ЗАКОН
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 12 ноября 1997 года N 201-ОЗ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Законодательным Собранием области 30 октября 1997 года
{Изменения и дополнения:
Закон Вологодской области от 16.10.2000 N 557-ОЗ;
Закон Вологодской области от 25.03.2003 N 879-ОЗ}
{Утратил силу:
Закон Вологодской области от 29.12.2004 N 1207-ОЗ}
Настоящий закон обеспечивает реализацию Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" на территории области, регулирует общие вопросы осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности, взаимоотношений между субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ и услуг).
Государственная научно-техническая политика Вологодской области - приоритетное направление социально-экономической политики, которое определяет цели, принципы, формы деятельности органов государственной власти области в сфере науки, техники и реализации достижений науки и техники на территории области.
Инновационная деятельность - деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.
Субъект научной, научно-технической и инновационной деятельности - юридическое или физическое лицо, самостоятельно осуществляющее, в том числе наряду с другими видами деятельности, научную, научно-техническую и инновационную деятельность.
Законодательство об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности состоит из Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Вологодской области, касающихся вопросов осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности.
1. Основными целями государственной научно-технической политики Вологодской области являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики области, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов области, повышение безопасности личности и общества, упрочение взаимосвязи науки и образования.
2. Государственная научно-техническая политика Вологодской области осуществляется с учетом следующих основных принципов:
признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил области;
гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций и учреждений органов исполнительной власти;
поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;
развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных организаций и других структур;
разработка и введение единой системы нормативно-методических документов и нормативных правовых актов, способствующих созданию благоприятных условий для развития научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории области;
развитие международного и межрегионального научного и научно-технического сотрудничества.
1. Законодательное Собрание области:
осуществляет совместно с Администрацией области законодательное и нормативное обеспечение государственной научно-технической политики области;
устанавливает систему экономических и иных льгот в целях стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;
устанавливает порядок образования и деятельности региональных и межрегиональных фондов научного, научно-технического и технологического развития;
утверждает порядок участия органов государственной власти области в образовании новых хозяйственных товариществ и обществ для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности.
2. Администрация области:
разрабатывает и утверждает основные положения государственной научно-технической политики Вологодской области, перечень региональных критических технологий гражданского назначения, формирует региональный заказ на научную и научно-техническую продукцию;
осуществляет межотраслевую координацию при формировании и реализации государственной научно-технической политики области;
осуществляет организацию и координацию работ по разработке научно-технических и инновационных программ и проектов регионального значения и участвует в их реализации;
выдает заказы на научную, научно-техническую и инновационную продукцию, реализацию научно-технических разработок, организацию экспертиз, заключает контракты ( договоры) на выполнение этих работ;
разрабатывает и рассматривает предложения об ассигнованиях на научные и научно-технические работы, а также на содействие осуществлению научно-технической и инновационной деятельности и осуществляет текущее финансирование из средств областного бюджета научных, научно-технических и инновационных программ и проектов;
осуществляет меры по развитию на территории области инновационной предпринимательской деятельности и привлечению инвестиций в научно-техническую сферу;
разрабатывает меры по совершенствованию механизма экономического регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории области;
проводит конкурсы на лучшее решение важнейших научно-технических проблем, региональных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов;
разрабатывает методологию и организует проведение региональных статистических исследований в сфере науки и техники;
издает информационно-аналитические материалы;
разрабатывает и осуществляет комплекс мер по развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности, сохранению и развитию научно-технического потенциала области, социальной защите научных работников, специалистов научных организаций и работников сферы научного обслуживания;
в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществляет управление и распоряжение областной собственностью в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе научно-технической продукцией, находящейся в областной собственности, обеспечивает передачу в собственность области научной и научно-технической продукции, созданной за счет средств бюджета области;
организует строительство объектов для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств областного бюджета и других источников финансирования;
осуществляет внешнеэкономическую деятельность и международные связи на основе договоров и соглашений в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности;
разрабатывает и вносит в Законодательное Собрание области предложения о заключении межрегиональных и международных договоров о научно-техническом сотрудничестве;
представляет для утверждения в Законодательное Собрание области региональные программы развития научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Государственное управление научной, научно-технической и инновационной деятельностью на территории Вологодской области Администрация области осуществляет через специально уполномоченный государственный орган, а также путем создания и обеспечения функционирования научных и координационных советов по проблемам науки и техники, научно-технических комиссий, экспертных и рабочих групп.
3. Органы государственной власти области, учреждающие для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности государственные учреждения и унитарные предприятия:
утверждают их уставы;
осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного им государственного имущества;
вправе устанавливать для них обязательный государственный заказ на производство научной, научно-технической и (или) инновационной продукции;
осуществляют другие функции в пределах своих полномочий.
1. Субъекты научной, научно-технической и инновационной деятельности:
предоставляют Администрации области предложения и необходимую информацию для формирования государственной научно-технической политики области и мониторинга результатов ее реализации;
участвуют на договорной основе в проведении мониторинга и других видов исследований осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории области;
участвуют, в том числе на договорной основе, в разработке государственной научно-технической политики области;
подготавливают предложения по своему участию в научных, научно-технических и инновационных программах и проектах с государственным участием.
2. Субъекты научной, научно-технической и инновационной деятельности, являющиеся юридическими лицами (хозяйствующими субъектами), определяют направление своей научно-технической деятельности с учетом государственной научно-технической политики Российской Федерации и Вологодской области.
3. Для объединения своих ресурсов субъекты научной, научно-технической и инновационной деятельности на добровольной основе могут создавать некоммерческие организации или иные организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе для представления своих интересов за пределами территории области - представительства и филиалы.
1. Администрация области организует проведение экспертиз научных, научно-технических и (или) инновационных программ и проектов, полностью или частично финансируемых за счет средств бюджета области.
2. Экспертиза проводится организациями, осуществляющими независимую экспертизу, другими организациями, а также специально создаваемыми временными экспертными группами и отдельными экспертами. Экспертиза проводится в соответствии с федеральным законодательством.
3. Не подлежат исполнению или использованию каким-либо иным образом рекомендации экспертных заключений по вопросам осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности, выполнение которых может нанести ущерб экономике и населению области, нарушить свободу научного творчества, а также противоречащие действующим федеральным и областным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и Вологодской области.
4. По результатам экспертиз научных, научно-технических и инновационных программ и проектов Администрация области обязана заблаговременно информировать население о безопасности, в том числе экологической, об экономической и о социальной значимости создаваемых производств и объектов, использующих достижения науки и техники.
1. Финансовое обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование этой деятельности осуществляется за счет привлечения средств федерального бюджета, областного бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с действующим законодательством.
2. Из средств областного бюджета в рамках финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности финансируется выполнение прикладных научных исследований, научно-технических работ, экспериментальных разработок, работ по разработке и реализации инновационных проектов.
Администрация области способствует привлечению средств из федерального бюджета и других источников для финансирования фундаментальных научных исследований и других приоритетных направлений развития науки и техники федерального уровня, а также областных научных, научно-технических программ и проектов.
3. Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств областного бюджета осуществляется только на основе целевого финансирования конкретных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, прошедших конкурсный отбор.
4. Доходы от реализации научной и научно-технической продукции, акций научных организаций и имущества научных организаций, находящихся в собственности области, могут быть направлены только на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности, развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы или обновление производственных фондов научных организаций.
5. В случае, если на выполнение утвержденных органами государственной власти области научных, научно-технических и инновационных программ или проектов требуется более одного года, органы государственной власти области обязаны в ходе разработки и утверждения бюджетов области предусматривать в них необходимые средства для продолжения выполнения этих программ и проектов.
6. Объемы собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, направляемых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, определяются ими самостоятельно.
7. В области могут действовать государственные, негосударственные и международные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Органы государственной власти области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут создавать государственные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности как некоммерческие организации, деятельность которых финансируется за счет источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти области и хозяйствующие субъекты могут создавать внебюджетные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.
В целях стимулирования привлечения средств хозяйствующих субъектов во внебюджетные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности Законодательное Собрание области может вводить специальные льготы по уплате налогов в бюджет области.
8. Научные, научно-технические и инновационные программы и проекты могут финансироваться в порядке долевого участия из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов, а также средств иностранных участников.
9. Научная и научно-техническая деятельность на территории области может осуществляться за счет грантов.
Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с действующим законодательством, а также на условиях, на которых эти гранты выдаются.
Настоящий закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
Губернатор области В.Е. Позгалев