1. Активизация процессов увольнения работников под влиянием последствий финансово-экономического кризиса.
2. Увеличение численности работников, работающих в режиме неполной занятости граждан (установление неполного рабочего времени, нахождение работников в административных отпусках, задержки и невыплаты заработной платы).
Кроме того, под воздействием экономических факторов могут выйти на рынок труда временно незанятые граждане, снижение доходов которых приведет к увеличению их активности в плане поиска работы.
3. Структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
Рынок труда характеризуется существенными диспропорциями между спросом и предложением, сохраняется несоответствие их количественных и качественных характеристик.
4. Обеспечение продуктивной занятости граждан, проживающих в сельской местности.
Сельские жители, оставшиеся без работы в связи с банкротством сельскохозяйственных предприятий, утрачивают свой экономический потенциал, квалификацию и конкурентоспособность.
Необходимо учитывать и такие факторы, влияющие на занятость, как:
- значительная территориальная разбросанность сельских поселений;
- отсутствие регулярного транспортного сообщения между населенными пунктами сельских районов области, что значительно снижает возможность поиска работы и трудоустройства.
Многолетняя практика работы центров занятости населения доказала, что самозанятость на основе предпринимательской деятельности - альтернативная форма занятости населения. Она может быть не только способом снижения уровня безработицы на рынке труда в условиях финансового кризиса, но и одним из направлений решения социально-экономических проблем населения.
5. Высокий уровень безработицы среди безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве.
К ним относятся:
-инвалиды;
-женщины, воспитывающие детей-инвалидов;
-выпускники образовательных учреждений, не имеющие опыта работы;
-потерявшие работу граждане предпенсионного возраста;
-женщины, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после перерыва, связанного с рождением и воспитанием детей, и др.
В числе безработных граждане, испытывающие трудности в поиске работы, составляют одну треть.
6. Неравномерность экономического развития территорий обуславливает дифференциацию уровней безработицы.
Рынок труда Тверской области дифференцирован территориально. Это связано с наличием большого числа малых городов и поселков, в которых вся система обеспечения зависит от одного - двух предприятий. Так, в ряде муниципальных образований Тверской области безработица остается значительной. Свыше 3,0 % данный показатель в 10 районах Тверской области: Бельском, Весьегонском, Жарковском, Лесном, Молоковском, Оленинском, Сонковском, Пеновском, Фировском и Сандовском, самый высокий в Жарковском районе - 6,8 %.
В целом по Тверской области на конец 2008 года показатель напряженности на рынке труда (численность безработных граждан в расчете на вакансию) составлял 1,4. Однако в 10 районах Тверской области его значение превышает 10: Жарковский (52), Молоковский (41), Западнодвинский (29), Спировский (25), Оленинский (21,4), Кувшиновский (13,7), Краснохолмский (14), а в Кесовогорском районе вообще нет вакансий.
7. Низкий уровень территориальной мобильности рабочей силы в целях осуществления трудовой деятельности в тверском регионе.
В целях создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы необходимо разработать более эффективную систему заинтересованности работодателей в привлечении рабочих кадров из других регионов Российской Федерации, а также развития внутрирегиональной миграции.