Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 08.10.2014)

2.4.3.1. Повышение точности учета ресурсов древесины


Содержание и порядок проведения лесоустройства определен ст. 67 - 70 Лесного кодекса <1> и Правилами проведения лесоустройства <28>, лесоустроительной инструкцией <65>.

Точность учета зависит от качества выполненных лесоустроительных работ. Точность получения текущих данных о запасах древесины зависит от давности проведения лесоустройства.

Лесоустроительная инструкция <65> определяет точность учета лесных ресурсов для каждого лесничества и лесного участка (выдела) в зависимости от ряда показателей, важнейшим из которых является таксационный разряд. Последний устанавливается в зависимости от целевого назначения лесов и размера лесного квартала. В лесах Смоленской области лесоустройство проводится по первому таксационному разряду.

Лесоустройство включает в себя:

- проектирование лесничеств и лесопарков;

- проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

- проектирование лесных участков;

- закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;

- таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);

- проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

С целью повышения точности учета лесных ресурсов планируется постановка лесных участков на кадастровый учет и проведение межевания в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О землеустройстве" от 18.06.2001 N 78-ФЗ. Проектирование лесных участков проводится в границах лесничеств, лесопарков или арендуемых участков.

Выполнение работ и оказание услуг по лесоустройству осуществляется в соответствии с Лесным кодексом <1> и другими правовыми нормами законодательства РФ. Органы государственной власти или местного самоуправления размещают заказы на выполнение названных работ и оказание услуг в порядке, установленном Федеральным законом N 94-ФЗ <11>.

Качество текущего учета лесосырьевых ресурсов в значительной мере зависит от полноты, точности, подробности лесоустроительных работ и времени их выполнения. Спустя определенное время лесоустроительные материалы устаревают.

Последнее базовое лесоустройство в лесах Смоленской области проводилось в период с 1987 по 2005 годы. Основная площадь лесов устроена в 1995 - 1997 годах и имеет срок давности лесоустройства более 15 лет (1227,6 тыс. га, или 61,8%). К 2015 году лесоустройство на всей площади земель лесного фонда Смоленской области, кроме устроенных в 2014 году, потеряет свою актуальность.

В связи с тем, что материалы лесоустройства имеют значительный срок давности, арендаторы, заключившие договоры аренды лесных участков, вынуждены проводить работы по уточнению характеристик лесных ресурсов, существенно изменившихся за истекший период времени. В период с 2007 по 2013 год арендаторами проведена таксация лесов на арендованных лесных участках на площади более 800 тыс. га.

При ведении государственного лесного реестра возникает ряд проблемных вопросов, связанных с тем, что на лесные участки одного лесничества имеются лесоустроительные материалы различных лет с устаревшей базой данных, а некоторые лесные участки (3,2% от площади лесов) не лесоустроены. Межевание и постановка на кадастровый учет земель лесного фонда предполагают одновременное приведение данных государственного лесного реестра (ГЛР) в соответствие с кадастром недвижимости, а это невозможно без проведения лесоустройства с определением количественных и качественных характеристик лесных ресурсов в уточненных кадастровых границах лесных участков.

Рекомендуемый план проведения лесоустроительных работ приводится в таблице 2.4.3.1.