В бюджетную систему Российской Федерации от налогоплательщиков Тверской области в 2006 году поступило налоговых и других обязательных платежей, администрируемых Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России), на общую сумму 25 998,2 млн. рублей.
Темп роста поступлений администрируемых ФНС России доходов за 2006 год составил 124,2% и вырос по отношению к показателю за 2005 год на 10,7 процентных пункта.
Рост налоговых поступлений ведет к увеличению доходной части консолидированного бюджета Тверской области, что впрямую сказывается на повышении благосостояния жителей Тверской области.
Очевидно, что главное влияние на рост налогооблагаемой базы оказывает поступательное развитие экономики Тверской области.
В то же время в налоговой сфере Тверской области имеются серьезные проблемы, решение которых будет способствовать увеличению темпов налоговых поступлений в консолидированный бюджет Тверской области.
К таковым относятся:
рост задолженности по налоговым платежам и сборам. Так, по налоговым платежам в бюджетную систему за 2006 год она выросла на 2,8% и составляла на 1 января 2007 года 5 803,5 млн. рублей. В структуре задолженности сумма недоимки составила 2 180,8 млн. рублей (37,6%), реструктурированной задолженности - 111,3 млн. рублей (1,9%), отсроченных по решениям судебных органов платежей - 22,7 млн. рублей (0,4%), приостановленных ко взысканию платежей - 3 488,7 млн. рублей (60,1%);
малая доля поступлений региональных и местных налогов в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Тверской области. В разрезе групп налогов и сборов на долю региональных и местных налогов приходится всего лишь 10,2% от общих поступлений налогов и сборов;
недостаточная собираемость региональных и местных налогов. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - УФНС) в 2006 году собираемость транспортного налога составила 80,5%, налога на имущество физических лиц - 60,6%. При этом в составе задолженности по региональным налогам 40,2% приходится на задолженность по транспортному налогу (359,6 млн. рублей);
значительное количество налоговых правонарушений и преступлений. Так, УФНС, инспекциями Федеральной налоговой службы межрайонного уровня в Тверской области (далее - налоговые органы Тверской области) за 2006 год проведены 1 464 выездные налоговые проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах, из них по юридическим лицам - 1 128, по физическим лицам - 336 проверок. Нарушения налогового законодательства выявлены в 1 448 случаях, или в 98,9% от общего количества проверок. По юридическим лицам нарушения выявлены в 1112 случаях (98,6%), по физическим лицам - в 336 случаях (100%). По итогам 2006 года сотрудниками Управления по налоговым преступлениям Управления внутренних дел Тверской области выявлено 219 преступлений (рост на 27 % по сравнению с 2005 годом), из них тяжких и особо тяжких - 81 (рост на 27% по сравнению с 2005 годом);
недостаточная оперативность при фиксации территориальными органами федеральных государственных органов нарушений действующего законодательства об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также законодательства о применении контрольно-кассовой техники;
недостаточно эффективное взаимодействие налоговых органов с органами государственной власти Тверской области и органами местного самоуправления, а также налогоплательщиками.
Решение данных проблем требует скоординированных усилий территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления и представителей гражданского общества, что вызывает необходимость создания единой Программы.