Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 декабря 2007 года N 383-па

О Концепции реформирования региональных финансов Тверской области на 2008 -2009 годы и плане действий по ее реализации

(ИСТЕК СРОК ПРИМЕНЕНИЯ)

С целью совершенствования системы управления бюджетными финансами Тверской области Администрация Тверской области постановляет:

1. Утвердить Концепцию реформирования региональных финансов Тверской области на 2008-2009 годы (приложение 1).

2. Утвердить План действий по реализации Концепции реформирования региональных финансов Тверской области на 2008 - 2009 годы (приложение 2).

3. Заместителям Губернатора Тверской области, руководителям областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Тверской области обеспечить выполнение Плана действий по реализации Концепции реформирования региональных финансов Тверской области на 2008 - 2009 годы.

4. Департаменту финансов Тверской области (Зимонт Е.В.) после уточнения размера субсидий из федерального бюджета направить Концепцию реформирования региональных финансов Тверской области на 2008-2009 годы в Законодательное Собрание Тверской области для рассмотрения и одобрения.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Тверской области Толоко В.Б.

Отчет об исполнении постановления представлять ежегодно в срок до 15 февраля.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Губернатор области Д.В.Зеленин

Приложение 1

Утверждена

постановлением Администрации

Тверской области от 12.12.2007 N 383-па

Концепция реформирования региональных финансов Тверской области

на 2008-2009 годы

1. Характеристика текущей ситуации и обоснование необходимости реформирования

1.1 Социально-экономическое положение Тверской области

(см. на бумажном носителе)

1.2. Обоснование необходимости реформирования в сфере региональных финансов

В настоящее время перед Тверской областью стоят цели повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения устойчивых темпов роста экономики, повышения качества государственного и муниципального управления.

Во многом успешность достижения данных целей зависит от того, насколько эффективно будет организована деятельность органов государственной власти Тверской области, по какому направлению пойдет развитие бюджетного сектора, будет ли он обеспечивать предоставление услуг надлежащего качества, удастся ли организовать осуществление бюджетных расходов в соответствии с принципами максимизации их результативности и эффективности и в целом повысить прозрачность финансовой, налоговой, инвестиционной политики Тверской области, а также какие стимулы будут созданы для проведения аналогичных преобразований на муниципальном уровне.

Данные вопросы целесообразно решать в рамках комплексных реформ сектора государственного управления, в том числе реформ финансовой сферы. Определенные работы в этом направлении в Тверской области уже начаты.

Так, необходимый импульс бюджетной реформе в Тверской области был задан в 2005 году, когда на основе сформулированных на федеральном уровне подходов в области были начаты масштабные работы по переходу на новые принципы планирования и финансирования деятельности исполнительных органов государственной власти.

К настоящему времени всеми исполнительными органами государственной власти Тверской области составляются бюджетные целевые программы, а с 2007 года - обоснования бюджетных ассигнований.

Предусмотренные в областном бюджете расходы имеют увязку с целевыми показателями деятельности главных распорядителей средств областного бюджета как на уровне стратегических целей их деятельности, так и на уровне реализации конкретных мероприятий.

Подобная взаимосвязь подкреплена законодательно: в областной бюджет на 2007 год включены сведения о плановом финансировании бюджетных целевых программ в среднесрочной перспективе. Областной бюджет на 2008-2010 годы впервые формируется на три года.

Реестр расходных обязательств Тверской области и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований Тверской области составляется систематически начиная с 2006 года. В рамках этой деятельности четко отслеживается правовая обоснованность расходов областного бюджета, ведутся работы по стимулированию создания достаточной правовой базы для осуществления расходов местных бюджетов.

Информация о целях, задачах, мероприятиях и показателях деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области, а также информация из реестров расходных обязательств Тверской области и реестров расходных обязательств муниципальных образований Тверской области обрабатывается в автоматизированных системах, благодаря чему может быть использована как при формировании проекта областного бюджета Тверской области, так и в аналитических целях.

Реформа бюджетного процесса в Тверской области проводится в тесной взаимосвязи с административной реформой: проведен анализ функций органов государственной власти Тверской области, сформирован перечень государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти, ведется работа по их стандартизации и регламентации. В Тверской области ведутся работы по противодействию коррупции, повышению информационной открытости деятельности органов государственной власти Тверской области.

Начаты работы по внедрению программно-целевого бюджетирования и системы показателей деятельности на муниципальном уровне.

Однако принимаемых мер недостаточно для того, чтобы обеспечить лидерство Тверской области в вопросах внедрения новейших принципов и технологий, диктуемых проводимыми в стране преобразованиями в финансово-экономической сфере.

Необходимо признать, что не в полной мере проработаны вопросы, связанные с повышением качества государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями. Как следствие, имеют место случаи недостаточной удовлетворенности потребителей данных услуг.

Не разработана методология, которая позволяла бы применительно к отдельным государственным услугам оценивать потребности в их предоставлении и определять финансовые затраты, необходимые для их предоставления в расчете на одного потребителя. Непроработанность данных тем ставит под вопрос обоснованность объемов расходных потребностей в реестре расходных обязательств Тверской области, правильность расчета расходов на реализацию мероприятий по оказанию государственных услуг в бюджетных целевых программах. Отсутствие четкого понимания о наборе требований к материальной, кадровой, информационной сторонам предоставления государственных услуг не позволяет на формализованной основе оценить, какие резервы имеются у государственных учреждений, какие проблемы следует решать в первую очередь для повышения уровня удовлетворенности потребителей услуг.

Кроме того, отсутствие методологии оценки потребности в предоставлении государственных услуг и требований к качеству их предоставления будет препятствовать внедрению в бюджетный процесс государственного задания, требование об обязательном использовании которого с 1 января 2009 года установлено в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Недостаточно активно ведутся работы по мониторингу состояния бюджетных учреждений, финансируемых из областного бюджета Тверской области. Не принимается обоснованных решений по реструктуризации государственного сектора, в частности по созданию автономных учреждений по меньшей мере на базе существующих бюджетных учреждений, имеющих достаточный уровень доходов от платных услуг.

В Тверской области не приняты меры по использованию закрепленных в бюджетном законодательстве Российской Федерации возможностей по заключению среднесрочных и долгосрочных договоров с поставщиками товаров, работ, услуг для государственных нужд, что затрудняет планирование деятельности распорядителей и получателей бюджетных средств на период, превышающий финансовый год; ежегодно является причиной пикового роста бюджетных расходов в четвертом квартале; дестабилизирует макроэкономическую ситуацию в регионе, негативно сказывается на качестве приобретаемых товаров, работ, услуг для государственных нужд.

До настоящего времени реформы бюджетного процесса стимулировались на муниципальном уровне лишь в рамках регионального фонда реформирования муниципальных финансов, однако усиление роли результативного бюджетного планирования, а также внедрение на федеральном уровне системы показателей эффективности деятельности органов государственной власти требует расширения данной практики. Положительные результаты развития в стратегически значимых для региона направлениях могут быть получены только в случае объединения в рамках существующего правового поля усилий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В области не исчерпаны возможности оптимизации бюджетных расходов путем реструктуризации бюджетного сектора, повышения эффективности управления государственными унитарными предприятиями и имуществом, находящимся в казне. По состоянию на 1 июля 2007 года в Тверской области действуют 55 областных государственных унитарных предприятия, в отношении части из которых целесообразно ставить вопрос о приватизации, реорганизации или ликвидации, а в отношении остальных - принимать меры по стимулированию эффективности их работы.

Необходимо продолжать принимать активные меры по развитию налогового потенциала Тверской области, привлекать крупных производителей и инвесторов, поддерживать развитие малого предпринимательства. Последнее будет также способствовать решению комплекса социальных проблем жителей Тверской области.

Очевидна необходимость продолжения отработки на практике передовых идей, получивших методологическую проработку и правовое закрепление в областных правовых актах. Следствием промедления с практической реализацией данных норм может быть потеря Тверской областью лидирующих позиций, снижение уровня готовности исполнительных органов государственной власти Тверской области и подведомственных им учреждений к практическому внедрению разработанных подходов.

Следует дальше продвигаться по пути реформ, качественно и своевременно внедряя новые элементы управления финансами и государственным сектором в целом, развивая доходную базу, ориентируя на результат бюджетные отношения. Данное продвижение необходимо осуществлять сбалансированно, поддерживая, помимо реформы бюджетного процесса, проводимые параллельно реформы в отраслях образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.

Необходимо принимать меры по повышению качества государственных услуг и переносу принципов бюджетирования, ориентированного на результат, на уровень государственных учреждений и иных поставщиков государственных услуг.

2. Цели и задачи реформирования

2.1. Основные цели и задачи настоящей Концепции

Целями реформы, предусмотренной настоящей Концепцией, является создание в среднесрочной перспективе правовых, административных, финансовых условий для устойчивого развития Тверской области, обеспечения эффективного функционирования государственного сектора экономики и повышения удовлетворенности населения деятельностью данного сектора на основе:

- оптимизации структуры государственного сектора;

- расширения полномочий и ответственности исполнительных органов государственной власти Тверской области, в том числе при управлении финансовыми ресурсами, для наилучшего достижения заявленных показателей деятельности;

- внедрения процедур оценки качества государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями Тверской области;

- внедрения системы регулярного мониторинга достижения установленных показателей;

- повышения заинтересованности государственных гражданских служащих в оптимизации результатов своей деятельности;

- создания долгосрочных финансовых ориентиров для повышения в Тверской области предпринимательской активности.

В рамках реализации настоящей Концепции планируется идеологическое объединение и комплексное осуществление всех проводимых в Тверской области реформ в административном и финансовом секторах, обеспечение их взаимной сбалансированности и благодаря этому достижение мультипликативных эффектов от предпринимаемых усилий по реформированию.

Альтернативный подход - обособленная реализация каждой из реформ либо точечные работы по улучшению вопросов организации бюджетного финансирования в отдельных отраслях - не даст аналогичного эффекта, поскольку несет в себе риск временной и функциональной несогласованности хода обособленных преобразований, недостаточной продуманности сроков и содержания работ, снижения уровня готовности исполнительных органов государственной власти Тверской области и конкретных государственных гражданских служащих, а также муниципальных служащих к разрозненному внедрению новых элементов и постоянной корректировке подходов на этапе практической реализации.

Достижение поставленных целей будет осуществляться путем решения следующих задач:

- повышение качества и эффективности оказания государственных услуг;

- совершенствование методов программно-целевого планирования в бюджетном процессе;

- создание стимулов для эффективной работы органов местного самоуправления;

- повышение эффективности управления имуществом и реструктуризация государственного сектора;

- оптимизация управления государственным долгом;

- создание условий для роста налоговых поступлений в региональный бюджет;

- обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и учреждений Тверской области.

2.2. Повышение качества и эффективности оказания государственных услуг

В Тверской области в 2007 году в рамках реализации административной реформы проводились работы по формированию перечней государственных услуг, оказываемых органами государственной власти Тверской области, методологической проработке подходов к составлению регламентов и стандартов предоставления данных услуг в целях повышения их качества, обеспечения прозрачности процедур их предоставления, повышения удовлетворенности потребителей данных услуг.

В результате данных работ постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2007 N 64-па "О реестре государственных услуг Тверской области" было утверждено Положение о реестре государственных услуг, постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2007 N 66-па "Об утверждении порядка разработки и утверждения стандартов государственных услуг, административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" был утвержден Порядок разработки и утверждения стандартов государственных услуг, административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг. В развитие данных постановлений был утвержден график стандартизации и регламентации государственных услуг Тверской области, кроме того, постановлением Администрации Тверской области от 16.03.2007 N 65-па "Об утверждении стандартов государственных услуг" были утверждены семь стандартов и семь административных регламентов государственных услуг в социальной сфере.

В 2008-2009 годах планируется продолжить работы по стандартизации и регламентации услуг, предоставляемых органами государственной власти Тверской области, благодаря чему обеспечить прозрачность деятельности органов государственной власти и их взаимодействия с населением и организациями.

Для упрощения организации взаимодействия с потребителями государственных услуг, оптимизации потоков информации, ускорения рассмотрения представленных юридическими и физическими лицами документов в Тверской области будет проводиться работа по созданию многофункциональных центров предоставления государственных услуг Тверской области.

Работы, аналогичные проведенным в отношении услуг, предоставляемых органами государственной власти, планируется также осуществить применительно к государственным услугам, оказываемым областными учреждениями. В частности, планируется сформировать перечни услуг, оказываемых государственными учреждениями Тверской области, разработать методологию оценки потребности в их предоставлении, утвердить стандарты предоставления данных услуг. При проведении вышеперечисленных работ будет обеспечена их комплексность и непротиворечивость ранее предпринятым шагам в части услуг государственных органов.

На основе рассмотренных мер в Тверской области необходимо осуществить переход от оплаты содержания государственных учреждений к приобретению государственных услуг, для чего необходимо внедрить в бюджетный процесс процедуры, связанные с составлением и утверждением государственных заданий и последующей проверкой их выполнения государственными учреждениями Тверской области. Введение в бюджетный процесс государственного задания позволит обеспечить при составлении проекта бюджета учет потребности в предоставлении государственных услуг, а также планирование объемов бюджетного финансирования с учетом ожидаемого качества предоставления данных услуг. Организация систематического сбора отчетности о выполнении государственного задания создаст информационную основу для регулярной оценки качества предоставляемых государственных услуг, соблюдения установленных стандартов государственных услуг. В свою очередь это сформирует предпосылки для своевременного принятия мер по устранению нарушения стандартов, а в перспективе - необходимую эмпирическую базу для пересмотра стандартов государственных услуг в сторону ужесточения их требований в интересах потребителей услуг.

В рамках полномочий, предоставленных финансовым органам Бюджетным кодексом Российской Федерации, механизм государственного задания в пилотном режиме будет использоваться в Тверской области начиная с 2008 года.

В целях обеспечения обоснованности планирования объемов бюджетных расходов на оказание государственных услуг на основе утвержденных стандартов государственных услуг планируется разработка и утверждение нормативов финансирования государственных услуг. Это позволит упростить и сделать более прозрачными механизмы планирования бюджетных ассигнований, отражаемых в реестре расходных обязательств Тверской области и включаемых в областной бюджет Тверской области, обеспечить обоснованную балансировку параметров государственного задания с объемами бюджетного финансирования, предусматриваемыми для каждого государственного учреждения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»