ЗАКОН
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 05 июля 1996 года N 89-ОЗ
О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Принят Законодательным Собранием области 26 июня 1996 года
{Утратил силу:
Закон Вологодской области от 25.03.2008 N 1773-ОЗ}
{Изменения и дополнения:
Закон Вологодской области от 16.10.2000 N 546-ОЗ;
Закон Вологодской области от 12.10.2001 N 710-ОЗ;
Закон Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ;
Закон Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ;
Закон Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ}
Настоящий закон определяет общие для Вологодской области организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Вологодской области (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Вологодской области или ее части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего закона Вологодской области распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Вологодской области, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Настоящий закон разработан на основе федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Законодательство области в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера", принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных актов Российской Федерации, настоящего закона Вологодской области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления Вологодской области.
{статья 1 в редакции закона Вологодской области от 16.10.2000 N 546-ОЗ}
{статья 2 исключена законом Вологодской области от 16.10.2000 N 546-ОЗ}
Границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации определяются решениями Губернатора области, руководителей органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации.
Границы зон чрезвычайных ситуаций устанавливаются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Вологодской области руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации и по согласованию с Правительством области, органами местного самоуправления и организациями, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации.
{статья 2 в редакции закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ}
Информацию о защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций и по их предупреждению составляют разнообразные данные и сведения о состоянии производственно-промышленной, радиационной, химической, медико-биологической (бактериологической), взрывной, пожарной и экологической обстановки и возможной опасности, сейсмических, гидрометеорологических, гелиографических и иных явлениях, эпидемиях, эпизоотиях и эпифитотиях на конкретной территории, способных вызвать чрезвычайные ситуации или характеризующие масштабы и характер возникшего бедствия, а также соответствующие сведения по вопросам гражданской обороны.
Сбор, хранение, накопление, обработка и выдача заинтересованным органам государственной власти и управления, общественным, хозяйственным и иным организациям, населению и отдельным гражданам сведений, составляющих официальную информацию о чрезвычайных ситуациях, для последующего их использования и применения осуществляются уполномоченными на то государственными учреждениями и организациями.
{часть 2 в редакции закона Вологодской области от 16.10.2000 N 546-ОЗ}
Информация о защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти области, местного самоуправления районов и городов и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Система информационного обеспечения (информации) о чрезвычайных ситуациях всех структур и населения области на основе автоматизированной областной информационно-управляющей системы включает в себя соответствующие органы государственного управления Администрации Губернатора области и органы местного самоуправления с подчиненными им информационно-управляющими системами, пункты управления силами и средствами ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с автоматизированными системами централизованного оповещения, информационные центры системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасными объектами и иные учреждения, специализирующиеся на разработке этих проблем.
Все органы государственной власти и местного самоуправления, общественные, хозяйственные, иные организации, находящиеся на территории области, и граждане в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеют право на получение и использование полной и достоверной официальной информации о чрезвычайных ситуациях, необходимой для осуществления их законных прав, интересов и успешного выполнения возложенных на них обязанностей и полномочий.
Правительство области, органы местного самоуправления, организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов на всей территории области устанавливается единый номер "01".
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами ложной информации о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций влекут за собой ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
Порядок обеспечения населения, государственной власти, местного самоуправления районов и городов, организаций информацией в области защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Вологодской области.
{статья 3 в редакции закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ}
Порядок доведения официальной информации о чрезвычайных ситуациях устанавливается законодательством Российской Федерации нормативными актами, издаваемыми органами государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции , договорами и соглашениями участников отношений в области информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, функциональных звеньев областной подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях необходимыми сведениями и данными в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется через областной информационно-управляющий центр (ОИУЦ) областной подсистемы РСЧС.
Основные задачи, организация и порядок деятельности ОИУЦ областной подсистемы РСЧС определяются настоящим законом и специальным положением, утверждаемым Губернатором области.
Основу базы данных областного информационно-управляющего центра составляют программные продукты Единой областной системы экологического мониторинга органов исполнительной государственной власти области, входящих в единую систему управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и абонентских пунктов городов и районов.
{часть четвертая в редакции закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ}
В интересах областного информационно-управляющего центра областной подсистемы ПСЧС используются существующие системы связи, оповещения и передачи данных. Создание новых и совершенствование действующих систем осуществляются уполномоченными на то органами государственного управления области, органами местного самоуправления городов и районов. Они же осуществляют контроль за функционированием этих систем в соответствии с существующими правилами.
Для передачи информации о чрезвычайных ситуациях на определенных условиях могут использоваться и системы, действующие на коммерческой основе.
На руководителей органов государственного управления и органов местного самоуправления, общественных, хозяйственных и иных организаций, деятельность которых связана с предупреждением и ликвидацией последствий крупных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий, эпифитотий возлагается непосредственная ответственность за своевременный сбор, обработку и выдачу официальной информации о чрезвычайных ситуациях.
Руководители органов местного самоуправления, наделенные в соответствии с действующим законодательством полномочиями осуществлять на подведомственной территории руководство деятельностью комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления и организацией гражданской обороны, обязаны информировать население об экологической, радиационной, химической, биологической (бактериологической) и другой обстановке и принимать при возникновении чрезвычайных ситуаций меры по обеспечению личной безопасности граждан, защите их прав и законных интересов, охране всех форм собственности правопорядка. На них возлагается ответственность за осуществление государственных полномочий в соответствии с договором и действующим законодательством.
{статья 5 в редакции закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ}
Финансирование расходов, связанных с функционированием, совершенствованием и дальнейшим развитием областной системы информационного обеспечения по защите населения и территории области, предупреждению к ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется в зависимости от их подчиненности за счет средств, соответствующих бюджетов области (централизованного оповещения, сбора и обработки информации), городов и районов (абонементских пунктов ОИУЦ).
Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения осуществляется:
- при строительстве новых потенциально опасных объектов за счет средств, выделяемых на строительство этих объектов;
- на действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность - за счет собственных средств этих объектов;
- на действующих потенциально опасных объектах, находящихся на бюджетном финансировании, - за счет средств соответствующих бюджетов;
- при создании объединенных локальных систем оповещения - за счет долевого участия потенциально опасных объектов.
{статья 6 в редакции закона Вологодской области от 16.10.2000 N 546-ОЗ}
Основными принципами защиты населения и территории Вологодской области являются:
комплекс мероприятий по предупреждению и максимально возможному снижению размеров ущерба и потерь при их возникновении проводится заблаговременно;
планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик и особенностей и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
объем, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимальных возможностей имеющихся сил и средств;
ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти Вологодской области, местного самоуправления районов и городов области, организаций, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Комплекс превентивных мер, снижающих последствия и уровень опасного воздействия на жизнь и здоровье населения области чрезвычайных ситуаций и предупреждающих их возникновение, включает следующие организационные мероприятия:
строительство зданий, сооружений, инженерных сетей, транспортных коммуникаций и магистралей с заданными уровнями безопасности и надежности;
мероприятия, обеспечивающие повышение степени безаварийного функционирования потенциально опасных объектов;
создание и поддержание в готовности необходимого фонда защитных сооружений, средств радиационной, химической и медицинской защиты;
заблаговременную подготовку районов для эвакуации населения, подготовку всех видов транспортных средств для проведения эвакуационных мероприятий;
создание и поддержание в готовности областной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, а также постоянно действующих локальных систем оповещения и информации в районах размещения потенциально опасных объектов;
создание и поддержание в готовности системы управления и связи;
организацию мониторинга за состоянием окружающей природной среды, радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением территории и объектов области;
создание, подготовку и поддержание в готовности аварийно-спасательных сил и средств;
создание неснижаемых запасов продовольствия, медикаментов, средств защиты, приборов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;
заблаговременное осуществление мероприятий по защите продовольствия, продовольственного сырья, фуража, сельскохозяйственных животных, водоисточников и систем водоснабжения;
организацию всеобщего обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовку руководящего состава и должностных лиц.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций проводятся заблаговременно и включают в себя комплекс следующих мероприятий:
учет особенностей экономических, климатических и иных характеристик области, городов и районов, потенциально опасных объектов, расположенных на их территории, степени реальной опасности при возникновении чрезвычайных ситуаций при разработке планирующих документов по организации защиты населения и территории и действий по ликвидации последствий;