Недействующий

О Концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2005-2007 годы

Группы населения,
нуждающиеся в неотложной защите своих прав


Дети. Демографическая ситуация в Смоленской области за последние десятилетия остается устойчиво негативной. Убыль населения нарастает. В 2001 году на 1 тысячу жителей она составила минусовую величину - 12,5, в 2002 году - 12,9, за I полугодие 2004 года - 13,4 при тенденции снижения этих показателей в целом по Российской Федерации. По уровню рождаемости регион занимает одно из последних мест среди субъектов Российской Федерации. Число родившихся за последние годы в Смоленской области детей ниже уровня простого воспроизводства населения. Количество детей неуклонно сокращается. Эти процессы социального неблагополучия усугубляются ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей. Их выявление, как правило, не сопровождается комплексной углубленной профилактикой, социальной реабилитацией неблагополучной семьи. Достаточно часто практикуется помещение таких детей в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Количество указанных учреждений и затраты на их содержание из года в год увеличиваются.

Новые формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не получили широкого распространения в Смоленской области.

При наличии разветвленной сети органов и учреждений, призванных заниматься этим и реабилитационным направлениями, эффективной государственной защиты семей с детьми, и особенно неблагополучных, предусмотренной частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации, не проводится. Тем самым изначально нарушается неотъемлемое право ребенка на биологическую семью как естественную и основную среду его содержания и воспитания.

Фиксируемые процессы могут впоследствии отрицательно сказаться на социальной стабильности, состоянии нравственного, интеллектуального, производственного потенциала региона, что, безусловно, не может не отразиться на культурной самобытности и, не исключено, самостоятельности Смоленской области.

Важнейшими задачами в поэтапном решении демографических проблем в Смоленской области и обеспечении прав семьи и детей являются:

- включение вопросов демографического развития региона и связанных с ним процессов в число приоритетных, определяющих соответствующую безопасность Смоленской области;

- разработка долгосрочной областной целевой социальной программы, основанной на перспективных планах экономического развития Смоленской области;

- приведение деятельности учреждений и органов власти, занимающихся неблагополучными семьями, имеющими детей, в строгое соответствие с возложенными на них обязанностями;

- формирование и поддержание в актуальном состоянии информационной и нормативной баз, необходимых и достаточных для обеспечения и защиты прав семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, и прав ребенка;

- использование в работе с семьями, имеющими детей и находящимися в социально опасном положении, передовых методов, в том числе с привлечением на основе социального заказа профессиональных общественных организаций, с постоянным определением эффективности профилактической и реабилитационной деятельности всех участвующих звеньев;

- постоянное, системное участие органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в пропаганде через средства массовой информации духовно-нравственных ценностей общества, культа здоровой семьи с упреждением и нейтрализацией разрушительного влияния на детей и молодежь негативных проявлений массовой культуры.

Сложная демографическая ситуация, как и рост числа неблагополучных семей с детьми, является следствием резкой социальной переориентации граждан при переходе общества к рыночным отношениям. В целях повышения эффективности проводимых мероприятий и предупреждения перерастания указанных тенденций в необратимые для региона процессы необходимы неординарные меры, что должно найти отражение в долгосрочной областной целевой социальной программе, базирующейся на перспективных планах экономического развития региона. Этот документ, определяющий направления социальной политики на заданный период, обозначит не только перспективы развития в Смоленской области образования, здравоохранения, социальной защиты и др., но и комплексно увяжет их с существующими проблемами демографии, рождаемости, социального сиротства, с разработкой нормативной базы. Создание и поддержание незатратной, эффективно взаимодействующей системы органов и учреждений, ориентированной на профилактику неблагополучных семей с детьми и их социальную реабилитацию, возможно путем оценочного использования накопленного опыта работы.

Такие направленные на результат подходы в сочетании с централизованным контролем обеспечат государственную защиту неблагополучных семей с детьми, право ребенка жить и воспитываться в семье.

Инвалиды. В регионе сохраняются стабильно высокие показатели выхода граждан на инвалидность. Десять процентов населения Смоленской области составляют инвалиды (общероссийский показатель - 7 процентов). По отдельным формам заболеваний первичная инвалидность значительно превышает уровень соответствующих показателей в целом по стране. Сложившаяся ситуация свидетельствует о недостаточном внимании к соблюдению конституционных прав граждан на охрану здоровья. Проводимая реабилитация инвалидов зачастую своих целей по восстановлению социального статуса, сохранению мотивации к труду, самообеспечению не достигает. Среди указанной категории граждан широко распространены иждивенческие настроения.

Сохраняющийся высокий уровень инвалидности, а также трудности с реабилитацией инвалидов, их государственной поддержкой не могут объясняться только кризисными явлениями длящихся социально-экономических преобразований и отсутствием достаточной ресурсной и финансовой базы, поскольку подобные трудности есть в иных регионах, однако там соответствующий показатель лучше. Высокий уровень инвалидности в Смоленской области является следствием слабой координации деятельности органов и учреждений, занимающихся проблемами инвалидов, и недостаточного контроля за исчерпывающим исполнением указанными органами и учреждениями возложенных на них обязанностей. Улучшение работы в этом направлении является организационным резервом позитивного изменения ситуации.

На первый план при этом выдвигаются следующие задачи:

- осуществление постоянного, системного координирующего контроля за исполнением службами и учреждениями всех уровней, участвующими в работе с инвалидами, возложенных на них обязанностей, а также принятых решений в сфере профилактики инвалидности, реабилитации инвалидов;

- создание оперативной системы наблюдения (мониторинга) за состоянием инвалидности, уровнем профилактической и реабилитационной деятельности;

- полнообъемное и своевременное финансирование мероприятий и целевых программ по профилактике инвалидности и реабилитации инвалидов;

- привлечение ведущих общественных организаций инвалидов к оценке качества разрабатываемых и проводимых реабилитационных мероприятий, осуществлению оперативного контроля за их реализацией.

Выполнение вышеперечисленных задач позволит достичь следующих целей:

- поддержание устойчивой работы системы органов власти, служб и учреждений всех уровней, ориентированной на снижение инвалидности;

- восстановление социального статуса инвалида, его социальная адаптация, достижение им материальной независимости.

Это отвечает требованиям Конституции Российской Федерации в части охраны здоровья человека и гражданина, обеспечения достойных условий жизни инвалида.

Ветераны и пенсионеры. Данные категории граждан в наибольшей степени пострадали в ходе социально-экономических преобразований в стране. Им был нанесен непоправимый материальный ущерб, в связи с чем они в значительной мере утратили возможность к самообеспечению. Размер их пенсий, уровень медицинского обслуживания не отвечает жизненным нуждам, состоянию здоровья, в целом не соответствуют конституционным требованиям по созданию достойных условий жизни человека. В настоящее время гарантии социальной защиты ветеранов и пенсионеров сужаются.

Задачами, направленными на поддержание достойных условий жизни ветеранов и пенсионеров, являются:

- сохранение и расширение действующих в настоящий период социальных гарантий, финансируемых за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;

- полнообъемное финансирование программных мероприятий, направленных на поддержку ветеранов и пенсионеров;