Проявившиеся позитивные тенденции развития государственности, совершенствования административно-правовой системы, осуществления экономических преобразований создают серьезную основу для формирования благоприятного финансово-экономического и социально-политического климата в области. Вместе с тем, успешное решение этих задач невозможно, без обеспечения безопасности и правопорядка на ее территории.
Одной из главных задач правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления является своевременное предупреждение и пресечение возможных актов экстремизма, обеспечение антитеррористической защищенности объектов повышенной опасности, населения и территории.
Область отнесена к III степени химической опасности. На ее территории функционирует 40 химически опасных объектов экономики, Калининская АЭС (г. Удомля), крупные гидроузлы (Вышневолоцкий, Зубцовский), развитая сеть железнодорожных дорог, магистральные нефте- и газопроводы.
В области 5 категорированных городов: г. Тверь - 2-ой группы, города Ржев, Вышний Волочек, Кимры, Удомля - 3-ей группы; г. Конаково с объектом особой важности, г. Бологое с железнодорожным узлом 1-ой категории.
В области действует 1079 общественных организаций, 37 политических партий, 265 религиозных организаций.
Сложная криминальная ситуация в экономической сфере и в сфере исполнения налогового законодательства. Тревожной является ситуация в лесосырьевом комплексе. Количество незаконных порубок леса возросло на 119%, вместе с тем раскрываемость незаконных порубок снизилось с 27,7% до 18,3%.
Сохраняется напряженная ситуация в сфере уплаты налогов и сборов в бюджеты всех уровней. Недостаточной является работа по выявлению и документированию налоговых преступлений, связанных с неуплатой хозяйствующими субъектами и физическими лицами налога на добавочную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц.
В 2004 году оперативная обстановка в области продолжала оставаться сложной. В 2004 году зарегистрировано 29332 преступлений. На 13,9% сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, на 12,6% снизилось количество умышленных убийств, на 23,0% - краж автомобилей. На 3,6% снизилось количество выявленных преступлений экономической направленности.
Чисто преступлений, совершенных на улицах и в общественных местах, достигло 2147, что на 17% выше уровня 2003 года.
Несовершеннолетними совершено 577 преступлений, что на 29,4% больше, чем в 2003 году. Число подростков, совершивших преступления, возросло на 8,1%. Тенденции роста подростковой преступности отмечены в 14 районах области.
За нарушение паспортно-визовых правил и миграционного законодательства к административной ответственности привлечено более 14000 иностранных граждан, 96 из них выдворены за пределы Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации обеспечение общественной безопасности и правопорядка отнесено к совместной деятельности Федерации и субъекта Российской Федерации.
В этих условиях сложной криминогенной ситуации, недостаточного финансирования правоохранительных органов и межведомственный характер решения обозначенных проблем - необходимо принятие областной целевой программы, которая будет направлена на усиление работы правоохранительных органов.
Основной целью программы является создание благоприятного инвестиционного и социально-экономического климата в области, обеспечение условий безопасного проживания граждан на ее территории.
Для достижения обозначенной цели в 2005 году планируется решение следующих задач:
- противодействие терроризму и экстремизму;
- обеспечение общественного порядка;
- активизация борьбы с преступлениями в сфере экономики и налоговыми преступлениями;
- укрепление авторитета правоохранительных органов и повышение доверия населения.
Реализация мероприятий программы рассчитана на 2005 год.
Перечень мероприятий Программы (прилагается) предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям. Программа включает в себя мероприятия, реализующие основные задачи, позволяющие достичь сформулированной цели в 2005 году по следующим направлениям:
1. Организационно-правовые мероприятия.
Выполнение мероприятий этого раздела создает нормативно-правовую базу, позволяющую решить следующие задачи:
- улучшение взаимодействия с правоохранительными органами, повышение взаимной ответственности;
- определение критериев оценки работы и принципов стимулирования деятельности правоохранительных органов.
2. Противодействие терроризму и экстремизму.
Решает задачи:
- повышение уровня организованности и ответственности субъектов антитеррористической деятельности;