Недействующий

О Программе Тверской области по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2010 году

4. Система мероприятий Программы


Система мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Тверской области в 2010 году, приведена в приложении 4 к настоящей Программе.

4.1. Задачи и мероприятия Программы

Задача 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения

Мероприятие 1.1. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников)

Мероприятия по опережающему профессиональному обучению реализуются с целью расширения возможностей работников, находящихся под угрозой увольнения, в сохранении постоянной работы на своих предприятиях или последующего трудоустройства на других предприятиях, нуждающихся в кадрах соответствующего профиля.

За 10 месяцев 2009 года участниками мероприятия по опережающему профессиональному обучению стали 3,9 тыс. человек. По оценке департамента занятости, на конец 2009 года опережающее обучение пройдут более 4,0 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения, т.е. примерно 12 % работников, работавших в режиме неполной занятости.

Практика реализации мероприятий по опережающему профессиональному обучению в 2009 году показывает, что наибольшую потребность в организации опережающего обучения работников испытывают предприятия машиностроения, доля которых в экономике Тверской области составляет более одной трети. Кроме того, значительную долю в структуре опережающего профессионального обучения составили работники предприятий полиграфической отрасли, стекольной промышленности, производства строительных конструкций, жилищно-коммунального, дорожного и лесного хозяйства.

Опережающее профессиональное обучение в 2009 году проходили работники социально значимых предприятий пищевой, легкой, медицинской промышленности, агропромышленного комплекса и сферы обслуживания населения, доля которых в общей численности участников мероприятия составила около 10%.

Сложившаяся в 2009 году отраслевая структура опережающего профессионального обучения в целом соответствует наиболее "проблемным" в период экономического кризиса секторам экономики Тверской области и демонстрирует особую актуальность реализации мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников данных предприятий.

В 2010 году планируется сохранить сложившуюся структуру опережающего обучения. Вместе с тем, основным критерием отбора предприятий для организации опережающего профессионального обучения в 2010 году становится обучение работников под инновационные сферы деятельности.

Опережающее обучение в рамках Программы планируется осуществлять в основном по программам, ориентированным на потребности работодателей в новых профессиях, специальностях, профессиональных компетенциях работников, соответствующих перспективным планам развития предприятий в посткризисный период, а также ориентированным на новые рабочие места, создаваемые при реализации инвестиционных проектов, в том числе в рамках реализуемой Администрацией Тверской области программы газификации Тверской области. Приоритет при реализации мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников будет отдан предприятиям, использующим современные технологии, внедряющим новые методы управления производством, осваивающим новую продукцию и т.д. Такой подход позволит создать условия для повышения конкурентоспособности экономики региона.

Планируется также продолжить реализацию мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников социально значимых и градообразующих предприятий и организаций, обеспечивающих занятость населения в муниципальных образованиях Тверской области. Такие предприятия определяются центрами занятости населения совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований, а направления опережающего обучения - состоянием и перспективами развития этих предприятий и муниципального образования в целом.

С учетом практики реализации мероприятий по опережающему профессиональному обучению в 2009 году и заявок, представленных предприятиями и органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, планируется, что потребность организаций Тверской области в опережающем профессиональном обучении работников, находящихся под угрозой увольнения, составит около 2,0 тыс. человек, что указано в приложении 5 к настоящей Программе. На первом этапе реализации Программы (январь-октябрь 2010 года) опережающее профессиональное обучение пройдут 1543 человек, на втором этапе реализации Программы - 586 человек.

Направления опережающего профессионального обучения определяются по заявкам работодателей, сформированным исходя из потребности производства в квалифицированных рабочих и специалистах того или иного профиля, с учетом возможностей организации обучения на базе учреждений профессионального образования или непосредственно на предприятиях. Преимущество при заключении договоров на опережающее профессиональное обучение имеют государственные учреждения начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, расположенные на территории Тверской области.

Планируется, что средняя стоимость за весь курс обучения составит чуть более 6,0 тысяч рублей. Работникам, направляемым на опережающее профессиональное обучение в другую местность, при необходимости предусматривается компенсация затрат на проезд к месту обучения и обратно и проживание в период обучения в размерах, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации.

Задача 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест

Мероприятие 2.1. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан в моногородах

Для достижения цели планируются следующие программные мероприятия:

совершенствование взаимодействия центров занятости населения с органами местного самоуправления и работодателями, направленного на решение вопросов организации и проведения общественных работ, временного трудоустройства;

- увеличение объемов и расширение видов краткосрочных общественных работ за счет проведения работ по благоустройству территорий, ремонту жилищного фонда, в том числе ветхого жилья, подготовке к зиме и отопительному периоду, работ по увековечению памяти защитников Отечества и т.д.;

- создание банка временных рабочих мест за счет отдельных вакантных рабочих мест и должностей, имеющихся в организациях, длительное время остающихся незанятыми по разным причинам;

- постоянный анализ хода выполнения общественных работ, временного трудоустройства, выявление причин, снижающих уровень их массовости и эффективности, выработка мер по устранению недостатков.

Создание и сохранение рабочих мест с целью развертывания временных работ по обеспечению занятости граждан, в первую очередь в городах и районах с высоким уровнем безработицы.

Основными задачами являются:

- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

- развитие системы временных работ с учетом сложившейся ситуации на рынке труда в муниципальных образованиях.

При разработке Программы на данном этапе экономического развития принимается во внимание необходимость поддержания занятости в населенных пунктах, где свернута производственная деятельность предприятий, составляющих основу их экономики, территориально удаленных от иных мест приложения труда.

При организации временной занятости населения учитывался перечень городов, в которых ситуация с занятостью и уровнем жизни населения приобретает острый характер, а традиционные меры по регулированию рынка труда не дают ожидаемых результатов.