Конкретное преимущество высокоразвитой страны определяется местом государства во внешнеполитической сфере и на мировом рынке труда, в мировой науке, культуре и технологиях; ростом качества жизни населения, эффективностью государственного управления, обороноспособности, тесно связано с развитием ее человеческого потенциала. Обозначенные позиции во многом определяются молодежью и ее вкладом в социально-экономическую сферу.
Программа призвана обеспечить формирование качественно нового подхода к развитию сферы молодежной политики в Тверской области. В значительной мере решение проблемы увеличения вклада молодежи в социально-экономическое развитие области на современном этапе позволит обеспечить устойчивый экономический рост области в среднесрочной перспективе.
Вклад молодежи в достижение социально-экономических целей развития региона осуществляется, прежде всего, через рост влияния молодежи на процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития страны.
Молодежь Тверской области это более 300 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. На сегодняшний день в структуре населения Тверской области молодежь составляет более 364 тысяч человек (23,8 % населения). При этом 75,3 % молодых людей проживают в городах Тверской области, и лишь 27,7 % в сельской местности.
Анализ показателей смертности и рождаемости, естественного прироста населения, соотношения браков и разводов показывает, что демографическая ситуация в области не только остается неблагоприятной, но и имеет тенденцию к ухудшению. Вместе с тем следует заметить, что за период реализации ОЦП «Молодежь Верхневолжья 2002-2004 годы» в 2003 и 2004 годах количество разводов молодых семей уменьшилось с 6960 до 6160.
Ухудшение состояния здоровья значительной части молодых тверитян стало с тревогой отмечаться ими самими. Это обостренное внимание к вопросам своего здоровья представляет собой новое явление для российской действительности. В исследованиях, проводившихся в 2003-2004 гг., около 40 % опрошенных были серьезно обеспокоены состоянием своего здоровья, а среди 23-25- летних - почти каждый второй. Лишь около 30 % молодых людей определяют свое здоровье как «хорошее».
В структуре заболеваемости молодежи наблюдается рост туберкулеза, наркомании, токсикомании, венерических заболеваний, которые принято связывать с показателями социального неблагополучия.
Вместе с тем, культура здорового образа жизни пока еще не получила широкого распространения среди тверской молодежи. По данным опросов, практически никогда не занимаются физическими упражнениями почти 50% 25-29-летних жителей Тверской области. При этом указываются различные причины (отсутствие дворовых спортплощадок, большая загруженность на работе или в семье, отсутствие единомышленников или снаряжения и т.д.), указывающие на слабость существующей системы физического воспитания и оздоровления молодежи.
В сфере образования молодежи период 2002-2004 гг. характеризовался противоречивыми тенденциями. Вновь приобрела особое значение ценность образования и жизненный успех. В то же время, стремление молодежи к образованию наталкивается на барьеры социального порядка: качественные формы высшего образования стали менее доступны для широких слоев молодежи. Значительно обострилась проблема востребованности работодателями определенного уровня образовательной подготовки молодых людей. Диспропорции, сложившиеся между потребностями рынка труда и структурой специальностей, по которым ведется подготовка, дисбаланс в оплате труда специалистов, другие обстоятельства как экономического, так и морального порядка создают преграды для реализации образовательного потенциала молодежи. Зачастую, молодежь, получившая профессиональное образование, остается не востребованной на рынке труда. Согласно проведенным исследованиям, лишь треть выпускников ВУЗов намерены работать по полученной специальности.
Отмечается рост социальной дезадаптации в молодежной среде. Данные показывают некоторое снижение количества правонарушений и антиобщественных поступков среди подростков и молодежи, однако острой остается ситуация, связанная с правонарушениями на почве пьянства и наркомании. Слабое обеспечение прав человека и гражданина в стране, частые нарушения закона в правоприменительной практике предопределяют широкое развитие девиантных форм поведения среди молодежи. В связи с этим проблема профилактики социальной дезадаптации молодежи становится все более актуальной.
Обозначенные выше проблемы свидетельствуют об обострении демографической ситуации, ухудшении ситуации на рынке труда и, особенно, при трудоустройстве на первое место работы. Эти особенности состояния молодежной среды ограничивают возможности молодых тверитян уже при вхождении во взрослую жизнь, которая все больше включает в себя элементы конкурентной борьбы за социальный статус.
В данных условиях особенно важно активизировать в период 2006 г. мероприятия по реализации молодежной политики и социальной поддержке молодых граждан. При этом следует иметь в виду, что защита интересов и поддержка молодежи, по большей части, лежит не в сфере традиционных форм социального обеспечения (различные компенсации и пособия), а в организации предоставления услуг, восполняющих недостаток жизненного опыта у молодежи.
Другим аргументом в пользу своевременности и необходимости принятия Программы может служить отмеченное в социологических исследованиях резкое качественное улучшение деловых и волевых характеристик молодежи. Новые возможности выбора, ставка на собственные силы в достижении жизненного успеха, отсутствие гарантий благополучия требуют более раннего самоопределения и высокого напряжения сил. В молодежной среде усиливаются такие качества, как самостоятельность, ответственность за судьбу, реальная оценка своих возможностей, мобильность, восприимчивость к новому, адаптация к жизненным переменам и т.д. Растет и общественная активность молодежи, количество молодых людей, желающих активно участвовать в работе молодежных общественных объединений, которых на сегодняшний день в Тверской области более 500. Результатом ОЦП «Молодежь Верхневолжья 2002-2004 годы» стало значительное увеличение числа молодежи, принимающих участие в различных конкурсах, семинарах, соревнованиях (с 6900 до 15000).
Этот потенциал молодежи может иметь как конструктивную, так и деструктивную направленность. Бесспорно только то, что эта энергия в любом случае найдет себе выход. Поэтому чрезвычайно важно уже сейчас создать систему специальных форм поддержки социально значимых инициатив молодежи.
Одной из наиболее острых проблем реализации государственной молодежной политики остается затянувшийся процесс создания системы патриотического воспитания. В ряде муниципальных образований на протяжении последних лет не налажен механизм координации и организации этой деятельности. Функции координационных советов и центров патриотического воспитания перекладываются на другие структуры. Недостаточное программно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания, слабое оснащение их материально-технической базы отрицательно сказываются на решении проблем патриотического воспитания молодежи. Большие трудности организационного, правового, финансового, экономического характера испытывают общественные организации патриотической направленности.
Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества, а государственное воздействие на пропаганду патриотизма остается слабым.
В этой связи становится все более неотложным решение всего комплекса проблем патриотического воспитания молодежи программными методами. Суть его состоит в необходимости учета основных изменений, происшедших в социальной среде, совершенствовании системы патриотического воспитания молодежи, развитие таких ценностей как любовь к Отечеству, согражданам, готовность исполнить свой долг во имя интересов народа, общества, государства.
Приоритетные задачи социально-экономического развития Тверской области потребовали пересмотра самой идеологии реализации молодежной политики - от идеи поддержки молодежи к идее условий для интеграции молодых граждан страны в социально-экономическое, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения ее вклада в социально-экономическое развитие страны.
Молодежь обладает широким позитивным потенциалом, который используется не в полной мере - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать современным вызовам.
Принципиальная особенность данной Программы заключается в постановке и реализации опережающего характера молодежной политики. Это должно обеспечить активное включение молодежи в жизнь области, что требует принципиально новых методов и технологий формирования и реализации Программы, соответствующего ресурсного обеспечения.
Особенностью Программы является ее общественно-государственный характер. Это предусматривает участие институтов гражданского общества в ее разработке, реализации и контроле за ходом выполнения. Программа предполагает активное включение молодых людей в процесс ее реализации.