на территории объекта историко-культурного назначения (курганной группы, селища);
- осуществление контроля за высотой одноэтажной застройки (не выше 8 м до конька традиционной двускатной кровли) и двухэтажной застройки (не выше 12 м до конька);
- эквивалентная замена сносимых зданий.