ЗАКОН
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 07 марта 1997 года N 133-ОЗ
ОБ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Принят Законодательным Собранием Вологодской области
{Изменения и дополнения:
Закон Вологодской области от 17.06.1997 N 165-ОЗ;
Закон Вологодской области от 21.07.1997 N 180-ОЗ;
Закон Вологодской области от 07.12.1998 N 314-ОЗ;
Закон Вологодской области от 27.12.1999 N 457-ОЗ;
Закон Вологодской области от 29.11.2000 N 617-ОЗ;
Закон Вологодской области от 20.12.2000 N 619-ОЗ;
Закон Вологодской области от 02.04.2001 N 673-ОЗ;
Закон Вологодской области от 30.10.2001 N 717-ОЗ;
Закон Вологодской области от 04.01.2002 N 749-ОЗ.}
{Утратил силу:
Закон Вологодской области от 01.03.2005 N 1236-ОЗ}
Настоящий закон устанавливает гарантии получения социальной помощи, необходимой для удовлетворения минимальных потребностей граждан, определяет круг лиц, имеющих право на адресную социальную помощь, ее формы и механизм реализации, компетенцию и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления Вологодской области при оказании адресной социальной помощи.
1. Государственная политика в сфере адресной социальной помощи направлена на обеспечение минимальных потребностей граждан Вологодской области на основе прожиточного минимума путем предоставления социальных услуг и назначения областных социальных пособий каждой конкретной категории малообеспеченных граждан.
2. Предложения об объемах адресной социальной помощи представляются Губернатором области для утверждения Законодательному Собранию области как составная часть программы социальной защиты населения области и закона об областном бюджете на очередной год.
3. Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия, учреждения и организации, должностные лица обязаны предоставлять полную и всестороннюю информацию о порядке и условиях оказания адресной социальной помощи.
Государственная политика в Вологодской области в сфере оказания адресной социальной помощи строится на следующих основных принципах:
преимущественно государственный характер мер адресной социальной помощи;
дифференциация форм адресной социальной помощи в зависимости от материального положения, состояния трудоспособности на основе прожиточного минимума, установленного в Вологодской области;
сочетание заявительного подхода при оказании адресной социальной помощи с ее предоставлением по инициативе органов социальной защиты;
оказание адресной социальной помощи путем выплаты социальных пособий, предоставления социальных услуг, натуральных выдач.
1. Право на адресную социальную помощь имеют граждане, постоянно проживающие на территории Вологодской области и имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, определяемого в порядке, установленном законом Вологодской области "О прожиточном минимуме".
2. К гражданам, имеющим право на адресную социальную помощь за счет средств областного бюджета, относятся:
1) граждане, имеющие детей-инвалидов, детей в составе неполных семей или многодетных семей, граждане-инвалиды, имеющие детей;
2) студенты и учащиеся высших и средних профессиональных учебных заведений, имеющие детей;
3) беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 1,5 лет и не состоящие в трудовых отношениях;
4) женщины, имеющие детей, если супруг проходит срочную военную службу;
5) граждане, являющиеся опекунами (попечителями) детей;
6) одиноко проживающие неработающие пенсионеры по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также семьи, состоящие из этих пенсионеров при отсутствии трудоспособных членов семьи;
7) семьи (лица) находящиеся в трудной жизненной ситуации, которым требуется срочная помощь:
пострадавшие от стихийных бедствий;
освободившиеся из мест лишения свободы, не имеющие жилья и не имеющие возможности трудоустроиться в течение полугода;
оказавшиеся без средств к существованию;
оказавшиеся в иных обстоятельствах, которые семья (лицо) не может преодолеть самостоятельно.
3. Органы местного самоуправления вправе назначать социальное пособие и оказывать иную социальную помощь нуждающимся гражданам сверх установленного в ч.2 настоящей статьи на условиях и в порядке, определяемых самостоятельно.
Адресная социальная помощь оказывается в форме:
назначения и выплаты социальных пособий;
предоставления различных видов натуральной помощи, социальных услуг и льгот через систему органов социальной защиты населения.
Размер социального пособия равен разнице между установленным в Вологодской области прожиточным минимумом гражданина или средним прожиточным минимумом семьи за месяц обращения за пособием и среднедушевым доходом семьи. Средний прожиточный минимум семьи исчисляется путем деления совокупного прожиточного минимума на число членов семьи.
Максимальный размер социального пособия устанавливается Губернатором области ежеквартально.
С учетом объема финансовых средств, выделяемых ежегодно на адресную социальную помощь, Губернатор имеет право на выборочное предоставление социального пособия категориям граждан, указанным в ч.2 статьи 3 настоящего закона.
1. Социальная помощь оказывается как по обращению лица, нуждающегося в помощи, так и по инициативе органов социальной защиты, органов местного самоуправления.
2. Заявление о назначении адресной социальной помощи подается в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства гражданина.
К заявителю прилагается справка о составе семьи, справки о доходах всех членов семьи, включая заработную плату, пенсии, пособия, алименты, компенсации, другие выплаты, а также акт материального положения семьи.
3. Днем обращения за назначением адресной социальной помощи считается день приема органами местного самоуправления заявления с документами, указанными в ч.2 настоящей статьи. Если заявление с документами пересылается по почте, то днем обращения за социальной помощью считается дата, указанная на почтовом штемпеле отправления данного заявления.
1. Заявление о назначении адресной социальной помощи рассматривается в течение 10 дней со дня поступления всех необходимых документов. Решение о назначении адресной социальной помощи либо об отказе в ее назначении выносится руководителем органа социальной защиты или органа местного самоуправления.
2. Адресная социальная помощь назначается на весь текущий квартал, в котором поступили документы от заявителя, и пересматривается ежеквартально.
С учетом конкретных обстоятельств денежные выплаты могут быть заменены натуральной помощью или услугами.
1. Исчисление среднедушевого дохода производится в соответствии с методикой, утверждаемой полномочным органом исполнительной власти Российской Федерации.
2. При исчислении среднедушевого дохода в составе семьи учитываются супруги, их дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство.
3. Дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, а также военнослужащие срочной службы в составе семьи не учитываются.
4. Исчисление среднедушевого дохода осуществляется органами социальной защиты на основании справки о составе семьи, о доходах членов семьи.
Лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, указанным в п.7 части 2 статьи 3, оказывается срочная социальная помощь в виде денежных выплат или натуральной помощи. Основанием для оказания срочной социальной помощи являются заявление и документы, подтверждающие возникновение трудной жизненной ситуации.
Вид помощи и ее размер определяются с учетом конкретных обстоятельств, материального положения семьи (лица), обратившейся за помощью.
1. Граждане, обращающиеся за получением адресной социальной помощи, обязаны представлять точные сведения о всех получаемых доходах.
Заявитель должен извещать орган, который назначил пособие, о всех изменениях в доходах в течение двух недель с момента наступления изменений. Заявитель несет ответственность за полноту и достоверность сведений о доходах и составе семьи, а также своевременность извещений об изменении в доходах.
2. В случае установления недостоверности сведений об указанных доходах заявитель и его семья лишаются права на получение социальной помощи со дня составления соответствующего акта. При этом сумма ранее выданного денежного пособия, стоимость натуральной помощи, социальных льгот и услуг могут быть взысканы в судебном порядке.
Органы, назначающие пособие, имеют право проверки правильности сведений о доходах заявителя.
Органы социальной защиты или иные полномочные органы, принимающие решение о назначении социальной помощи, отказывают в назначении социальной помощи в случае несоответствия представленных сведений о доходах требованиям статьи 10 настоящего закона.
Отказ в назначении адресной социальной помощи или прекращение ее выплаты могут быть обжалованы руководителю органа местного самоуправления муниципального образования или в судебном порядке.
Финансирование расходов по выплате адресной социальной помощи производится в рамках бюджетных ассигнований, предусматриваемых ежегодно в областном бюджете и бюджетах районов и городов.
Настоящий закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
В 1997-98 гг. осуществляется реализация мероприятий в соответствии со статьей 9 "Оказание адресной социальной помощи в трудной жизненной ситуации" настоящего закона.
Губернатор области В.Е. Позгалев