Вопросы профилактики детской и подростковой безнадзорности являются в современный период определяющими и требуют системного и комплексного подхода как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации. В целях реализации принципа равенства прав несовершеннолетних на образование в Тверской области развивается сеть общеобразовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, для детей-сирот, нуждающихся в государственной поддержке.
В течение нескольких лет на федеральном уровне предпринимались попытки выстроить единую государственную систему, позволяющую оптимально решать задачи профилактики безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и организации работы с детьми «группы риска» (дети и подростки «группы риска» - несовершеннолетние, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают преступления или антиобщественные действия, которые выражаются в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих средств, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц) (далее по тексту - дети и подростки «группы риска»)».
Для Администрации Тверской области задача является одной из приоритетных и поэтапно решается уже в течение нескольких лет.
В результате реализации областной целевой программы по данному вопросу к 2005 году сложилась и продолжает развиваться областная система профилактики правонарушений несовершеннолетних. В муниципальных образованиях области реализуются программы и комплексы мер по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. За последние годы в регионе накоплен определенный положительный опыт:
создана сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальных приютов и социально-реабилитационных центров для детей;
создана определенная система взаимодействия данных учреждений с органами опеки и попечительства, органами внутренних дел;
отрабатывается система работы с семьями группы «социального риска» (семьи группы «социального риска» - семьи, находящиеся в социально-опасном положении) (далее по тексту - семьи группы «социального риска»);
накапливается опыт организации детей и подростков «группы риска» в каникулярный период;
в образовательных учреждениях различного типа вводятся должности «социальный педагог», «педагог дополнительного образования», «психолог», организующие индивидуальную и групповую работу с детьми и подростками;
продолжается систематическая работа по профессиональной ориентации подростков, организации их трудовой деятельности во внеучебное время;
увеличивается роль дворовых клубов и объединений, работающих с детьми по месту жительства;
создана система повышения профессиональной компетенции специалистов учреждений системы профилактики и др.
В системе образования уделяется внимание компенсирующему обучению, направленному на решение проблем школьной неуспеваемости, и созданию адекватных условий обучения и воспитания, реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
В Тверской области функционируют 26 вечерних общеобразовательных школ, в которых обучаются 4671 человек (по очной форме - 916 человек, заочной форме-3742, экстернат-13).
Для детей и подростков из семей вынужденных переселенцев и беженцев, независимо от сроков их регистрации и перерегистрации в Тверской области, обучение осуществляется в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» равноправно с другими обучающимися и воспитанниками.
В области увеличена сеть образовательных учреждений интернатного типа, функционируют 34 таких учреждения.
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2006 г. количество учреждений интернатного типа областного подчинения увеличилось с 9 до 31. В области функционируют: детских домов - 6, специальных (коррекционных) школ-интернатов - 15, одна спецшкола для детей и подростков с девиантным поведением, 4 общеобразовательных школы-интерната.
Общее количество воспитанников интернатных учреждений составляет 3532 человека, из них 45,7 процента (1614 человек ) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Количество опекаемых семей в регионе по состоянию на 1 января 2006 г. увеличилось на 30 процентов и составило 3985 по сравнению с 2004 годом (2993).
С целью совершенствования нормативно-правовой базы разработаны и приняты следующие законы Тверской области:
«О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Тверской области»;
«О социальных гарантиях приемным семьям и оплате труда приемных родителей»;
«Об основах деятельности но опеке и попечительству». Продолжается работа по развитию сети детских домов и интернатных учреждений. Привлечены федеральные средства через реализацию Федеральной программы «Дети России» по подпрограмме «Дети-сироты».
В 2005 г. по подпрограмме «Дети-сироты» поступили оборудование и автотранспорт в два образовательных учреждения области на общую сумму-359301 руб.
С 1992 г. в рамках федеральной целевой программы «Дети-сироты», являющейся составной частью Президентской программы «Дети России», ведется строительство детского дома на 175 мест, в котором Тверская область участвует в порядке софинансирования. В 2005 г. строительство детского дома было профинансировано на сумму 12 млн. рублей, в том числе 10 млн.руб. из федерального бюджета, 2 млн. руб. - из областного бюджета; за 7 месяцев 2006 г. - на сумму 7,2 млн. руб., в том числе 5 млн. руб. из федерального бюджета, 2,2 млн.руб. из областного бюджета. Закончить строительство планируется в 2007 г.
На приобретение путевок для обеспечения летнего отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях, в 2005 г. из областного бюджета было выделено 9 млн.380 тыс. рублей. За счет средств областного бюджета в летних оздоровительных лагерях отдохнули 1794 ребенка.
По итогам 2005 г. количество преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних на территории области, снизилось с 1739 до 1696 преступлений (-2,5 процента). Удельный вес подростковой преступности снизился с 13,7 процента до 12,9 процента. В совершении преступлений в 2005 г. участвовал 1551 (аналогичный период прошлого года -1514) подросток.
Вместе с тем, в областной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних существует ряд ключевых проблем: