РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

О Программе улучшения условий и охраны труда в Смоленской области
на 2002-2005 годы

(с изменениями на 7 апреля 2005 года)
_________________________________

в редакции Закона Смоленской
области от 29.03.2005 г. № 23-з
_________________________________

Принят Смоленской областной Думой
 21 февраля 2002 года

Статья 1. Утвердить Программу улучшения условий и охраны труда в Смоленской области на 2002-2005 годы (далее по тексту - Программа) (прилагается).     


Статья 2. Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в областном бюджете на реализацию Программы на соответствующий финансовый год в период с 2002 по 2005 годы.     


Статья 3. Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.     

Глава администрации
Смоленской области
                                  А.Д.Прохоров

     27 февраля 2002 года
     N 24-з

Приложение
к областному закону
от 27 февраля 2002 года N 24-з

Программа улучшения условий и охраны труда
в Смоленской области на 2002-2005 годы


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Программа улучшения условий и
охраны труда в Смоленской
области на 2002-2005 годы

Основание для принятия решения
о разработке Программы

Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации"

Заказчик Программы

Главное управление труда и
социального развития Смоленской
области

Разработчик Программы

Главное управление труда и социального развития Смоленской области

     

Цели и задачи Программы

Цели:
а) снижение производственного
травматизма и профессиональной
заболеваемости работников
организаций на территории
Смоленской области;
б) повышение уровня правовой и
социальной защиты работников от
профессиональных рисков;
в) обеспечение социального
партнерства между органами
исполнительной власти, органами
местного самоуправления, органами
надзора и контроля, организациями
профессиональных союзов,
объединениями работодателей по
созданию безопасных условий
труда;
г) ориентация инвестиционной
политики во всех сферах
экономики на повышение
безопасности труда.
Задачи:
а) реализация основных
направлений государственной
политики в области охраны труда;
б) повышение эффективности
правовой защиты работников в
области охраны труда с учетом
новой социально-политической
обстановки в стране;
в) совершенствование системы
социальной поддержки работников,
подвергшихся воздействию опасных
и вредных факторов
производственной среды;
г) создание эффективной системы
мониторинга условий и охраны
труда в организациях;
д) определение первоочередных
задач по организационному
обеспечению условий и охраны
труда;
е) осуществление технического
обеспечения в сфере условий и
охраны труда;
ж) улучшение условий и охраны
труда женщин и подростков;
з) организация профессионального
образования, пропаганды,
информационного обеспечения
охраны труда;
и) научное обеспечение охраны
труда

Сроки реализации Программы

2002-2005 годы

Исполнители мероприятий
Программы

Департамент Смоленской области по социальному развитию;

Центр государственного санитарно-
эпидемиологического надзора в
Смоленской области (далее -
Центр госсанэпиднадзора)
(по согласованию);
Смоленское региональное
отделение Фонда социального
страхования Российской Федерации
(далее - ФСС) (по согласованию);
Государственная инспекция труда
в Смоленской области (далее -
ГИТ) (по согласованию);
Смоленский Центр научно-
технической информации (далее -
ЦНТИ) (по согласованию);
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию;

Смоленская областная
межведомственная комиссия по
охране труда (далее -
Межведомственная комиссия по
охране труда) (по согласованию);
Департамент Смоленской области по здравоохранению;
органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее - органы местного самоуправления)
(по согласованию);
федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Смоленский сельскохозяйственный институт" (далее - Смоленский сельскохозяйственный институт)
(по согласованию);
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Смоленская государственная медицинская академия Минздрава России" (далее -
СГМА) (по согласованию);
Филиал государственного
образовательного учреждения
высшего профессионального
образования Московского
энергетического института
(технического университета) в
Смоленске (далее -
ГОУВПОСФМЭИ(ТУ) (по
согласованию);
Смоленское областное объединение
организаций профессиональных
союзов (далее - ОООП)
(по согласованию)

Контроль за исполнением
мероприятий Программы
осуществляет координатор
Программы. Контроль за
исполнением Программы также
вправе осуществлять иные органы в
соответствии с законодательством
Российской Федерации, на которые
возложен контроль за соблюдением
законодательства Российской
Федерации

Ожидаемый результат
от реализации Программы

Совершенствование системы
управления охраной труда,
снижение производственного
травматизма, профессиональной и
общей заболеваемости, сокращение
на этой основе государственных
расходов, улучшение условий труда
и социального положения
работников организаций

Объемы и источники
финансирования Программы


Финансовые затраты на реализацию
Программы (тыс.руб.):
средства областного
бюджета - 2179;
внебюджетные средства - 1521,5

Органы,
осуществляющие
контроль за ходом
реализации
Программы


1. Обоснование необходимости принятия Программы


В период становления рыночных отношений экономическая и социальная нестабильность резко обострила вопросы соблюдения конституционных прав граждан на безопасные условия труда, а также вопросы социальной защиты в случаях получения травм и профессиональных заболеваний.

В организациях на территории Смоленской области ежегодно травмируется более 1000 человек, из них более 40 - со смертельным исходом. При этом самый высокий уровень производственного травматизма отмечается в организациях негосударственной формы собственности.

Среди основных отраслей экономики (промышленности, строительства, связи, транспорта, сельского хозяйства) наиболее неблагополучное положение по травматизму сложилось в сельскохозяйственном производстве, где его уровень в 2 раза выше среднеобластных показателей. Кроме того, условия труда работников сельскохозяйственных предприятий не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям.

Остается высоким уровень производственного травматизма в промышленности, лесном хозяйстве, на транспорте и в здравоохранении.

В 2000 году в Смоленской области при снижении абсолютной величины пострадавших на производстве произошел рост числа несчастных случаев со смертельным исходом с 45 человек в 1999 году до 49 в 2000 году (+8,8%). На иждивении погибших находился 41 человек, из них - 34 дети. Анализ показал, что 60% несчастных случаев со смертельным исходом на производстве произошло по организационным причинам.

В Смоленской области отмечается также высокий уровень профессиональных заболеваний. В структуре профессиональных заболеваний основное место занимают болезни опорно-двигательного аппарата, органов слуха, верхних дыхательных путей. Наиболее высокий уровень профессиональной заболеваемости отмечается среди клепальщиков ОАО "Смоленский авиационный завод", трактористов-машинистов сельскохозяйственных предприятий.

Сложившееся положение по условиям и охране труда обусловлено, прежде всего, низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью машин, механизмов, оборудования и других основных производственных фондов, недостаточным обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами контроля за состоянием условий труда. Практически во всех отраслях экономики одной из основных причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний являются недостаточное внимание работодателей к реконструкции и модернизации производства, срыв сроков проведения планово-предупредительных ремонтов, технических осмотров и замены устаревшего оборудования, отсутствие надежных систем предупреждения и ликвидации аварий. Наряду с техническими причинами, устранение которых требует значительных финансовых затрат, решение многих проблем по условиям и охране труда сдерживается несовершенством законодательной и нормативной базы в этой сфере, незавершенностью формирования системы управления охраной труда.

Не отработан экономический механизм, побуждающий работодателей принимать более эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

Проведенный анализ фактического состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях на территории Смоленской области указывает на необходимость разработки и осуществления областной Программы.

Программа предусматривает разработку и осуществление комплекса первоочередных мероприятий по предупреждению несчастных случаев и сохранению жизни и здоровья работников, а также сведение к минимуму причин травматизма, свойственных производственной среде.

2. Развернутая характеристика Программы


Мероприятия Программы определены на основе анализа состояния условий и охраны труда работников в Смоленской области, с учетом предложений органов надзора и контроля, областного объединения организаций профессиональных союзов.

Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:

- нормативное правовое обеспечение охраны труда;

- организационное обеспечение условий и охраны труда;

- проведение технических мероприятий по охране труда;

- обучение и подготовка кадров по охране труда;

- санитарно-гигиеническое и лечебно-профилактическое обеспечение охраны труда;

- информационно-аналитическое обеспечение охраны труда;

- научное обеспечение охраны труда.

2.1. Совершенствование нормативной правовой базы улучшения
условий и охраны труда


Важнейшим элементом региональной политики по обеспечению безопасных условий труда является создание развитой нормативной правовой базы.

Данный раздел Программы направлен на дальнейшее развитие системы нормативного правового обеспечения условий и охраны труда в организациях на территории Смоленской области.

2.2. Организационное обеспечение охраны труда


Вопросы организационного обеспечения занимают особое место в общей системе управления охраной труда. Для их решения необходимо:

- совершенствование и широкое внедрение системы управления охраной труда;

- обеспечение эффективной работы областной и районных межведомственных комиссий по охране труда;

- разработка механизма экономического воздействия, направленного на совершенствование организации охраны труда;

- изучение и внедрение передового опыта работы по вопросам охраны труда;

- проведение областного смотра-конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях на территории Смоленской области;

- содействие совершенствованию работы служб охраны труда в организациях.

2.3. Техническое обеспечение по охране труда

Актуальность мероприятий, связанных с совершенствованием условий и охраны труда непосредственно на производстве, объясняется низким техническим уровнем используемых технологий и изношенностью основных фондов, ухудшением обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, неудовлетворительным качеством контроля за состоянием производственной среды из-за недостатка соответствующих контрольно-измерительных средств и приборов.

В составе мероприятий предусмотрены меры организационного и технического характера. Актуальность приобретения приборов для измерения факторов производственной среды в целях обеспечения объективной оценки условий труда на рабочих местах в организациях вызвана необходимостью проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.

2.4. Санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия


Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" определено, что обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности должно осуществляться не только правовыми, социально-экономическими, организационно-техническими мероприятиями, но и мероприятиями санитарно-гигиенического и лечебно-профилактического характера.

В 2000 году только на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи работало в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам, 16,8% от общего числа работников, в том числе в условиях:

- повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука - 8608 человек (37%);

- повышенного уровня вибрации - 1851 человек (8%);

- повышенной запыленности воздуха рабочей зоны - 4190 человек (18%);

- повышенной загазованности воздуха рабочей зоны - 3675 человек (16%);

- занятых тяжелым физическим трудом - 2512 человек (10,9%).

49010 работникам (35,8%) установлен хотя бы один вид компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.

Следствием неудовлетворительных условий труда является возникновение у работающих профессиональных заболеваний. Тревогу вызывает то обстоятельство, что у большинства работающих выявляются запущенные формы профессиональной патологии, приводящие к стойкому ограничению или полной утрате трудоспособности.

Программой предусмотрены:

- организация работы по реабилитации лиц, пострадавших на производстве;

- содействие в обеспечении законных прав застрахованных лиц, пострадавших на производстве;

- контроль за организацией специальных рабочих мест для инвалидов в организациях, где применяется труд инвалидов;

- подготовка и переподготовка специалистов профпатологов, принимающих участие в организации и проведении предварительных и периодических медицинских осмотров.

2.5. Обучение и подготовка кадров по охране труда


Недостатки в системе обучения и подготовки кадров по охране труда являются одной из причин травматизма на производстве.

Для улучшения организации обучения и подготовки кадров по охране труда в Программе предусматриваются основные направления:

- обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций всех форм собственности;

- обучение (повышение квалификации) по вопросам охраны труда руководителей и специалистов органов управления охраной труда;

- подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда и преподавательского состава, участвующих в учебном процессе по изучению вопросов безопасности и охраны труда.

2.6. Информационно-аналитическое обеспечение охраны труда


Для реализации функций управления охраной труда в Смоленской области разрабатывается автоматизированная информационная система по охране труда (далее - АИС ОТ). Информационное обеспечение планируется осуществлять на основе данных федеральных, региональных и отраслевых государственных статистических наблюдений, а также отчетных данных организаций.

Введение АИС ОТ позволит своевременно проводить корректировку Программы, более целенаправленно разрабатывать мероприятия по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

2.7. Научное обеспечение охраны труда


Программой предусматривается разработка перечня нормативной правовой документации для введения в базу данных областного уровня автоматизированной информационной системы по управлению охраной труда, разработка технологии обезвреживания особо опасных отходов, исследование радиационного фона в производственных и служебных помещениях, изучение влияния факторов внешней среды на характеристики головного мозга.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»