Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2007 ГОДА ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (с изменениями на: 12.12.2007)


1.2. Цели, задачи и направления реформирования


Главный принцип бюджетной политики, провозглашенный в Концепции социально-экономического развития Смоленской области, - "Сначала все для пополнения средств, которыми располагаем, а потом эти средства расходовать с максимальной эффективностью и под контролем".

Исходя из этого принципа и на основании проведенной диагностики исходного состояния бюджетной сферы определены следующие основные взаимозависимые цели реформирования управления региональными финансами Смоленской области:

- Повышение эффективности использования бюджетных ресурсов.

Первоочередная важность цели 1 для Смоленской области следует из ограниченности бюджетных ресурсов, имеющихся в распоряжении Администрации области. Более эффективное и результативное использование бюджетных средств позволит повысить качество бюджетных услуг в рамках тех полномочий, которые закреплены за областью. При этом важно не допускать возрастания финансового бремени, которое несут налогоплательщики области, что связано с целью 3.

- Мобилизация финансовых ресурсов в объеме, обеспечивающем осуществление полномочий органов государственной власти Смоленской области.

Очевидно, что осуществление полномочий государственной власти и муниципальных образований в Смоленской области невозможно без мобилизации и администрирования доходов в соответствии с законодательством.

Политика в области доходов будет тем более успешной, если она станет максимально понятной и доступной для обсуждения и контроля со стороны общества, что перекликается с целью 4.

- Создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение устойчивого динамичного развития региона.

Эффективное использование средств, меры по мобилизации доходов дадут должный эффект только при обеспечении устойчивого роста экономики области.

- Повышение прозрачности бюджетной политики и обеспечение административного и общественного контроля за ее реализацией.

Прозрачность и подконтрольность финансовой политики областных и муниципальных властей не только являются неотъемлемыми элементами демократического развития, средством связи власти с избирателями, но и являются мощным экспертным инструментом, позволяющим верно выбрать направление развития и избежать ошибочных решений.

Для реализации поставленных стратегических целей будут решены следующие тактические задачи (ниже приведены в разбивке по целям):

Цель 1. Повышение эффективности использования бюджетных ресурсов.

Достижение данной цели будет обеспечено решением следующих задач:

- Внедрение методов составления и исполнения бюджета, основанных на финансировании бюджетополучателей исходя из количества и качества оказываемых ими услуг (БОР). Использование принципов БОР не только внедряется на федеральном уровне, но и показало свою эффективность в целом ряде регионов.

- Постепенный переход к составлению бюджета на перспективу на основе среднесрочного финансового планирования. Среднесрочный финансовый план позволяет обеспечить финансирование программ, выходящих за пределы финансового года.

- Реструктуризация государственного сектора экономики, в том числе бюджетных учреждений, будет направлена на упорядочение бюджетной сети и предоставление большей свободы бюджетополучателям (в числе которых будут и негосударственные организации). Оптимизация состава областной собственности с точки зрения целевого соответствия полномочиям, закрепленным за субъектом Российской Федерации.

- Совершенствование и развитие конкурсных процедур распределения бюджетных средств на основе привлечения к выполнению госзаказа предприятий и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности. Система мер по развитию государственного и муниципального заказа позволит сэкономить бюджетные средства и повысить качество товаров, работ и услуг.

- Совершенствование межбюджетных отношений, в части формализации процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам, формализации методик распределения финансовой помощи; организации мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований. Решение данной задачи обеспечивает соблюдение бюджетного законодательства, повышает ответственность в использовании бюджетных средств, способствует повышению достоверности прогнозирования доходной и расходной частей бюджета.

- Совершенствование долговой политики, методов управления государственным областным долгом создаст предпосылки для проведения активной долговой политики в интересах экономического развития.

- Совершенствование нормативно-правовой базы принятия решений об использовании бюджетных средств на текущие и инвестиционные нужды области также создаст предпосылки для экономии бюджетных средств.

- Совершенствование информационного обеспечения принятия решений и контроля за их реализацией повысит качество управленческих решений и обеспечит выполнение решений.

- Укрепление кадрового потенциала органов государственного управления области создаст предпосылки для решения всех остальных задач.

Цель 2. Мобилизация финансовых ресурсов в объеме, обеспечивающем осуществление полномочий органов государственной и муниципальной власти Смоленской области.

Достижение данной цели будет обеспечено решением следующих задач:

- Совершенствование межбюджетных отношений в части внедрения объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи местным бюджетам.

- Выравнивание доступа граждан к бюджетным услугам, предоставляемым за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, является одной из основных задач государственной политики. Ее решение обеспечивается путем предоставления в соответствии с областным законодательством дотаций из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований в рамках единой нормативно-правовой базы и методической базы.

Цель 3. Создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение устойчивого динамичного развития региона.