Недействующий

Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" (утратил силу на основании Закона Смоленской области от 26.12.2007 г. № 152-з)


I. Содержание имеющейся проблемы, технико-экономическое обоснование необходимости утверждения Программы и ее финансирования за счет средств областного бюджета


За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.

Основная часть сельского жилищного фонда Смоленской области не имеет элементарных коммунальных удобств. Централизованное водоснабжение существует в 33 процентах сельских жилых домов, центральное отопление - в 28 процентах, канализация - в 29 процентах, горячее водоснабжение - в 13 процентах сельских жилых домов. Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, в результате чего 70 процентов сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 36,6 процента, фельдшерско-акушерских пунктов - на 8,7 процента. Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 3,4 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,7 раза по сравнению с городским населением.

Большая часть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений изношена, количество спортивных площадок сократилось на 20 процентов.

Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась на 40 процентов.

В последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса.

В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась по сравнению с 1990 годом на 66 процентов. Осталось менее половины предприятий общественного питания по сравнению с 1990 годом.

Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть предприятий бытового обслуживания.

Потери электроэнергии возросли на 25 процентов. Более 30 процентов линий электропередачи, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находятся в ветхом, технически непригодном состоянии.

Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. Телефонная сеть в сельских округах муниципальных образований Смоленской области физически и морально изношена.

Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры.

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Стремительно ухудшается демографическая ситуация. Сельское население за последнее десятилетие сократилось на 10,9 процента. Значительно увеличилась общая смертность населения с 12,2 до 20,8 на 1000 человек, что составляет 70,5 процента увеличения смертности населения. Особенно увеличилась смертность среди мужчин в возрасте 30-40 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.

Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров, занятых в сельском хозяйстве.

Ухудшается качественный состав кадров, занятых в сельском хозяйстве. Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения, ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.

Исходя из задач социально-экономической политики на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий.

Таким образом, необходимость реализации Программы и ее финансирования за счет средств областного бюджета обусловлена:

- социально-политической остротой проблемы и ее областным значением. Для устойчивого социально-экономического развития сельских округов муниципальных образований Смоленской области и эффективного функционирования агропромышленного производства Смоленской области необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности в целях активизации человеческого потенциала;

- межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей. Удаленность сельских поселений от центральных усадьб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских округов муниципальных образований Смоленской области. Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем разработки (корректировки) территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий сельских округов муниципальных образований Смоленской области;

- необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

Без государственной поддержки в современных условиях сельские округа муниципальных образований Смоленской области не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.