АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 ноября 2004 года N 1030-р/адм

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2007 ГОДА ВКЛЮЧИТЕЛЬНО

(в редакции распоряжений Администрации Смоленской области от 24.11.2004 N 1056-р/адм, от 21.06.2005 N 458-р/адм, от 27.10.2005 N 883-р/адм, от 04.05.2006 N 426-р/адм, от 27.06.2006 N 587-р/адм, от 20.12.2006 N 1116-р/адм, от 01.06.2007 N 500-р/адм, от 28.06.2007 N 566-р/адм, от 05.09.2007 N 755-р/адм, от 12.12.2007 N 1060-р/адм)

В целях повышения качества предоставляемых населению бюджетных услуг, создания благоприятных условий для экономического развития региона, привлечения инвестиций, совершенствования проводимой органами государственной власти Смоленской области бюджетной политики:

Утвердить прилагаемую областную целевую программу реформирования региональных финансов в Смоленской области до 2007 года включительно.

(в ред. распоряжения Администрации Смоленской области от 05.09.2007 N 755-р/адм)

Глава Администрации
Смоленской области
В.Н.МАСЛОВ

     


     <Приложение>

Утверждена
распоряжением
Администрации
Смоленской области
от 15.11.2004 N 1030-р/адм
 (в редакции распоряжений Администрации
 Смоленской области от 24.11.2004 N 1056-р/адм,
 от 21.06.2005 N 458-р/адм, от 27.10.2005 N 883-р/адм,
 от 04.05.2006 N 426-р/адм, от 27.06.2006 N 587-р/адм,
 от 20.12.2006 N 1116-р/адм
, от 01.06.2007 N 500-р/адм, от 28.06.2007 N 566-р/адм,
 от 05.09.2007 N 755-р/адм, от 12.12.2007 N 1060-р/адм)  


1. Концепция областной целевой Программы реформирования региональных финансов в Смоленской области до 2007 года включительно

(в редакции распоряжения Администрации Смоленской области от 05.09.2007 N 755-р/адм)


      1.1. Общий подход к формированию Программы реформирования региональных финансов в Смоленской области до 2007 года включительно

(в редакции распоряжения Администрации Смоленской области от 05.09.2007 N 755-р/адм)


Областная целевая Программа реформирования региональных финансов в Смоленской области до 2007 года включительно (далее - Программа реформирования) разработана исходя из основных направлений "Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах", одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249, и "Концепции социально-экономического развития Смоленской области на 2004 - 2012 годы", одобренной Экономическим советом при Администрации Смоленской области 15.07.2004.

(в ред. распоряжения Администрации Смоленской области от 05.09.2007 N 755-р/адм)

Необходимость опережающего внедрения в Смоленской области прогрессивных методов управления региональными финансами обусловлена тем, что несмотря на имеющийся потенциал регион на протяжении последних лет является дотационным, в то же время треть трудоспособного населения работает в бюджетной сфере. Работников бюджетной сферы больше, чем работников промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, связи и торговли вместе взятых.

Для области особо актуальны проблемы, названные Президентом Российской Федерации в бюджетном послании Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2005 году", без решения которых невозможно повышение качества бюджетной политики: низкая эффективность государственного сектора экономики; неоптимальная сеть бюджетополучателей, финансирование которой осуществляется вне зависимости от количества и качества предоставляемых услуг, их общественной полезности; отсутствие в ряде случаев (в первую очередь в области межбюджетных отношений) объективных критериев при принятии финансовых решений; формальный подход к использованию программно-целевого метода при формировании бюджета.

Несмотря на проделанную за последние годы в области работу по совершенствованию нормативно-правовой базы и информационного обеспечения принятия финансовых решений пробелы в этих сферах до конца не ликвидированы. Население Смоленской области недостаточно информировано об использовании средств областного бюджета. Не в полной мере соответствует современным требованиям уровень профессиональной подготовки работников органов исполнительной власти области.

Более подробная информация о текущем состоянии дел по основным направлениям реформирования региональных финансов приведена в соответствующих разделах Программы реформирования.


1.2. Цели, задачи и направления реформирования


Главный принцип бюджетной политики, провозглашенный в Концепции социально-экономического развития Смоленской области, - "Сначала все для пополнения средств, которыми располагаем, а потом эти средства расходовать с максимальной эффективностью и под контролем".

Исходя из этого принципа и на основании проведенной диагностики исходного состояния бюджетной сферы определены следующие основные взаимозависимые цели реформирования управления региональными финансами Смоленской области:

- Повышение эффективности использования бюджетных ресурсов.

Первоочередная важность цели 1 для Смоленской области следует из ограниченности бюджетных ресурсов, имеющихся в распоряжении Администрации области. Более эффективное и результативное использование бюджетных средств позволит повысить качество бюджетных услуг в рамках тех полномочий, которые закреплены за областью. При этом важно не допускать возрастания финансового бремени, которое несут налогоплательщики области, что связано с целью 3.

- Мобилизация финансовых ресурсов в объеме, обеспечивающем осуществление полномочий органов государственной власти Смоленской области.

Очевидно, что осуществление полномочий государственной власти и муниципальных образований в Смоленской области невозможно без мобилизации и администрирования доходов в соответствии с законодательством.

Политика в области доходов будет тем более успешной, если она станет максимально понятной и доступной для обсуждения и контроля со стороны общества, что перекликается с целью 4.

- Создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение устойчивого динамичного развития региона.

Эффективное использование средств, меры по мобилизации доходов дадут должный эффект только при обеспечении устойчивого роста экономики области.

- Повышение прозрачности бюджетной политики и обеспечение административного и общественного контроля за ее реализацией.

Прозрачность и подконтрольность финансовой политики областных и муниципальных властей не только являются неотъемлемыми элементами демократического развития, средством связи власти с избирателями, но и являются мощным экспертным инструментом, позволяющим верно выбрать направление развития и избежать ошибочных решений.

Для реализации поставленных стратегических целей будут решены следующие тактические задачи (ниже приведены в разбивке по целям):

Цель 1. Повышение эффективности использования бюджетных ресурсов.

Достижение данной цели будет обеспечено решением следующих задач:

- Внедрение методов составления и исполнения бюджета, основанных на финансировании бюджетополучателей исходя из количества и качества оказываемых ими услуг (БОР). Использование принципов БОР не только внедряется на федеральном уровне, но и показало свою эффективность в целом ряде регионов.

- Постепенный переход к составлению бюджета на перспективу на основе среднесрочного финансового планирования. Среднесрочный финансовый план позволяет обеспечить финансирование программ, выходящих за пределы финансового года.

- Реструктуризация государственного сектора экономики, в том числе бюджетных учреждений, будет направлена на упорядочение бюджетной сети и предоставление большей свободы бюджетополучателям (в числе которых будут и негосударственные организации). Оптимизация состава областной собственности с точки зрения целевого соответствия полномочиям, закрепленным за субъектом Российской Федерации.

- Совершенствование и развитие конкурсных процедур распределения бюджетных средств на основе привлечения к выполнению госзаказа предприятий и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности. Система мер по развитию государственного и муниципального заказа позволит сэкономить бюджетные средства и повысить качество товаров, работ и услуг.

- Совершенствование межбюджетных отношений, в части формализации процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам, формализации методик распределения финансовой помощи; организации мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований. Решение данной задачи обеспечивает соблюдение бюджетного законодательства, повышает ответственность в использовании бюджетных средств, способствует повышению достоверности прогнозирования доходной и расходной частей бюджета.

- Совершенствование долговой политики, методов управления государственным областным долгом создаст предпосылки для проведения активной долговой политики в интересах экономического развития.

- Совершенствование нормативно-правовой базы принятия решений об использовании бюджетных средств на текущие и инвестиционные нужды области также создаст предпосылки для экономии бюджетных средств.

- Совершенствование информационного обеспечения принятия решений и контроля за их реализацией повысит качество управленческих решений и обеспечит выполнение решений.

- Укрепление кадрового потенциала органов государственного управления области создаст предпосылки для решения всех остальных задач.

Цель 2. Мобилизация финансовых ресурсов в объеме, обеспечивающем осуществление полномочий органов государственной и муниципальной власти Смоленской области.

Достижение данной цели будет обеспечено решением следующих задач:

- Совершенствование межбюджетных отношений в части внедрения объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи местным бюджетам.

- Выравнивание доступа граждан к бюджетным услугам, предоставляемым за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, является одной из основных задач государственной политики. Ее решение обеспечивается путем предоставления в соответствии с областным законодательством дотаций из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований в рамках единой нормативно-правовой базы и методической базы.

Цель 3. Создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение устойчивого динамичного развития региона.

Достижение данной цели будет обеспечено решением следующих задач:

- разработка стратегии социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года) и программы социально-экономического развития Смоленской области на среднесрочную перспективу (на 2007 - 2011 годы);

(абзац введен распоряжением Администрации Смоленской области от 27.06.2006 N 587-р/адм)

- Совершенствование межбюджетных отношений в части закрепления на долгосрочной основе нормативов отчислений от регулирующих налогов в местные бюджеты, формализации распределения средств на оказание инвестиционной финансовой помощи и проведение мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности местных бюджетов.

- Стабилизация финансовых потоков между регионом и муниципалитетами, контроль за качеством управления общественными финансами будет способствовать улучшению инвестиционного климата региона.

Цель 4. Повышение прозрачности бюджетной политики и обеспечение административного и общественного контроля за ее реализацией.

Достижение данной цели будет обеспечено решением следующих задач:

- Совершенствование межбюджетных отношений в части повышения качества и доступности финансовой информации, включая формализацию методологии финансовых взаимоотношений между региональным и местными бюджетами, и обеспечение общественного контроля за межбюджетными отношениями путем публикаций в СМИ и сети Интернет соответствующей информации.

- Наличие доступной, достоверной, актуальной и полной информации о состоянии общественных финансов, методологии государственного финансового контроля, их приближение к международным стандартам является необходимым условием для обеспечения подотчетности и прозрачности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, повышения эффективности финансовой политики и качества управления государственным сектором.

- Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, соблюдением требований бюджетного и валютного законодательства обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины, ответственности и подотчетности в использовании бюджетных средств, способствуя повышению эффективности и прозрачности управления государственными финансами.

- Подготовка законопроекта, направленного на правовое урегулирование отношений в сфере организации бюджетного процесса в Смоленской области.

(абзац введен распоряжением Администрации Смоленской области от 04.05.2006 N 426-р/адм)


1.3. Ожидаемые результаты выполнения программы


В случае выполнения Программы ожидаются следующие результаты:

1.3.1. В рыночном секторе экономики.

В результате повышения инвестиционной и деловой активности основные отрасли экономики Смоленской области выйдут на устойчивые среднегодовые темпы прироста производства товаров и услуг, намеченные Концепцией социально-экономического развития области на 2004 - 2012 годы и обеспечивающие увеличение ВРП за этот период в 2,8 раза.

В результате разработки стратегии социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года) будет обеспечено решение таких задач, как оценка потенциала социально-экономического развития Смоленской области, определение приоритетных направлений развития Смоленской области на средне- и долгосрочную перспективу.

(абзац введен распоряжением Администрации Смоленской области от 27.06.2006 N 587-р/адм)

1.3.2. В социальной сфере.

Население Смоленской области будет обеспечено гарантированным пакетом социальных услуг определенного качества (исходя из федерального и областного законодательства и установленных стандартов).

1.3.3. В сфере государственных финансов.

За счет расширения налоговой базы, оптимизации сети бюджетополучателей, повышения эффективности использования бюджетных ресурсов и отмены необоснованных льгот усилится сбалансированность государственных финансов Смоленской области.

Разработка стратегии социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года) позволит спрогнозировать уровень изменения бюджетной обеспеченности местных бюджетов на среднесрочную перспективу, определить бюджетные ограничения на среднесрочную перспективу, минимизировать риски для Смоленской области как участника бюджетного процесса.

(абзац введен распоряжением Администрации Смоленской области от 27.06.2006 N 587-р/адм)


2. Областная целевая Программа реформирования региональных финансов в Смоленской области до 2007 года включительно

(в редакции распоряжения Администрации Смоленской области от 05.09.2007 N 755-р/адм)


      A. Реформа бюджетного процесса и управления расходами

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»