Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 августа 2012 года N 459-пп

Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

г. Тверь

(Наименование в редакции постановления Правительства от 17.12.2013 N 648-пп НГР ru69000201301198)

(Изменения:
Постановление Правительства от 04.12.2012 N 736-пп НГРru69000201201285
Постановление Правительства от 17.12.2013 N 648-пп НГР ru69000201301198)

В соответствии со статьей 6 закона Тверской области от 20.09.2001 N 173-ОЗ-2 "Об основах деятельности по опеке и попечительству" Правительство Тверской области постановляет:

1. Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение 1).

2. {п.2 утратил силу в редакции постановления Правительства от 17.12.2013 N 648-пп}

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2012 года и подлежит официальному опубликованию.

Губернатор области А.В.Шевелев


Приложение 1
к постановлению Правительства
Тверской области
от 01.08.2012 N 459-пп
{приложение 1 в редакции
постановления Правительства от 04.12.2012 N 736-пп}

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Раздел I Учебно-тематический план


N
 п/п

Темы

Всего

Количество часов

Форма контро-ля

в том числе

лекции

семинары- тренинги

1

Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - подготовка граждан)

2

2

Струк-туриро-ванное интер-вью

2

Представление о потребности развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей

4

2

2

3

Этапы развития ребенка

6

6

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

2

2

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

2

2

6

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

4

4

7

Трудное поведение приемного ребенка, навыки управления трудным поведением ребенка

4

4

8

Обеспечение безопасности ребенка.  Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

2

2

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

4

4

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

4

4

11

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

2

2

12

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

2

13

Подведение итогов освоения курса подготовки в приемные  родители. Итоговая аттестация

2

2

Собесе-дование

14

Всего

40

12

28

Раздел II Программа тем


Подраздел 1 "Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", включающая проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение в том числе следующих тем:

а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;

б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:

выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами трудного поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);

г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;

д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Подраздел 2 "Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей", включающий в том числе:

а) изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;

б) проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

в) проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Подраздел 3 "Этапы развития ребенка", включающий в том числе изучение следующих тем:

а) общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

б) роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Подраздел 4 "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка", включающий в том числе изучение следующих тем:

а) виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

б) диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;

в) семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;

г) оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Подраздел 5 "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)", включающий в том числе изучение следующих тем:

а) потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

б) причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

в) типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативная (невротическая) привязанность", "амбивалентная привязанность", "избегающая привязанность", "дезорганизованная привязанность");

г) понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

Подраздел 6 "Адаптация приемного ребенка и приемной семьи", включающий в том числе изучение следующих тем:

а) особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;

б) этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;

в) тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;

г) роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

Подраздел 7 "Трудное поведение приемного ребенка, навыки управления трудным поведением ребенка", включающий в том числе изучение следующих тем:

а) формы трудного поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;

б) эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;

в) причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;

г) понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с трудным поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем трудного поведения могут помочь специалисты.

Подраздел 8 "Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка", включающий в том числе изучение следующих тем:

а) создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);

б) способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;

в) предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;

г) медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Подраздел 9 "Особенности полового воспитания приемного ребенка", включающий в том числе изучение следующих тем:

а) возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

б) формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;

в) способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Подраздел 10 "Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка", включающий в том числе изучение следующих тем:

а) родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;

б) стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;