РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
(с изменениями на 7 апреля 2005 года)
_________________________________
в редакции Закона Смоленской
области от 29.03.2005 г. № 23-з
_________________________________
Принят Смоленской областной Думой
21 февраля 2002 года
Статья 2. Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в областном бюджете на реализацию Программы на соответствующий финансовый год в период с 2002 по 2005 годы.
Статья 3. Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Смоленской области
А.Д.Прохоров
27 февраля 2002 года
N 24-з
Приложение
к областному закону
от 27 февраля 2002 года N 24-з
Программа улучшения условий и охраны труда
в Смоленской области на 2002-2005 годы
Наименование Программы | Программа улучшения условий и | |
Основание для принятия решения | Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" | |
Заказчик Программы | Главное управление труда и | |
Разработчик Программы | Главное управление труда и социального развития Смоленской области
| |
Цели и задачи Программы | Цели: | |
Сроки реализации Программы | 2002-2005 годы | |
Исполнители мероприятий | Департамент Смоленской области по социальному развитию; | |
Контроль за исполнением | Ожидаемый результат | |
Совершенствование системы | Объемы и источники | |
Финансовые затраты на реализацию | Органы, |
В период становления рыночных отношений экономическая и социальная нестабильность резко обострила вопросы соблюдения конституционных прав граждан на безопасные условия труда, а также вопросы социальной защиты в случаях получения травм и профессиональных заболеваний.
В организациях на территории Смоленской области ежегодно травмируется более 1000 человек, из них более 40 - со смертельным исходом. При этом самый высокий уровень производственного травматизма отмечается в организациях негосударственной формы собственности.
Среди основных отраслей экономики (промышленности, строительства, связи, транспорта, сельского хозяйства) наиболее неблагополучное положение по травматизму сложилось в сельскохозяйственном производстве, где его уровень в 2 раза выше среднеобластных показателей. Кроме того, условия труда работников сельскохозяйственных предприятий не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям.
Остается высоким уровень производственного травматизма в промышленности, лесном хозяйстве, на транспорте и в здравоохранении.
В 2000 году в Смоленской области при снижении абсолютной величины пострадавших на производстве произошел рост числа несчастных случаев со смертельным исходом с 45 человек в 1999 году до 49 в 2000 году (+8,8%). На иждивении погибших находился 41 человек, из них - 34 дети. Анализ показал, что 60% несчастных случаев со смертельным исходом на производстве произошло по организационным причинам.
В Смоленской области отмечается также высокий уровень профессиональных заболеваний. В структуре профессиональных заболеваний основное место занимают болезни опорно-двигательного аппарата, органов слуха, верхних дыхательных путей. Наиболее высокий уровень профессиональной заболеваемости отмечается среди клепальщиков ОАО "Смоленский авиационный завод", трактористов-машинистов сельскохозяйственных предприятий.
Сложившееся положение по условиям и охране труда обусловлено, прежде всего, низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью машин, механизмов, оборудования и других основных производственных фондов, недостаточным обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами контроля за состоянием условий труда. Практически во всех отраслях экономики одной из основных причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний являются недостаточное внимание работодателей к реконструкции и модернизации производства, срыв сроков проведения планово-предупредительных ремонтов, технических осмотров и замены устаревшего оборудования, отсутствие надежных систем предупреждения и ликвидации аварий. Наряду с техническими причинами, устранение которых требует значительных финансовых затрат, решение многих проблем по условиям и охране труда сдерживается несовершенством законодательной и нормативной базы в этой сфере, незавершенностью формирования системы управления охраной труда.
Не отработан экономический механизм, побуждающий работодателей принимать более эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
Проведенный анализ фактического состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях на территории Смоленской области указывает на необходимость разработки и осуществления областной Программы.
Программа предусматривает разработку и осуществление комплекса первоочередных мероприятий по предупреждению несчастных случаев и сохранению жизни и здоровья работников, а также сведение к минимуму причин травматизма, свойственных производственной среде.
Мероприятия Программы определены на основе анализа состояния условий и охраны труда работников в Смоленской области, с учетом предложений органов надзора и контроля, областного объединения организаций профессиональных союзов.
Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:
- нормативное правовое обеспечение охраны труда;
- организационное обеспечение условий и охраны труда;
- проведение технических мероприятий по охране труда;
- обучение и подготовка кадров по охране труда;
- санитарно-гигиеническое и лечебно-профилактическое обеспечение охраны труда;
- информационно-аналитическое обеспечение охраны труда;
- научное обеспечение охраны труда.
2.1. Совершенствование нормативной правовой базы улучшения
условий и охраны труда
Важнейшим элементом региональной политики по обеспечению безопасных условий труда является создание развитой нормативной правовой базы.
Данный раздел Программы направлен на дальнейшее развитие системы нормативного правового обеспечения условий и охраны труда в организациях на территории Смоленской области.
2.2. Организационное обеспечение охраны труда
Вопросы организационного обеспечения занимают особое место в общей системе управления охраной труда. Для их решения необходимо:
- совершенствование и широкое внедрение системы управления охраной труда;
- обеспечение эффективной работы областной и районных межведомственных комиссий по охране труда;
- разработка механизма экономического воздействия, направленного на совершенствование организации охраны труда;
- изучение и внедрение передового опыта работы по вопросам охраны труда;
- проведение областного смотра-конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях на территории Смоленской области;
- содействие совершенствованию работы служб охраны труда в организациях.
2.3. Техническое обеспечение по охране труда
Актуальность мероприятий, связанных с совершенствованием условий и охраны труда непосредственно на производстве, объясняется низким техническим уровнем используемых технологий и изношенностью основных фондов, ухудшением обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, неудовлетворительным качеством контроля за состоянием производственной среды из-за недостатка соответствующих контрольно-измерительных средств и приборов.
В составе мероприятий предусмотрены меры организационного и технического характера. Актуальность приобретения приборов для измерения факторов производственной среды в целях обеспечения объективной оценки условий труда на рабочих местах в организациях вызвана необходимостью проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.
2.4. Санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия
Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" определено, что обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности должно осуществляться не только правовыми, социально-экономическими, организационно-техническими мероприятиями, но и мероприятиями санитарно-гигиенического и лечебно-профилактического характера.
В 2000 году только на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи работало в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам, 16,8% от общего числа работников, в том числе в условиях:
- повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука - 8608 человек (37%);
- повышенного уровня вибрации - 1851 человек (8%);
- повышенной запыленности воздуха рабочей зоны - 4190 человек (18%);
- повышенной загазованности воздуха рабочей зоны - 3675 человек (16%);
- занятых тяжелым физическим трудом - 2512 человек (10,9%).
49010 работникам (35,8%) установлен хотя бы один вид компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.
Следствием неудовлетворительных условий труда является возникновение у работающих профессиональных заболеваний. Тревогу вызывает то обстоятельство, что у большинства работающих выявляются запущенные формы профессиональной патологии, приводящие к стойкому ограничению или полной утрате трудоспособности.
Программой предусмотрены:
- организация работы по реабилитации лиц, пострадавших на производстве;
- содействие в обеспечении законных прав застрахованных лиц, пострадавших на производстве;
- контроль за организацией специальных рабочих мест для инвалидов в организациях, где применяется труд инвалидов;
- подготовка и переподготовка специалистов профпатологов, принимающих участие в организации и проведении предварительных и периодических медицинских осмотров.
2.5. Обучение и подготовка кадров по охране труда
Недостатки в системе обучения и подготовки кадров по охране труда являются одной из причин травматизма на производстве.
Для улучшения организации обучения и подготовки кадров по охране труда в Программе предусматриваются основные направления:
- обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций всех форм собственности;
- обучение (повышение квалификации) по вопросам охраны труда руководителей и специалистов органов управления охраной труда;
- подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда и преподавательского состава, участвующих в учебном процессе по изучению вопросов безопасности и охраны труда.
2.6. Информационно-аналитическое обеспечение охраны труда
Для реализации функций управления охраной труда в Смоленской области разрабатывается автоматизированная информационная система по охране труда (далее - АИС ОТ). Информационное обеспечение планируется осуществлять на основе данных федеральных, региональных и отраслевых государственных статистических наблюдений, а также отчетных данных организаций.
Введение АИС ОТ позволит своевременно проводить корректировку Программы, более целенаправленно разрабатывать мероприятия по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
2.7. Научное обеспечение охраны труда
Программой предусматривается разработка перечня нормативной правовой документации для введения в базу данных областного уровня автоматизированной информационной системы по управлению охраной труда, разработка технологии обезвреживания особо опасных отходов, исследование радиационного фона в производственных и служебных помещениях, изучение влияния факторов внешней среды на характеристики головного мозга.