Недействующий

О Программе Тверской области по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 году

2. Прогноз ситуации в сфере занятости населения и на рынке труда в 2009 году


Ситуация на региональном рынке труда в 2009 году во многом будет определяться внешними факторами. Особенно заметное воздействие на положение с занятостью окажет ситуация в базовых сферах экономики, а также меры, принимаемые Администрацией Тверской области по расширению инвестиций и реализации уже заявленных проектов.

С учетом финансового кризиса в 2009 году границы открытого рынка несколько раздвинутся, он станет менее предсказуем.

Предполагается, что в 2009 году трудовые ресурсы составят 842,0 тыс. человек (снижение к уровню 2008 года на 7,0 тыс. человек).

Исходя из демографического прогноза, анализа изменения численности работников, прогнозируемая численность занятых в экономике Тверской области будет составлять 606,0 тыс. человек (снижение по сравнению с 2008 годом на 0,7%).

Региональный рынок труда по-прежнему будет характеризоваться непрерывными изменениями, переливами рабочей силы из одного состояния в другое (занятость, безработица и экономическая неактивность). В целом для ситуации на рынке труда будет характерна меньшая стабильность и устойчивость по сравнению с 2008 годом.

В составе предполагаемой рабочей силы несколько возрастет доля граждан, которые будут заняты поиском дополнительной или новой работы из-за неудовлетворенности своим рабочим местом. Потенциал рынка труда составят лица, находящиеся под риском увольнения в связи с сокращением или ликвидацией рабочих мест. Под влиянием этих процессов увеличится дополнительный приток в службу занятости населения граждан, ищущих работу. Предполагается, что в 2009 году может быть высвобождено свыше 12,0 тыс. человек (1 вариант) и 15 тыс. человек (2 вариант).

В прогнозном году интенсивность оборота рабочих кадров дополнительно будет поддерживаться за счет молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и из числа выпускников учреждений профессионального образования. Потребность в рабочих местах будут испытывать около 13,0 тыс. выпускников образовательных учреждений.

Тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом на рынке труда сохранится.

В перспективе в связи с реализацией инвестиционных проектов и запуском новых производственных мощностей будут востребованы квалифицированные кадры рабочих, владеющих несколькими рабочими специальностями или имеющих специальные навыки по смежным профессиям.

В период 2009 - 2011 годов при поддержке Администрации Тверской области реализуется свыше 30 крупных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики с перспективой создания около 6,3 тыс. новых рабочих мест. Перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Тверской области в 2009 году, представлен в приложении 1 к Программе. Однако в условиях финансового кризиса имеются риски нереализации инвестиционных проектов. В связи с этим прогнозируется трудоустройство на эти рабочие места не более 3,5 тыс. человек.

В прогнозируемом периоде сохранится и структурная безработица- несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Сокращение численности работающих в организациях Тверской области повлечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, сужение вариантов занятости, особенно в территориях с моноэкономической структурой производства, в сельской местности.

Проблема усугубляется изолированностью локальных рынков труда вследствие территориальной удаленности ряда населенных пунктов.

Среднемесячная численность безработных по методологии МОТ составит от 35,0 тыс. человек по 1 варианту до 37,0 тыс. человек - 2 вариант.

Общий уровень безработицы может увеличиться до 4,9 % (1 вариант) и по 2 варианту - до 5,2 % экономически активного населения.

Среднемесячная численность официально зарегистрированных безработных с учетом реализации мероприятий данной Программы в 2009 году может составить менее 10,0 тыс. человек (1 вариант) и около 12 тыс. человек (2 вариант). Уровень регистрируемой безработицы превысит показатель 2008 года. Прогнозируется, что в среднем за год уровень безработицы составит около 1,4 % (1 вариант) и 1,7 % (2 вариант) экономически активного населения с некоторой дифференциацией показателей по городам и районам Тверской области.

Комплекс мер по предоставлению государственных услуг в сфере занятости населения уже был предусмотрен мероприятиями ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Тверской области на 2008 - 2010 годы", утвержденной приказом департамента занятости населения Тверской области от 15.02.2008 N 18. Реализация ведомственной целевой программы позволит в 2009 году:

- трудоустроить при содействии службы занятости 34,0 тыс. граждан, ищущих работу, из них около половины по программам временной занятости;

- править на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, 3,1 тыс. человек.

Однако указанных мер, предусмотренных в ведомственной целевой программе, с учетом тенденций рынка труда недостаточно для поддержания стабильной ситуации, что подтверждается следующими данными:

тыс. человек

1 вариант

2 вариант

Количество участников программы

Будет трудоустроено в процессе реализации инвестицион-ных проектов

Численность работников, которые могут быть уволены в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата

12,0

15,0

Численность выпускников, которые не смогут найти работу после окончания учебного заведения

1,5

2,0

Численность работников, которые могут быть заняты неполное рабочее время и находятся в простое по вине работодателя

10,0

11,0

Численность граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва

5,0

8,0

Всего

28,5

36,0

21,3

3,5

Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, по следующим направлениям:

-повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность;

-стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Организация общественных работ и других видов временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава организаций;

-развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса, организации самозанятости;