4.1. Реестры ветхих и аварийных жилых строений (домов)
Переселение граждан, проживающих в Смоленской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда осуществляется из жилых строений (домов), включенных в реестры ветхих и аварийных жилых строений (домов).
Составление и ведение реестров ветхих и аварийных жилых строений (домов) в муниципальных образованиях, а также уточнение объема такого жилья и численности проживающего в нем населения осуществляется органами местного самоуправления.
Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных определяются федеральными нормативными правовыми актами.
4.2. Формирование нормативной правовой базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда предусматривается разработка нормативных правовых актов Смоленской областной Думы, Главы Администрации Смоленской области, Администрации Смоленской области.
Органам местного самоуправления, участвующим в Программе, рекомендуется разработать муниципальные программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда (далее по тексту - муниципальные программы).
4.3. Улучшение жилищных условий переселяемых граждан
Гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда, предоставляется на условиях договора социального найма жилая площадь, размеры и качество которой определяются в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Предоставляемое муниципальное жилье может являться:
а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора социального найма;
б) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости;
в) жильем, построенным муниципальным образованием в качестве муниципального социального жилья.
В муниципальных программах определяется критерий выбора того или иного жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Главным критерием должна стать стоимость жилья, которая должна быть минимальной при соблюдении определенных федеральным и областным законодательством требований по размерам и качеству предоставляемого жилья.
При этом следует отметить, что:
а) при заключении договоров с застройщиками целесообразно оговаривать номенклатуру и размер квартир, предназначенных в дальнейшем для использования в целях социального найма;
б) в случае принятия решения о строительстве муниципального социального жилья следует использовать специальные проекты, предназначенные для жилья именно такого типа.
4.4. Улучшение жилищных условий граждан в случае реконструкции ветхого жилищного фонда
В случае реконструкции ветхого жилищного фонда граждане могут быть заинтересованы в том, чтобы после завершения реконструкции вернуться в принадлежащее им на праве собственности жилье. Для реализации этого необходимо предусмотреть создание муниципального маневренного жилищного фонда и разработку правил предоставления гражданам жилых помещений, находящихся в муниципальном маневренном жилищном фонде.
Аналогичная процедура используется и для граждан, занимающих жилые помещения на условиях договора социального найма. Однако в этом случае вопрос о судьбе реконструируемых помещений должен решать не наниматель, а собственник жилищного фонда.