ЗАКОН
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 13 декабря 2006 года N 129-зо
Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту в Тверской области на 2006 - 2009 г.г."
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 30 ноября 2006 года
(Утратил силу с 1 января 2009:
закон Тверской области от 13.03.2009 N 11-зо НГРru69000200900077)
(Изменения:
закон Тверской области от 19.06.2007 г. N 70-зо НГРru69000200700238
закон Тверской области от 07.10.2007 г. N 100-зо НГРru69000200800420)
Утвердить областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту в Тверской области на 2006 - 2009 г.г." (прилагается).
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Тверской области Д.В. Зеленин
Тверь
13 декабря 2006 года
N 129-ЗО
Администрация Тверской области
"Областная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту в Тверской области на 2006 - 2009 г.г."
г.Тверь
2006 год
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту в Тверской области на 2006-2009 г.г."
Наименование Программы | "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту в Тверской области на 2006-2009 г.г." |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата её одобрения | Распоряжение Администрации Тверской области от 04.07.2006 N 283-ра "О разработке областных целевых программ", Распоряжение Администрации Тверской области от 15.08.2006 N 373-ра "Об одобрении проекта областной целевой программы" |
Государственный заказчик - координатор Программы | Департамент здравоохранения Тверской области |
Государственные заказчики Программы | - Департамент образования Тверской области; |
Основныеразработчики Программы | -Департамент здравоохранения Тверской области |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | Цель Программы - сокращение к 2009 году масштабов незаконного потребления и оборота наркотических средств и психотропных веществ в Тверской области. |
Перечень основных мероприятий Программы | Проведение работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений, в виде антинаркотической пропаганды с использованием социальной рекламы, организация теле- и радиопередач, проведение пиар-кампаний. Разработка, издание, распространение информационно-профилактических брошюр, буклетов, плакатов. Проведение тренинг-семинаров, спортивных, культурно-массовых мероприятий. Развитие волонтёрского движения, работа телефона доверия, создание горячей линии и т.п. |
Сроки реализации Программы | 2006-2009 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | В результате реализации Программы к 2009 году предполагается: |
Исполнители основных мероприятий | Департамент здравоохранения Тверской области; |
Объемы и источники финансирования (по годам и в разрезе кодов разделов и подразделов классификации расходов бюджета области) | Общий объем финансирования Программы из средств о бластного бюджета 23270,3 тыс. руб., в том числе: |
Система организации контроля за исполнением Программы | Управление программой и контроль за её реализацией осуществляет Департамент здравоохранения Тверской области. |
{паспорт в редакции
закона Тверской области от 19.06.2007 г. N 70-зо
закона Тверской области от 07.10.2008 г. N 100-зо}
Областная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту в Тверской области на 2006-2009 г.г."
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Необходимость подготовки и последующей реализации настоящей областной целевой программы (далее - Программа) вызвана тем, что современная ситуация в Тверской области характеризуется опасным для здоровья населения распространением немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью и безопасности населению области, правопорядку и экономике области.
Анализ оперативной обстановки в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на территории Тверской области свидетельствует о сложной ситуации.
Областные целевые программы разрабатывались и реализовывались с 1999 по 2001, с 2002 по 2004 годы, последняя Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту в Тверской области на 2005 год". Практика реализации предыдущих программ показала, что они являются одним из ключевых инструментов комплексного решения цели Программы на областном уровне. По результатам выполнения программы 2005 г. отмечено, что обращаемость наркозависимых к специалистам наркологам в течение года выросла на 54,3 %.
Активно идёт процесс омолаживания лиц, втянутых в наркоманию: 46% больных наркоманией лица моложе 25 лет. Происходит феминизация потребителей наркотиков, почти каждый четвёртый потребитель - женщина. Тенденция к росту числа потребляющих наркотики сохраняется, показатель впервые выявленных в 2005 году по сравнению с 2003 годом возрос в 1,9 раза.
Среди состоящих под наблюдением доля лиц, страдающих зависимостью от наркотиков, составляет 8,5%.
С ростом числа потребляющих наркотики инъекционным способом связана увеличивающееся поражение населения ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами (среди населения Тверской области в 2005 году заболеваемость ВИЧ-инфекцией составила 31,3 на 100 тыс. населения). На учёте в органах государственного наркоконтроля состоят свыше 7600 человек, имеющих отношение к незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Под наблюдением наркологов в области находится около 2 тысяч человек, с синдромом зависимости от наркотиков. По данным независимых социологических исследований, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает официальную численность в 8-10 раз.
В структуре нелегального оборота наркотических средств в последнее время растёт потребление высоконцентрированных наркотических средств. В настоящее время незаконный оборот наркотических средств пополнился наркотиками синтетического ряда, такими как амфетамин, метадон.
На оперативную обстановку в сфере незаконного оборота наркотиков оказывает влияние наличие в области дикорастущих и незаконно культивируемых наркосодержащих растений.
Мониторинг наркологической ситуации в Тверской области, проведенный по статистическим данным, после реализации областной целевой Программы 2005 года, выявил следующие результаты: в период с 2002 г. по 2005 г. зарегистрированных наркоманов 1830-1861 человек, соответственно рост 1,4 %, при этом показатель на 100 тыс. населения вырос за эти же годы на 16%; заболеваемость наркоманиями несколько снизилась в 2003-2004 г.г., но 2005 год составила 7,02 на 100 тыс. населения, что на 6,4% выше, чем в 2002 году.
В 2003 - 2004 г.г. было проведено анонимное анкетирование 622 учащихся Тверских школ, из них 263 (40%) юноши и 359 (60%) девушки в возрасте 14-16 лет. По данным опроса выявлено, что 5% школьников пробовали наркотические или токсические вещества в возрасте: до 10 лет - 15%; 11-15 лет - 48%; старше 15 лет -37%. Вредными для здоровья наркотики считают 97% из опрошенных, 96% уверены, что нужно вести борьбу с распространением и употреблением наркотиков. Отвечать на вопрос об употреблении наркотических или токсических веществ в настоящее время около 20% школьников отказалось.
В мае 2006 года проведено пилотажное анонимное анкетирование учащихся школ города Твери. Данные опроса в настоящее время обрабатываются в сравнении с мониторингом проведенным в 2003-2004 г.г. Метод анонимного анкетирования для оценки мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) среди учащихся является весьма информативным, позволяя выявить удельный вес потребителей с учетом пола и вида потребляемых веществ и оценить динамику ситуации.
В ходе реализации программы мониторинг наркологической ситуации в Тверской области по статистическим данным будет проводить ГУЗ Областной наркологический диспансер.
Программа предусматривает оснащение наркологических учреждений современными лекарственными препаратами, лабораторно-диагностическим оборудованием, что будет способствовать совершенствованию системы лечения и реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков.
Организация химико-токсикологической лаборатории необходимо для проведения химико-токсикологический исследований биологических жидкостей организма человека (кровь, моча, слюна) на наличие алкоголя и его суррогатов, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, взывающих опьянение, интоксикацию, а также альтернативных объектов на наличие наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, вызывающих опьянение, интоксикацию. Результаты исследований используются для медицинского освидетельствования, диагностики и лечения наркозависимых, для УФСКН, правоохранительных органов и прокуратуры в ходе расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Программа разработана в целях координации усилий и повышения эффективности мер по противодействию наркоугрозе и ориентирована на совершенствование профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых лиц, усиление борьбы с незаконным оборотом и незаконным потреблением наркотических средств и психотропных веществ.
Существует вероятность временного повышения в период реализации Программы спроса на наркотики, которое явится реакцией части подростково-молодежного контингента на проведение в средствах массовой информации социальной рекламы антинаркотической направленности. Возможно также увеличение количества совершаемых преступлений, обусловленное прогнозируемым ростом цен на наркотики, находящиеся в незаконном обороте. Однако данные явления не будут носить длительного характера, и их последствия будут устранены в период реализации Программы как в результате выполнения программных мероприятий, так и в процессе осуществления своих полномочий в рамках основной деятельности.
Выполнение мероприятий программы требует серьёзной государственной поддержки, концентрации усилий органов власти на областном и местных уровнях, привлечении негосударственных структур, общественной организации "Твой выбор", Тверского регионального общественного движения "Родители против наркомании" и отдельных граждан. Необходимо активное взаимодействие с Тверским Епархиальным управлением, домовой церковью в честь иконы "Неупиваемая чаша", расположенной в здании диспансера.
II. Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели
Цель Программы - сокращение к 2009 году масштабов незаконного потребления и оборота наркотических средств и психотропных веществ в Тверской области.
Программа направлена на решение следующих задач:
- провести работу по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;
- внедрить новые методы и средства лечения, новые формы медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией;
- объединить усилия исполнительных органов государственной власти Тверской области и правоохранительных органов по реализации мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
- осуществлять постоянный контроль за распространением и незаконным потреблением наркотических средств и психотропных веществ в Тверской области;
- формировать общественное мнение, направленное на резко негативное отношение к незаконному обороту и потреблению наркотиков.
Срок реализации Программы - 2006-2009 годы.
III. Перечень основных мероприятий Программы
Основные мероприятия направлены на решение задач, предусмотренных Программой, которые включают в себя: проведение работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений, в виде антинаркотической пропаганды с использованием социальной рекламы, организация теле и радиопередач, проведение пиар-кампаний. Разработка, издание, распространение информационно-профилактических брошюр, буклетов, плакатов. Проведение тренинг-семинаров, спортивных, культурно-массовых мероприятий. Развитие волонтёрского движения, работа телефона доверия, создание горячей линии и т.п.
Внедрение новых методов и средств диагностики, лечение и реабилитация больных наркоманией.
Взаимодействие правоохранительных органов и исполнительных органов государственной власти Тверской области с целью реализации мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в рамках операций: "Мак", "Провизор", "Лаборатория", "Дискотека", "Притон".
Создание химико-токсикологической службы на базе ГУЗ Областной наркологический диспансер.
Программой предусмотрены мероприятия, направленные на реализацию предложений избирателей (приложение N 2 к настоящей Программе)
{раздел III в редакции закона Тверской области от 19.06.2007 г. N 70-зо}
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации программы, выполнения всего комплекса поставленных задач требуется общий объём финансирования за счёт областного бюджета: 23 млн. 270 тыс. 300 руб.
Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых законами Тверской области об областном бюджете на соответствующие годы.
На реализацию Программы предполагается объём финансирования по годам : в 2006 г. - 3 млн.; в 2007 г. - 6 млн. 200 тыс. 100 руб..; в 2008 г. - 6 млн. 520 тыс. 100 рублей; в 2009 г. - 7 млн. 550 тыс. 100 руб. На профилактические мероприятия направлены 72% финансирования Программы.
В ходе реализации Программы предусмотрены мероприятия для изыскания внебюджетных средств финансирования для проведения профилактических мероприятий.
{раздел IV в редакции
закона Тверской области от 19.06.2007 г. N 70-зо
закона Тверской области от 07.10.2008 г. N 100-зо}
V. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является департамент здравоохранения Тверской области, который несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Государственные заказчики Программы: департамент здравоохранения Тверской области, департамент образования Тверской области, департамент социальной защиты населения Тверской области, комитет по делам молодежи Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, комитет по физической культуре и спорту Тверской области несут ответственность за реализацию мероприятий Программы, осуществляют управление исполнителями, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию указанных мероприятий.