ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 14 августа 1996 года N 91-ОЗ
О СОЗДАНИИ, ПОДДЕРЖАНИИ В ГОТОВНОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ СИЛ И СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(в редакции Закона Вологодской области от 16.10.2000 N 548-ОЗ)
Принят
Законодательным Собранием области
1 августа 1996 года
Настоящий закон определяет и закрепляет правовые основы создания, поддержания в готовности и использования сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их финансового и материально-технического обеспечения, а также права и обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления и администрации предприятий, учреждений и организаций (независимо от их организационно-правовых форм и собственности) в отношении к силам и средствам всех уровней.
Действие настоящего закона Вологодской области распространяется на отношения, возникающие в процессе создания сил и средств территориальных и функциональных звеньев Вологодской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Вологодской области.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Силы и средства областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в дальнейшем - силы и средства областной подсистемы чрезвычайных ситуаций ОПЧС) - силы и средства областной подсистемы чрезвычайных и функциональных звеньев областной подсистемы ЧС, предназначенные или привлекаемые для выполнения задач по предупреждении ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций (в дальнейшем силы и средства ликвидации ЧС) - силы и средства территориальных и функциональных звеньев областной подсистемы ЧС, предназначенные или привлекаемые для проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других работ в зонах чрезвычайной ситуации и очагах поражения.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Очаг поражения - ограниченная территория, в пределах которой в результате чрезвычайной ситуации произошли массовое поражение или гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушение зданий и сооружений и экологические изменения элементов окружающей природной среды.
Аварийно-спасательные работы в чрезвычайной ситуации - работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению источников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды в очаг поражения, по поиску и спасению людей, оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае необходимости в безопасные районы.
Аварийно-восстановительные работы в чрезвычайной ситуации - первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по креплению или обрушению конструкций зданий, грозящих обвалом, ремонту и восстановлению по временным схемам объектов жизнеобеспечения пострадавшего населения и спасателей, а также работы по санитарной очистки обеззараживанию территории.
Основными принципами создания, поддержания в надлежащей готовности и использования сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
состав сил и средств областной подсистемы ЧС и ее территориальных звеньев должен соответствовать уровню опасности возникновения чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории и позволять принимать необходимые меры по их локализации и ликвидации;
силы и средства должны быть рассчитаны для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и сочетать в себе (объединять) как штатные военизированные и невоенизированные, так и добровольные формирования;
функциональные и территориальные звенья областной подсистемы ЧС, объекты экономики, расположенные на подведомственной им территории, должны иметь свои силы и средства, позволяющие им осуществлять необходимые меры по предотвращению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
структура и состав сил и средств определяются соответствующими руководящими документами федеральных органов, организация, состав их группировки, порядок комплектования, привлечения и применения определяются органами самоуправления городов, районов;
управление деятельностью сил и средств осуществляется по принципу единоначалия и должно обеспечивать эффективное осуществление мер по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций своими силами;
содержание личного состава формирований, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и их материально-техническое обеспечение осуществляются за счет средств местных бюджетов и объектов, которым принадлежат эти формирования;
органы государственной власти области призваны оказывать всемерную помощь в предоставлении льгот, снижать в соответствии с действующим законодательством размеры налоговых платежей со средств, израсходованных на цели создания, оснащения и содержания сил и средств территориальных и функциональных звеньев областной подсистемы ЧС, предприятий, организаций и учреждений (в дальнейшем - организаций) и потенциально опасных объектов, расположенной территории;
формирования сил и средств и их личный состав допускаются к выполнению обязанностей только после прохождения установленным порядком подготовки к выполнении задач;
покрытие расходов, связанных с локализацией и ликвидацией возникших чрезвычайных ситуаций, должно осуществляться за счет виновных в их возникновении, а также за счет создаваемых для этого резервных фондов.
Силы и средства областной подсистемы, являющиеся силами и средствами ее звеньев, подразделяются на силы и средства:
наблюдения и контроля;
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля состоят из:
сил органов надзора;
сил государственной контрольно-инспекционной службы областного комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов;
служб (учреждений) и организаций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия на состояние здоровья населения функционирования этих объектов;
сил ветеринарной службы области;
сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
службы наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания;
службы предупреждения о стихийных гидрометеорологических явлениях и об экстремально высоких уровнях загрязнения окружающей среды;
службы контроля источников выбросов вредных веществ в природную среду.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:
сил и средств городских и районных звеньев областной подсистемы ЧС;
военизированных и невоенизированных противопожарных, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных формирований предприятий, организаций, управлений, объединений области;
учреждений и формирований службы медицины катастроф управления здравоохранения администрации области;
(в ред. Закона Вологодской области от 16.10.2000 N 548-ОЗ)
формирований экстренной ветеринарной помощи и службы защиты животных и растений комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации области;
(в ред. Закона Вологодской области от 16.10.2000 N 548-ОЗ)
частей и подразделений управления государственной противопожарной службы УВД области;
территориальных и объектовых формирований гражданской обороны области;
сил и средств службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации объединенного авиаотряда;
восстановительных и пожарных поездов Вологодского отделения Северной железной дороги;
отрядов, служб и специалистов добровольных общественных организаций.
Состав сил и средств определяется соответствующими постановлениями Губернатора области, органами местного самоуправления городов, районов, приказами и распоряжениями руководителей организаций. Их деятельность строится на принципе единоначалия и двойной подчиненности в период выполнения задач органам управления территорий и непосредственным руководителем работ (организаций).
На базе частей и подразделений управления государственной противопожарной службы УВД области, газоспасательных подразделений, медицинских формирований, строительных и монтажных организаций и других аналогичных профессиональных служб различных организаций, предприятий, управлений, объединений области создаются по согласованию с ними аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения (силы) постоянной готовности, которые могут привлекаться комиссией по чрезвычайным ситуациям администрации области, комиссиями по чрезвычайным ситуациям различных уровней в пределах их возможностей для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в различных районах области.
(в ред. Закона Вологодской области от 16.10.2000 N 548-ОЗ)
Силы постоянной готовности привлекаются к выполнению аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ по заданию комиссии по чрезвычайным ситуациям на контрактной основе с возмещением произведенных затрат за счет виновных в возникновении чрезвычайных ситуаций или чрезвычайных резервных фондов в соответствии с действующим законом о них.
Основными задачами сил и средств областной подсистемы ЧС являются:
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
проведение первоочередных мероприятий по спасению людей, локализации очагов чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
обеспечение развертывания группировки сил в зоне чрезвычайных ситуации.
Администрация области:
организует работу и руководит силами и средствами наблюдения и контроля за состоянием внешней среды в санитарно-защитной зоне вокруг потенциально-опасных объектов, а также в зонах санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;
осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств, предназначенных для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
принимает решения о привлечении необходимых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств;
организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения силами и средствами областной подсистемы ЧС, при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
осуществляет финансирование работ привлекаемых сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций областного масштаба в соответствии с действующим законодательством;
создает резервы финансовых и материальных ресурсов для обеспечения действий сил и средств в зонах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения согласно закону;
создает заблаговременно и поддерживает в постоянной готовности системы управления силами и средствами в чрезвычайных ситуациях, оповещения и связи при выполнении работ.
(в ред. Закона Вологодской области от 16.10.2000 N 548-ОЗ)
Статья 6 исключена. - Закон Вологодской области от 16.10.2000 N 548-ОЗ
1. Подготовка работником органов исполнительной власти области, местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций в составе аварийно-спасательных, военизированных и специализированных формирований постоянной готовности осуществляется в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах, центрах подготовки министерств и ведомств Российской Федерации с учетом профиля их профессиональной подготовки.
Подготовка командно-начальствующего состава невоенизированных формирований проводится в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и курсах гражданской обороны городов в соответствии с программой, ежегодно утверждаемой Губернатором области.
Подготовка работников предприятий, учреждений и организаций в составе невоенизированных формирований осуществляется непосредственно по месту работы по программе специальной подготовки невоенизированных формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях, утвержденной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в объеме 15 часов. При этом общая тематика (10 часов) отрабатывается всеми формированиями, специальная тематика (5 часов) отрабатывается с учетом их предназначения.
2. Поддержание в готовности сил и средств территориальных и отраслевых звеньев, входящих в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достигается путем их своевременного укомплектования личным составом, оснащением необходимыми материальными и техническими средствами, систематическим проведением учений и тренировок с практической отработкой задач по предназначению.
Командно-штабные учения в органах управления областной подсистемы чрезвычайных ситуаций проводятся один раз в два года, в органах местного самоуправления - один раз в три года.
Тактико-специальные учения проводятся с формированиями повышенной готовности предприятий, учреждений и организаций один раз в год, с остальными формированиями - один раз в три года.
3. Созданные на базе частей и подразделений государственной противопожарной службы, газоспасательных подразделений, медицинских формирований, строительных и монтажных организаций и других соответствующих профессиональных служб организаций и управлений области аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные силы постоянной готовности могут привлекаться комиссиями по чрезвычайным ситуациям различных уровней в пределах их возможностей для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в различных районах области.