1.2.1. Площадь территории Смоленской области составляет 49,8 тыс. км(2). Смоленская область состоит из 347 муниципальных образований, в том числе:
2 городских округа, 25 муниципальных районов, 25 городских и 295 сельских поселений.
При определении перспектив развития и планировки городских округов и поселений Смоленской области необходимо исходить из учета:
- численности населения на прогнозируемый период;
- статуса населенного пункта (городского округа, поселения) и его роли в системе формируемых центров обслуживания (местного, районного, городского, областного и межрайонного уровней);
- исторических факторов (наличие памятников по категориям охраны, статус исторического поселения).
1.2.2. Городские округа и поселения Смоленской области в зависимости от численности населения на прогнозируемый период подразделяются на группы в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Группы городских округов и поселений | Население (тыс. чел.) | |
Города и рабочие поселки, | Сельские населенные пункты * | |
Крупные | свыше 250 до 1000 | свыше 3 |
Большие | свыше 100 до 250 | свыше 1 до 3 |
Средние | свыше 50 до 100 | свыше 0,2 до 1 |
Малые | до 50 | до 0,2 |
* Сельский населенный пункт (ст. 6 областного закона от 28.12.2004 № 120-з "Об административно-территориальном устройстве Смоленской области") - село, деревня, хутор, станция, разъезд, иные населенные пункты.
1.2.3. Типологическая характеристика городских населенных пунктов Смоленской области приведена в приложении № 3 к настоящим нормативам.
1.2.4. К объектам особого регулирования градостроительной деятельности на территории Смоленской области относятся:
- исторические поселения (11 исторических населенных пунктов федерального значения), а также городские округа и поселения, на территории которых расположены памятники истории и культуры. Перечень муниципальных районов и административных центров муниципальных районов Смоленской области с историко-культурным потенциалом приведен в приложении № 4 к настоящим нормативам;
- населенные пункты с особым режимом жизнедеятельности (поселения в государственных природных заповедниках и заказниках, национальных и природных парках, лечебно-оздоровительных местностях);
- другие территориальные объекты, требующие особого градостроительного регулирования (особо охраняемые природные территории, территории зон чрезвычайных экологических ситуаций, зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранных зон рек и водоемов и др.).
1.2.5. Городские округа и поселения Смоленской области следует проектировать с учетом документов территориального планирования и других нормативных правовых актов в области градостроительства областного и муниципального уровней.
Общая потребность в территории для развития городских округов и поселений, включая резервные территории, определяется на основе документов территориального планирования (генеральных планов городских округов и поселений).
1.2.6. Порядок отвода земель и изменения границ городских округов и поселений определяется градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Смоленской области.
Возможные направления территориального развития населенных пунктов, входящих в состав городских округов и поселений, определяются генеральными планами городских округов и поселений.
Утверждение проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, предоставлении земельных участков под строительство, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструируемых объектов допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.
1.2.7. Общая организация территории городских округов и поселений должна осуществляться с учетом возможности ее рационального использования на основе сравнения нескольких вариантов планировочных решений, принятых на основании анализа технико-экономических показателей, наличия топливно-энергетических, водных, территориальных, трудовых и рекреационных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза их изменения на перспективу, развития экономической базы, изменения социально-демографической ситуации и развития сферы обслуживания с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, максимального сохранения естественных экологических систем.
При этом необходимо учитывать:
- возможности развития городов и сельских населенных пунктов за счет имеющихся территориальных (резервных территорий) и других ресурсов с учетом выполнения требований природоохранного законодательства;
- возможность повышения интенсивности использования территорий (за счет увеличения плотности застройки) в границах городов, в том числе за счет реконструкции и реорганизации сложившейся застройки;
- изменение структуры жилищного строительства в сторону увеличения малоэтажного домостроения;
- требования законодательства по развитию рынка земли и жилья;