Существующее положение:
Законодательных ограничений на предоставление бюджетных средств негосударственным организациям (за исключением организаций социальной сферы), в том числе в зависимости от отраслевой принадлежности заемщика, в области не существует. В настоящее время объем предоставляемых на безвозмездной основе негосударственным организациям бюджетных средств не превышает 3% от общих расходов бюджета за год. Основной формой предоставления бюджетных средств являются бюджетные кредиты (ссуды). Кроме того, ряду негосударственных организаций предоставлены гарантии Администрации под получаемые в банках кредиты. Безвозмездных перечислений и налоговых льгот негосударственным организациям за последние три года не предоставлялось. Специального официально утвержденного порядка предоставления бюджетных средств негосударственным организациям не существует. Однако большинство средств и гарантий выдается под отобранные высокоэффективные проекты. Отбор этих проектов в области и выдача средств под них регламентируются соответствующими утвержденными нормативно-правовыми актами (порядок отбора проектов изложен в разделе E Программы). Все кредиты и гарантии выдавались на основании законов об областном бюджете на очередной год и постановлений Администрации области.
Бюджетных потерь из-за невозврата бюджетных кредитов и кредитов, по которым были предоставлены гарантии, не возникало. Информация о предоставленных бюджетных средствах и гарантиях негосударственным организациям публикуется в СМИ и сети Интернет.
Департаментом Администрации Смоленской области по энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству ежеквартально проводится оценка расходов на ЖКХ постатейно и в разрезе муниципальных образований. Кроме того, проводится сопоставительный анализ по основным показателям деятельности отрасли с аналогичными показателями Брянской, Калужской, Тамбовской, Костромской и Курской областей. В настоящее время фактический уровень возмещения затрат по предоставляемым услугам ЖКХ составляет 72%, что несколько ниже чем в соседних областях.
В области проведена подготовительная работа по переходу к "монетизации" льгот. Оценены потребность в предоставлении льгот в натуральной форме и объем средств, необходимых для их представления. Проанализирован фактический уровень финансирования представления натуральных льгот за последние три года.
План реформирования:
D1. Сокращение бюджетных средств, предоставляемых негосударственным организациям (за исключением организаций социальной сферы)
1. Формирование нормативной базы предоставления бюджетных средств негосударственным организациям:
- Разработка и утверждение постановлением Администрации области порядка предоставления бюджетных средств на проекты, реализуемые негосударственными организациями.
- Закрепление отраслей экономики, для которых запрещается предоставление бюджетных средств.
- Публикация в СМИ и сети Интернет объема бюджетных средств, предоставляемых негосударственным организациям.
D2. Повышение уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при увеличении объема социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения
1. Формирование нормативной базы:
- Разработка и утверждение методики предоставления субвенций муниципальным образованиям на предоставление населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
- Разработка областной концепции реформирования ЖКХ и ее внедрение, оказание помощи муниципальным образованиям по реструктуризации организаций, предоставляющих населению коммунальные услуги, привлечению к этой деятельности негосударственных организаций.
- Принятие правового акта Администрации Смоленской области, регламентирующего порядок использования средств экономии, образовавшихся в результате использования муниципальными образованиями целевых средств, предоставляемых из областного бюджета.
- разработка концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства в городе Смоленске.
(абзац введен распоряжением Администрации Смоленской области от 04.05.2006 N 426-р/адм)
2. Расширение информирования населения о реформировании сферы ЖКХ:
- Продолжение публикации в СМИ основных нормативно-правовых актов, связанных с реформой ЖКХ и предоставлением населению субсидий на оплату услуг отрасли.
- Создание специального сайта в Интернете, посвященного реформе ЖКХ, размещение на нем сопоставительных материалов по муниципалитетам области и соседним регионам.
- Создание в Департаменте Администрации Смоленской области по энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству "горячей линии" для ответа на вопросы населения по проблемам реформы ЖКХ.
D3. Перевод натуральных льгот в денежную форму
1. Формирование нормативной базы:
- Разработка и утверждение порядка учета категорий граждан, имеющих право на льготы.
- Подготовка и внесение в областную Думу законопроектов о внесении изменений в действующие областные законы в части перевода натуральных льгот в денежную форму.
2. Расширение информирования населения:
- Публикация в СМИ и сети Интернет информации о числе лиц, имеющих право на льготы и фактически пользующихся ими.