Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"

(с изменениями на 7 декабря 2007 года)
 ___________________________________

в редакции Закона Смоленской
области от 29.11.2007 г. № 131-з
 ___________________________________

На основании Закона Смоленской области
 от 26.12.2007 г. № 152-з документ утратил силу
___________________________________

 Принят Смоленской областной Думой
      30 октября 2003 года

Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года" (далее по тексту - Программа) (прилагается).

Статья 2. Финансирование Программы из областного бюджета осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на ее реализацию в областном законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год в период с 2003 по 2010 год.

Статья 3. Настоящий областной закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года.


     И.о. Главы Администраций
     Смоленской области
     А.В.Щелоков

12 ноября 2003 года
69-з      

  Приложение
     к областному закону
     от 12 ноября 2003 года N 69-з



Областная целевая программа
"Социальное развитие села до 2010 года"  

Паспорт Программы

(в редакции Закона Смоленской
области от 29.11.2007 г. № 131-з - см. предыдущую редакцию)

Наименование
Программы

- областная целевая программа "Социальное развитие
села до 2010 года" (далее по тексту - Программа)

Правовое основание
для разработки
Программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"

Заказчик Программы

- Департамент Смоленской области по сельскому
хозяйству и продовольствию

Разработчик
Программы

- Департамент Смоленской области по сельскому
хозяйству и продовольствию

Основные цель
и задачи
Программы

- основная цель Программы:
- развитие социальной сферы и инженерной
инфраструктуры в сельских поселениях Смоленской
области;
- основные задачи Программы:
- создание правовых, административных и
экономических условий для перехода к устойчивому
социально-экономическому развитию сельских
 поселений Смоленской области и
реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации"
;
- создание условий для завершения передачи объектов
социальной сферы и инженерной инфраструктуры
предприятий и организаций в ведение органов
местного самоуправления муниципальных образований
Смоленской области (далее по тексту - органы
местного самоуправления);
- расширение рынка труда в сельской местности
Смоленской области и обеспечение его
привлекательности;
- создание основ для повышения престижности
проживания в сельской местности Смоленской области

Сроки и этапы
реализации
Программы

- 2003 - 2010 годы, в том числе:
1 этап - 2003 - 2006 годы;
2 этап-2007-2010 годы

Исполнители
мероприятий
Программы

- Департамент Смоленской области по сельскому
хозяйству и продовольствию;
- Департамент Смоленской области по сельскому
хозяйству и ветеринарии;
- Департамент Смоленской области по энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству;
- Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике;
- Департамент Смоленской области по
здравоохранению;
- Департамент Смоленской области по
промышленности, транспорту и связи;
- смоленское областное государственное учреждение «Управление областных автомобильных дорог»

(далее - Смоленскавтодор);
- органы местного самоуправления (по согласованию);
- юридические и физические лица (на конкурсной
основе);

Объемы и источники
Финансирования
Программы

- на реализацию Программы требуется 1 301,274 млн. рублей, в том числе средства областного бюджета в сумме 582,576 млн. рублей, средства федерального бюджета - 473,952 млн. рублей, средства местных бюджетов - 110,32 млн. рублей, средства из внебюджетных источников - 134,426 млн. рублей;

Ожидаемые конечные
результаты
реализации
Программы

- реализация Программы позволит ввести в эксплуатацию в сельской местности Смоленской области, в частности, следующие объекты:
- 50 тыс. кв. метров жилья;
- общеобразовательные учреждения на 150 мест;
- линии электропередачи ВЛ 0,38 кВ - 60 км, ВЛ 6_10 кВ _ 30 км;
- автодороги, соединяющие центральные усадьбы с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскими населенными пунктами, - 218,713 км;
- линии связи с нетелефонизированными сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на 1,35 тыс. номеров;
- распределительные газовые сети - 667,405 км;
- водопроводные сети - 254,497 км

;

Органы
осуществляющие
контроль за ходом
реализации
Программы

- Смоленская областная Дума;
- Администрация Смоленской области;
- иные государственные органы в соответствии с их
компетенцией, определенной федеральным и
областным законодательством

                        


I. Содержание имеющейся проблемы, технико-экономическое обоснование необходимости утверждения Программы и ее финансирования за счет средств областного бюджета


За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.

Основная часть сельского жилищного фонда Смоленской области не имеет элементарных коммунальных удобств. Централизованное водоснабжение существует в 33 процентах сельских жилых домов, центральное отопление - в 28 процентах, канализация - в 29 процентах, горячее водоснабжение - в 13 процентах сельских жилых домов. Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, в результате чего 70 процентов сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 36,6 процента, фельдшерско-акушерских пунктов - на 8,7 процента. Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 3,4 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,7 раза по сравнению с городским населением.

Большая часть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений изношена, количество спортивных площадок сократилось на 20 процентов.

Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась на 40 процентов.

В последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса.

В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась по сравнению с 1990 годом на 66 процентов. Осталось менее половины предприятий общественного питания по сравнению с 1990 годом.

Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть предприятий бытового обслуживания.

Потери электроэнергии возросли на 25 процентов. Более 30 процентов линий электропередачи, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находятся в ветхом, технически непригодном состоянии.

Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. Телефонная сеть в сельских округах муниципальных образований Смоленской области физически и морально изношена.

Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры.

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Стремительно ухудшается демографическая ситуация. Сельское население за последнее десятилетие сократилось на 10,9 процента. Значительно увеличилась общая смертность населения с 12,2 до 20,8 на 1000 человек, что составляет 70,5 процента увеличения смертности населения. Особенно увеличилась смертность среди мужчин в возрасте 30-40 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.

Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров, занятых в сельском хозяйстве.

Ухудшается качественный состав кадров, занятых в сельском хозяйстве. Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения, ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.

Исходя из задач социально-экономической политики на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий.

Таким образом, необходимость реализации Программы и ее финансирования за счет средств областного бюджета обусловлена:

- социально-политической остротой проблемы и ее областным значением. Для устойчивого социально-экономического развития сельских округов муниципальных образований Смоленской области и эффективного функционирования агропромышленного производства Смоленской области необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности в целях активизации человеческого потенциала;

- межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей. Удаленность сельских поселений от центральных усадьб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских округов муниципальных образований Смоленской области. Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем разработки (корректировки) территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий сельских округов муниципальных образований Смоленской области;

- необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

Без государственной поддержки в современных условиях сельские округа муниципальных образований Смоленской области не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.     

II. Цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы, прогноз ожидаемых
социально-экономических результатов ее реализации


Программа разработана для достижения следующей цели:

- развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельских поселениях Смоленской области. Задачи Программы:

- создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских округов муниципальных образований Смоленской области и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;

- расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;

- создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности Смоленской области.

Основные пути решения программных задач:

- приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских округов муниципальных образований Смоленской области;

- разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;

- повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села, внедрение новых прогрессивных форм деятельности;

- разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;

- удешевление сельского жилищно-гражданского строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;

- создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также средств других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур.

Программа рассчитана на 2003-2010 годы и будет реализовываться в два этапа.

На первом этапе (2003-2006 годы) должно быть обеспечено совершенствование нормативной правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

На втором этапе (2007-2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельских округах муниципальных образований Смоленской области условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, создание предпосылок устойчивого развития сельских территорий.

Исходя из ресурсных возможностей областного бюджета, приоритетными направлениями государственной поддержки являются жилищное строительство, газификация и водоснабжение сельских поселений, развитие средств связи общего пользования и строительство автомобильных дорог в сельской местности Смоленской области.

В результате реализации мероприятий Программы более одной тысячи сельских семей улучшат жилищные условия, при этом повысится уровень предоставления коммунальных услуг. Уровень газификации жилищного фонда возрастет до 40 процентов. Обеспеченность сельского населения питьевой водой возрастет до 65 процентов, дополнительно 0,6 тысячи сельских потребителей будет обеспечено телефонной связью.


III. Мероприятия Программы

1. Предоставление субсидий на строительство (приобретение)
 жилья в сельской местности Смоленской области

В соответствии с Программой предоставляются субсидии на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (далее - субсидия).

(Абзац в редакции Закона Смоленской области от 12.07.2007 г. № 75-з - см.предыдущую редакцию)

В целях предоставления субсидии под сельской местностью понимаются населенные пункты, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких населенных пунктов на территории Смоленской области определяется правовым актом Администрации Смоленской области.

(Абзац в редакции Закона Смоленской области от 12.07.2007 г. № 75-з - см.предыдущую редакцию)

Право на получение субсидии имеют:

- граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в сельской местности, документально подтвердившие наличие собственных (в том числе заемных) средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (далее - граждане);

(Абзац в редакции Закона Смоленской области от 12.07.2007 г. № 75-з - см.предыдущую редакцию)

- молодые семьи - состоящие в зарегистрированном браке лица, одно из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте не старше 30 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст не превышает 30 лет, и одного и более детей (в том числе усыновленных), отвечающие в совокупности следующим условиям: один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; постоянно проживают или изъявили желание постоянно проживать в сельской местности; нуждаются в улучшении жилищных условий либо не имеют жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»