ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 октября 2012 года N 595-пп


Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Тверской области на 2012 - 2017 годы


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в целях формирования в Тверской области политики по улучшению положения детей Правительство Тверской области постановляет:

1. Утвердить Стратегию действий в интересах детей Тверской области на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия) (прилагается).

2. Исполнительным органам государственной власти Тверской области организовать работу по реализации Стратегии.

3. Полномочия по координации деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области по реализации Стратегии возложить на Министерство социальной защиты населения Тверской области.

4. В срок до 15.01.2013 Министерству социальной защиты населения Тверской области разработать и внести на рассмотрение Правительства Тверской области план первоочередных мероприятий до 2015 года по реализации важнейших положений Стратегии.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тверской области руководствоваться положениями Стратегии при осуществлении деятельности, направленной на поддержку и защиту прав и законных интересов детей.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Тверской области Вержбицкую С.В.

Отчет об исполнении постановления представлять ежегодно в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Губернатор области
А.В.Шевелев


Приложение
к постановлению Правительства Тверской области
от 16 октября 2012 г. N 595-пп


Стратегия
действий в интересах детей Тверской области на 2012 - 2017 годы


Раздел I. Введение


Подраздел 1. Краткий анализ ситуации

Стратегия действий в интересах детей Тверской области на 2012-2017 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

В настоящей Стратегии определяются цели, задачи и основные направления государственной политики в Тверской области в интересах детей на период до 2017 года.

Обеспечение благополучного и защищенного детства является определяющим фактором в решении задачи создания условий для роста благосостояния жителей Тверской области, национального самосознания и формирования гражданского общества.

В результате целенаправленных действий Правительства Тверской области по вопросам поддержки семьи и детства удалось достичь положительных результатов на начало 2012 года по следующим направлениям:

повысить рождаемость, обеспечить развитие учреждений родовспоможения и улучшить медицинскую помощь женщинам во время беременности и родов;

усилить материальную поддержку семей при рождении и воспитании детей;

увеличить устройство на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

повысить статус института семьи, усилить возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, ориентацию населения на расширенное демографическое воспроизводство;

усилить поддержку граждан, на иждивении которых находятся дети, в сочетании выполнения трудовых обязанностей и обязанностей, связанных с воспитанием детей. Повысить уровень занятости женщин, имеющих малолетних детей;

продолжить поддержку отдельных категорий граждан при приобретении жилья по ипотечному кредиту, в том числе молодых семей; граждан, имеющих двух и более детей в возрасте до 18 лет; граждан, в семьях которых рождается одновременно трое и более детей;

обеспечить создание современных условий обучения для детей в общеобразовательных учреждениях тверского региона, внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Улучшения ситуации в интересах детей Тверской области удалось достичь через реализацию региональных программ, направленных на усиление государственной поддержки семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. Среди мер социальной поддержки:

- ежемесячное пособие на детей;

- единовременное пособие при рождении третьего ребенка;

- ежемесячное пособие семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

- ежемесячное пособие многодетным семьям;

- материнский (семейный) капитал за счет областного бюджета Тверской области;

- обеспечение горячим питанием учащихся начальных классов и учащихся 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации или воспитывающихся в малоимущих семьях;

- обучение женщин, имеющих малолетних детей (в рамках реализации проекта "Профессиональный сертификат");

- единовременное пособие при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью;

- ежемесячная выплата приемной семье на содержание подопечных детей, заработная плата приемным родителям;

- ежемесячная выплата семьям опекунов на содержание подопечных детей;

- компенсация расходов на проезд студентам из семей с низким доходом, обучающимся по очной форме обучения в учебных заведениях.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стало участие Тверской области в реализации приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование".

С августа 2010 года начало работу государственное учреждение здравоохранения Тверской области "Областной клинический перинатальный центр имени Е.М. Бакуниной", являющийся лечебно-профилактическим медицинским учреждением III уровня для оказания всех видов квалифицированной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи в акушерстве, гинекологии и неонатологии, а также занимающийся выхаживанием детей с экстремально низкой массой тела.

В целях реализации системных задач, поставленных в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Правительством Тверской области утвержден план действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы. В рамках реализации данной инициативы особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества общего образования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.

В Тверской области сформирована региональная система поддержки и развития молодых талантов. Основой этой системы являются детские школы искусств Тверской области, основная цель которых - создание условий для развития личности, профессионального самоопределения, творческих способностей в области музыкально-художественного образования и эстетического воспитания. Организация работы по выявлению и продвижению одаренных учащихся обеспечивается региональными, муниципальными проектами и программами, в рамках которых проводится система конкурсов, фестивалей, смотров, и выставок.

В целях материальной и моральной поддержки молодых талантов в области учреждены 55 ежемесячных стипендий Губернатора Тверской области и 10 премий студентам выпускных курсов учреждений среднего профессионального образования культуры и искусства. В целях сохранения традиций тверской исполнительской и педагогической школы учреждены 2 стипендии имени С.Я. Лемешева.

Тверская область приняла активное участие в широкомасштабной общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. С октября 2010 года работает детский телефон доверия с единым общероссийским номером. Основная задача - оказание квалифицированной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону детям, подросткам и их родителям. За 2011 год поступило 3 487 обращений, по которым была оказана экстренная консультативно-психологическая помощь по телефону.

В Тверской области создана Служба Уполномоченного по правам ребенка.

Одним из приоритетных направлений социальной политики Тверской области является организация отдыха, оздоровления и занятости детей. В 2011 году организованными формами отдыха и оздоровления было охвачено более 95 тысяч детей, в том числе в летний период - 93 409 детей (2010 год - 81 410 детей).

Вместе с тем отдельные вопросы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, еще не нашли окончательного решения. Не преодолена тенденция сокращения численности детского населения, у детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Одной из причин слабого здоровья является недостаточная эффективность профилактических, коррекционных, спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Имеются проблемы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних. Высоким остается число несовершеннолетних, совершивших в 2011 году преступление (494 подростка), правонарушение (3111 подростков). Не снижается число детей, совершивших общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность (в 2011 году подобные деяния совершили 547 несовершеннолетних, из них 404 - в возрасте до 16 лет). Настораживает употребление несовершеннолетними спиртных напитков: в 2011 году органами внутренних дел области выявлено 2403 подростка, допустивших употребление спиртных напитков, из них 879 - в возрасте до 16 лет.

Остается высоким число родителей, не исполняющих обязанности по содержанию, воспитанию, обучению несовершеннолетних детей: в 2011 году к административной ответственности за соответствующее правонарушение привлечено 4219 лиц. Продолжают выявляться факты безнадзорного нахождения детей в общественных местах в ночное время, в 2011 году в органы внутренних дел доставлено 453 ребенка в возрасте до 16 лет, находившихся ночью в общественном месте без сопровождения законного представителя.

Растет число детей, которые становятся объектами преступных посягательств. В 2011 году в отношении несовершеннолетних совершено 1162 преступления, из них 153 - насильственного характера, 10 - сопряженных с жестоким обращением с детьми со стороны их родителей.

Острота существующих проблем в сфере детства, требует от органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.


Подраздел 2. Основные проблемы в сфере детства


Основными проблемами в сфере детства являются:

а) недостаточная эффективность работы координирующего органа, формирующего политику в сфере детства и семьи;

б) низкая эффективность функционирующей системы сопровождения замещающих семей, постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Недостаток высококвалифицированных специалистов-психологов, работающих на сохранение семьи;

в) существующий риск снижения уровня доходов при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;

г) недостаточное межведомственное взаимодействие по профилактике детского и семейного неблагополучия;

д) недостаточная эффективность использования имеющихся форм спортивно-досуговой деятельности, детского туризма и летнего отдыха;

е) социальная исключенность детей особого внимания (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении);

ж) недостаточное развитие интегрированного (инклюзивного) образования и специального (коррекционного) образования для детей-инвалидов;

з) отсутствие дружественного детям и семье культурного и информационного пространства, что способствует нарастанию новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;

и) недостаточные возможности предоставления социального жилья с поддерживающими социальными услугами детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;

к) отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно;

л) недостаточная конкуренция среди поставщиков социальных услуг для детей из-за слабого привлечение в эту сферу некоммерческих организаций.


Подраздел 3. Ключевые принципы Стратегии


Ключевыми принципами Стратегии являются:

а) реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье:

должны получить дальнейшее развитие условия по обеспечению соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, а при необходимости будут приниматься меры по жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан;

б) защита прав каждого ребенка:

продолжится совершенствование системы, обеспечивающей реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств;

в) максимальная реализация потенциала каждого ребенка:

продолжится совершенствование условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности;

г) сбережение здоровья каждого ребенка:

продолжится работа по реализации мер, направленных на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, в том числе работу с психосоматикой, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях;

д) технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства:

продолжится дальнейшее внедрение современных технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений;

е) особое внимание уязвимым категориям детей:

с целью обеспечения развития уязвимых категорий детей будут внедрятся новые формы работы, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»