Существующее положение:
В настоящее время при формировании бюджета на очередной год в определенной степени учитываются приоритетные цели социально-экономического развития области. Однако эти цели сформулированы достаточно обще, не привязаны к соответствующим разделам функциональной классификации и не подкреплены системой показателей, характеризующей общественно значимый результат деятельности бюджетной сферы (в отдельных случаях используются показатели, характеризующие объем предоставленных бюджетными учреждениями услуг, а не общественно значимый результат от их предоставления). Это не позволяет получить количественную оценку степени достижения общественно значимого результата в рамках тех или иных стратегических целей, провести оценку эффективности бюджетных расходов, направленных на их достижение, рассмотреть альтернативные варианты использования бюджетных ассигнований.
В соответствии с действующим порядком бюджетные учреждения Смоленской области расходуют бюджетные средства в рамках утвержденной сметы доходов и расходов. Экспертная оценка потерь от отсутствия у бюджетных учреждений права самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами не проводилась.
Отдельные требования к результатам работы установлены только для бюджетных учреждений отрасли здравоохранения. Официально утвержденной методики оценки выполнения требований нет. На практике оценка осуществляется на основе достижения количественных показателей по каждому конкретному требованию. Комплексная оценка не производится. Результаты оценки не публикуются.
В настоящее время среднесрочный финансовый план в полном объеме в Смоленской области не составляется. Делаются лишь отдельные ориентировочные оценки по доходам и расходам, но они носят приблизительный характер и по существу не учитываются при составлении бюджета на планируемый год.
План реформирования:
1. Аналитическая работа:
- Оценка финансовых издержек отсутствия у бюджетных учреждений права самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами;
- Детализация целей и определение задач, позволяющих достигать поставленные цели;
(абзац введен распоряжением Администрации Смоленской области от 27.06.2006 N 587-р/адм)
- Разработка системы сбалансированных индикативных показателей, позволяющих отслеживать динамику и эффективность мероприятий по реализации поставленных задач.
(абзац введен распоряжением Администрации Смоленской области от 27.06.2006 N 587-р/адм)
2. Формирование нормативной базы внедрения БОР:
- Разработка и утверждение количественных показателей, характеризующих достижение общественно значимых результатов в рамках выбранных приоритетных целей и задач.
- Утверждение порядка формирования "пакета" приоритетных целей и задач бюджетной сферы социальной сферы.
- Утверждение основных требований к результатам работы бюджетных учреждений социальной сферы.
- Утверждение порядка использования бюджетными учреждениями социальной сфере бюджетных ассигнований.
- Утверждение методики формирования среднесрочного финансового плана и порядка его использования в бюджетном процессе.
3. Информирование населения о ходе достижения поставленных целей и задач:
- Публикация в СМИ и Интернете поставленных Администрацией в рамках среднесрочного периода приоритетных целей и задач.
- Подготовка и публикация в СМИ и Интернете Администрацией области ежегодного доклада о ходе достижения поставленных целей и задач.
- Публикация в СМИ и Интернете среднесрочного финансового плана.
- Утверждение порядка "обратной связи" с населением в процессе формирования "пакета" приоритетных целей и задач.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации предложенных мероприятий область будет подготовлена к внедрению БОР к 2007 году, что позволит в дальнейшем повысить эффективность бюджетных расходов.
Альтернативные механизмы:
Принципиальное решение о внедрение БОР на всех уровнях бюджетной системы принято Правительством Российской Федерации. Альтернативные варианты могут предусматривать: (1) поэтапное внедрение БОР в пилотных отраслях или во всех отраслях областного хозяйства одновременно; (2) ведущую роль во внедрении БОР органов исполнительной или законодательной власти и (3) ведущую роль во внедрении БОР Департамента финансов, бюджета и государственного заказа или, напротив, Департамента экономического развития и торговли администрации Смоленской области. Во всех трех случаях в качестве рабочих были выбраны первые из приведенных альтернатив.
Возможно отказаться от мероприятий по формированию областной нормативной базы по внедрению БОР, дождавшись соответствующих разработок от федерального центра, но это может привести к потере темпов внедрения новых методов бюджетирования в области.