Недействующий

Об областной целевой программе "Сохранение культурного наследия Тверской области на 2005 год"

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения вопросов сохранения историко-культурного наследия программными методами.


Тверская область по количеству недвижимых памятников истории и культуры занимает одно из первых мест в Российской Федерации. На государственном учете состоят 10474 объекта историко-культурного наследия. Из них 6036 - памятники археологии, 2995 - памятники архитектуры, 1362 - памятники истории, 43 - памятники монументального искусства, 1409 - выявленные объекты культурного наследия. Среди них такие уникальные и всемирно известные памятники, как монастырь Нилова Пустынь на острове Столбном в Осташковском районе, Успенский монастырь в г. Старица, усадьба Знаменское - Раек в Торжокском районе, Берновский историко-природный заказник, связанный с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, деревянная церковь Иоанна Предтечи в д. Ширково Пеновского района и другие.

На государственной охране как исторические города общегосударственного значения состоят 14 городов Тверской области: Тверь, Торжок, Осташков, Торопец, Бежецк, Белый, В.Волочек, Красный Холм, Весьегонск, Зубцов, Старица, Калязин.

В отличие от других материальных ценностей объекты историко-культурного наследия являются частью национального достояния, историко-культурный потенциал которого не всегда воссоздаваем при полной или значительной утрате объектов.

Большое число объектов культурного наследия (около 70%) Тверской области находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Здания-памятники нуждаются в проведении консервационных работ, работ по приспособлению и модернизации. Исторические центры городов Тверской области приходят в запустение, органы местного самоуправления, как правило, не способны самостоятельно решать многочисленные проблемы, связанные с сохранением объектов культурного наследия.

Объекты историко-культурного наследия отнесены к особому виду недвижимого имущества. В связи с отсутствием системного подхода, недостатком финансовых средств, невозможно решить проблему активного включения объектов историко-культурного назначения в экономическую жизнь региона, что, безусловно, приводит к торможению общего процесса развития Тверской области. Неотъемлемой частью программы должны стать мероприятия по инвентаризации и мониторингу памятников, которые позволят определить их технические и ценностные характеристики, возможность и способы их эксплуатации, определить границы земель историко-культурного значения и режимы их использования. И, что наиболее актуально на данный момент, собранная информация послужит основой для разграничения объектов культурного наследия на федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность.

Всесторонний анализ проблем связанных с сохранением историко-культурного наследия, развитием исторических поселений показывает необходимость комплексного подхода, который предполагает использование программно-целевых методов, позволяющих определить основные приоритетные направления.

В современных условиях такой подход является необходимым инструментом обеспечения устойчивости развития Тверской области.

В 1997 году Российским НИИ культурного и природного наследия при поддержке Министерства культуры РФ и администрации Тверской области проведена большая научная работа по оценке историко-культурного и ландшафтного потенциала Тверской области. В процессе данной работы были выявлены уникальные районы, в которых сконцентрированы старинные поселения, памятники истории, археологии и архитектуры, районы, особенно ценные в ландшафтном отношении, а также районы, которые представляют меньшую ценность с точки зрения их культурного и ландшафтного потенциала. Различные культурно-ландшафтные районы образуют систему линейных и компактных зон, включающих места концентрации объектов культурного и природного наследия. Тем самым образуется своеобразный культурно-природный каркас области, то есть некая основа историко-культурного и природного потенциала региона.

Схема культурно-ландшафтного районирования Тверской области дает возможность выделить приоритетные территории, на которых в первую очередь необходимо сконцентрировать усилия. Это, прежде всего территории привлекательные для отдыха и туризма, которые в последствии должны войти в рекреационные зоны Тверской области:

- Верхневолжский район. На государственном учете состоят 1642 объекта историко-культурного наследия.

- Торопецкий район. На государственном учете состоят 357 объектов историко-культурного наследия.

- Конаковский район. На государственном учете состоит 152 объекта.

- Калязинский район. На государственном учете состоит 78 объектов.

- Весьегонский район. На государственном учете состоят 62 объекта.

Кроме того, необходимо выделить территории Бологовского, Вышневолоцкого, Торжокского, Калининского районов, расположенные вдоль основной транспортной магистрали Москва - Санкт-Петербург. На государственном учете состоят 2227 объектов историко-культурного значения.

Для сохранения историко-культурного потенциала вышеперечисленных территорий необходим комплекс научно-исследовательских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, предусмотренных программой, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, что позволит обеспечить эффективное решение задач государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Тверской области.

Программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем, как сохранение памятников истории и культуры, возрождение исторических городов, представляется естественным и единственно возможным в свете централизации процессов управления.