ЗАКОН
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 02 апреля 2007 года N 24-зо
Об областной целевой программе "Патриотическое воспитание граждан в Тверской области на 2007-2009 годы"
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 29 марта 2007 года
(Утратил силу с 1 января 2009:
закон Тверской области от 13.03.2009 N 11-зо НГРru69000200900077)
(Изменения:
закон Тверской области от 19.06.2007 г. N 70-зо НГРru69000200700238
закон Тверской области от 17.07.2007 г. N 82-зо НГРru69000200700287
закон Тверской области от 31.03.2008 г. N 26-зо НГРru69000200800105
закон Тверской области от 07.05.2008 г. N 60-зо НГРru69000200800165
закон Тверской области от 10.07.2008 г. N 86-зо НГРru69000200800297
закон Тверской области от 07.10.2008 г. N 103-зо НГРru69000200800423)
Утвердить областную целевую программу "Патриотическое воспитание граждан в Тверской области на 2007-2009 годы" (прилагается).
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2007 года.
Губернатор Тверской области Д.В.Зеленин
Тверь
2 апреля 2007 года
N 24-ЗО
Наименование программы | Областная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан в Тверской области на 2007-2009 годы" (далее - Программа). |
Дата принятия решения о разработке программы | Распоряжение Администрации Тверской области от 08.06.2006 N 225-ра "О разработке областной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан в Тверской области на 2007-2009 годы". |
Дата утверждения программы | Распоряжение Администрации Тверской области от 09.03.2007 N 91-ра "Об одобрении областной целевой программы Патриотическое воспитание граждан в Тверской области на 2007-2009 годы". |
Государственный заказчик - координатор | _ |
Государственный заказчик | Комитет по делам молодежи Тверской области. |
Основные разработчики программы | Комитет по делам молодежи Тверской области, Государственное учреждение Тверской области "Центр патриотического воспитания". |
Цели программы | Создание условий для развития системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у населения Тверской области патриотического сознания, верности Отечеству. |
Задачи программы | Совершенствование процесса и содержания патриотического воспитания; |
2007-2009 годы | |
Перечень подпрограмм | Программа не содержит подпрограмм. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Осуществление Программы будет способствовать увеличению количества: |
Объемы и источники финансирования Программы (по годам в разрезе классификации расходов бюджетов) | Финансирование осуществляется за счёт средств областного бюджета Тверской области по коду бюджетной классификации |
Система организации мониторинга реализации Программы | Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - комитетом по делам молодежи Тверской области. |
{паспорт в редакции:
закона Тверской области от 19.06.2007 г. N 70-зо
закона Тверской области от 17.07.2007 г. N 82-зо
закона Тверской области от 31.03.2008 г. N 26-зо
закона Тверской области от 07.05.2008 г. N 60-зо
закона Тверской области от 10.07.2008 г. N 86-зо
закона Тверской области от 07.10.2008 г. N 103-зо}
Происходящие в Тверской области как субъекте Российской Федерации преобразования в важнейших сферах жизни общества выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию экономически развитого, цивилизованного общества, на деле обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их социальной и правовой защищенности.
Успешное решение этих задач требует глубокого осмысления гражданами Тверской области всего происходящего, развития активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и региона. Это предполагает необходимость формирования у граждан, прежде всего у подрастающего поколения, высоких духовно-нравственных ценностей, среди которых особое значение имеют гражданственность, патриотизм, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите, уважение и знание отечественной истории, культуры, традиций нашего народа, социальная справедливость, самоотверженность, национальная и конфессиональная терпимость, законность, правопорядок, мир, благополучие, коллективизм и другие.
Основные задачи патриотического воспитания в Тверской области в последние годы решались в ходе реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" и областной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Тверской области на 2002-2005 годы", в реализации которой активно участвовали все муниципальные образования нашего региона.
Подводя итоги, можно говорить о том, что в Тверской области в основном сформировалась система патриотического воспитания, о чем свидетельствует признание приоритетности данного направления в регионе, положительная динамика процесса становления и развития системы патриотического воспитания, его результативности.
В области и муниципальных образованиях создана и развивается нормативно-правовая база в сфере патриотического воспитания. В большинстве районов были разработаны соответствующие долгосрочные программы и планы патриотического воспитания, что свидетельствует о целенаправленности этого процесса, его системном, содержательном и организационном характере, а аналитические справки о ходе реализации этих программ - о результативности работы по патриотическому воспитанию.
Вместе с тем, в процессе реализации программы "Патриотическое воспитание граждан Тверской области на 2002-2005 годы" не удалось достичь эффективного функционирования системы патриотического воспитания. В значительной мере это связано с тем, что это был первый опыт восстановления утраченной в период перестройки системной работы по данному направлению, а также неполным финансированием мероприятий Программы.
В связи с вышеизложенным можно обозначить следующие проблемы.
1. Недостаточная системность процесса и содержания патриотического воспитания граждан Тверской области
Социологические исследования, проведенные среди молодежи Тверской области и опубликованные в статистическом сборнике "Молодежь Тверской области" (2005 год), показали, что ценностные ориентиры молодежи в настоящее время деформируются и смещаются в сторону материально-прагматического подхода. Важным в своей жизни молодые люди считают удовольствия и деньги, менее важными для них являются идеалы и вера (всего 12 процентов), стабильность в обществе (20,3 процента). Свободное время молодые люди предпочитают проводить, "общаясь с друзьями" - 65,5 процента, за просмотром телевизионных программ - 37,3 процента, посещая дискотеки - 23,5 процента, и лишь 3,5 процента из них интересуются театрами и музеями.
Отмечается низкая политическая и социальная активность молодежи. Лишь 15,6 процента из опрошенных молодых людей интересуются политическими проблемами, только 7 процентов являются членами политических партий и лишь 1,3 процента участвуют в митингах и демонстрациях, а 68 процентов ответили, что не являются членами какой-либо общественной организации. А ведь именно участие в общественных организациях и объединениях способствуют развитию и проявлению социальной активности подростков и молодежи, предоставляя возможность им положительно влиять на ситуацию в обществе, приносить пользу Отечеству, развивая свой творческий и деловой потенциал.
За последние годы в Тверском регионе резко возрос уровень негативных проявлений среди молодежи: по сравнению с 1990 годом число молодых людей, состоящих на учете по поводу заболевания наркоманией, повысилось в 31 раз. Из 11,5 тыс. человек, совершивших преступления в 2004 году, 5,9 тыс. человек составили молодые люди в возрасте 16-29 лет. Растет доля молодежи среди лиц, совершивших преступления: 2000 год - 46 процентов, 2001 год - 47 процентов, 2002 год - 48 процентов, 2003 - 50 процентов, 2004 год - 52 процента.
Несмотря на то, что исполнительными органами государственной власти Тверской области совместно с общественными организациями выполнен большой объем культурно-массовых, спортивных, оздоровительных мероприятий патриотической направленности, необходимо активнее вовлекать в эту работу подростков находящихся в социально опасном положении, учащихся старших классов, особенно юношей, учащихся профессиональных училищ, студенческую и рабочую молодежь.
С учетом вышеизложенного, необходимость принятия неотложных мер по повышению эффективности патриотического воспитания очевидна.
Для решения данной проблемы предполагается проведение:
мероприятий, посвященных знаменательным, памятным дням России и Тверской области, дням воинской славы (победным дням) России (фестивали, праздники, смотры, конкурсы, торжественные митинги, открытия мемориалов и т.д.);
мероприятий по увековечению памяти погибших воинов при защите Отечества (акции, форумы, митинги, торжественные церемонии открытия и закрытия Вахты Памяти, поисковые экспедиции, историко-архивная работа, поисковая деятельность);
мероприятий, направленных на заботу о ветеранах, военнослужащих-инвалидах, вдовах, семьях павших защитников Отечества (акции, праздники, встречи и др.);
военно-спортивных мероприятий по подготовке подростков и молодежи к службе в Вооруженных силах Российской Федерации (военно-спортивная игра "Орленок", спартакиада допризывной молодежи, дни призывника, будущего офицера и т.д.).
2. Несовершенство системы управления процессом патриотического воспитания
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы организации этой деятельности с подрастающим поколением на качественно новой основе. Требуют внимания вопросы подготовки и повышения квалификации специалистов и организаторов патриотического воспитания, так как в настоящее время отсутствует система подготовки кадров в данной сфере.
Для решения данной проблемы необходимо проведение следующих мероприятий:
разработка нормативных документов по проблемам патриотического воспитания в регионе;
издание методической литературы по проблемам патриотического воспитания;
проведение научно-практических конференций, круглых столов, семинаров;
проведение мониторинговых исследований в области патриотического воспитания;
проведение курсов, семинаров и других мероприятий по повышению квалификации специалистов и организаторов патриотического воспитания;
изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.
3. Низкий уровень взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти, общественных объединений, учреждений в системе патриотического воспитания
Патриотическое воспитание граждан выступает неотъемлемой частью деятельности государства по консолидации общества, которое должно иметь эффективную систему согласования усилий государственных органов и социальных институтов, учреждений образования, науки и культуры, средств массовой информации, общественных организаций для целенаправленного воздействия на все поколения граждан Российской Федерации.
Однако до настоящего времени не создан межведомственный координационный совет, призванный осуществлять координацию деятельности государственных органов и учреждений, общественных и муниципальных организаций по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной и региональной политики. Не в полной мере задействован исторический и военно-исторический потенциал региона. Медленными темпами идёт развитие общественных организаций и объединений патриотической направленности, недостаточным остается их материально-техническое обеспечение, что отрицательно сказывается на их привлекательности для подростков и молодежи.
Для решения данной проблемы представляется необходимым:
создание областного межведомственного координационного совета;
проведение общественных слушаний и дебатов по вопросам патриотического воспитания;
активизация работы ветеранских, молодежных и других общественных организаций, их поддержка и установление тесного взаимодействия;
увеличение количества мероприятий патриотической направленности, с участием различных ведомств, учреждений, организаций и граждан.
4. Недостаточное информационное обеспечение процесса и содержания патриотического воспитания
Несмотря на достаточно большое количество печатных средств массовой информации, телевизионных и радио каналов, осуществляющих свою деятельность на территории Тверской области, их роль в пропаганде патриотизма, формировании регионального заказа на производство продукции патриотической направленности остается незначительной. Необходимо также расширять фактографическую базу исторических событий, публикацию новых архивных документов, военно-исторической литературы, мемуаров, информационно-справочных и методических пособий, серий книг патриотической направленности.
Для решения данной проблемы необходимо:
издание и приобретение печатной и видеопродукции по патриотическому воспитанию (воспоминания участников Великой Отечественной войны, архивные документы, презентационная и подарочная литература, том числе с символикой России и Тверской области и др.);
издание информационных материалов на оптических носителях (издание материалов на компактных дисках, дискретных видеодисках о героях и знаменитых людях Тверской земли, видеоматериалов по истории символов Тверской области, ориентированных на подростковую и молодежную аудиторию);
формирование фонда записей литературных, музыкальных произведений патриотической направленности тверских авторов (на различных носителях);
публикация в средствах массовой информации материалов, связанных с днями воинской славы России;
размещение и распространение в средствах массовой информации, молодежных центрах информации, направленной на пропаганду патриотизма, толерантности.
Для решения обозначенных проблем требуется проведение ряда организационных мероприятий и финансовая поддержка, реализацию которых предполагает настоящая Программа, разработанная в соответствии с государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" и Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Программа учитывает опыт работы по патриотическому воспитанию муниципальных образований, органов государственной власти, государственных и общественных учреждений и организаций Тверской области.