I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
её решения программными методами
Необходимость реализации Программы обусловлена тем, что в Тверской области, как и в Российской Федерации, на протяжении ряда лет сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со структурой населения, т. е. уменьшением удельного веса детей и подростков и увеличения доли лиц пожилого возраста старше 65 лет.
Показатель младенческой смертности, при среднем Российском уровне 12,8‰, в Тверской области составляет 13,3 ‰, хотя имеет тенденцию к снижению.
Серьезной проблемой остаются социально-обусловленные болезни - наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передаваемые половым путем, несмотря на то, что темпы их распространения замедлились.
Реструктуризация в течение многих лет шла медленно, слабо развивались стационарно-замещающие технологии. Дорогостоящие круглосуточная койка и «Скорая помощь» сдерживали оптимизацию коечного фонда, перенос центра тяжести лечения на амбулаторно-поликлиническое звено.
Для решения этих проблем Департамент здравоохранения Тверской области разрабатывает новые организационно-управленческие и экономические механизмы внедрения ресурсосберегающих технологий. Они включают в себя:
- нормативно-правовое обеспечение реструктуризации амбулаторно-поликлинической, стационарной помощи и службы «Скорой помощи»;
- совершенствование механизма финансового обеспечения процесса оказания медицинской помощи.
Для выполнения этих решений запланированы следующие пути:
- оптимизация дорогостоящих больничных коек;
- перенос акцента на амбулаторно-поликлиническое звено;
- развитие стационарно-замещающих форм (дневные стационары, койки сестринского ухода и т. д.)
- перепрофилирование участковых больниц в больницы сестринского ухода или передача их в систему социальной защиты населения.
Актуальной проблемой в здравоохранении является состояние материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения Тверской области. Более 70% всех учреждений размещены в приспособленных помещениях, из них половина имеют неудовлетворительное санитарно-техническое состояние. Все эти здания, а также инженерные системы требуют незамедлительного проведения ремонтно-строительных работ.
Обеспеченность медицинским оборудованием в государственных учреждениях здравоохранения Тверской области составляет в среднем 50-60%. Более 50% дорогостоящего оборудования выработало свой срок эксплуатации в два и более раза.
Все лечебно-профилактические учреждения в Тверской области разделены на 5 уровней, каждому уровню определены стандарты оснащения медицинским оборудованием, в зависимости от мощности, наличия видов специализированной медицинской помощи.
Внутри этих 5 уровней, выделены лечебно-профилактические учреждения 3 и 4 уровня - ЦРБ, которые по кадровому потенциалу, наличию специализированных отделений и кабинетов, могут оказать высококвалифицированную медицинскую помощь не только в своем районе и городе, но и населению близрасположенных районов. Центральным районным больницам приказом Департамента здравоохранения Тверской области придан статус межрайонных медицинских центров. Департамент здравоохранения Тверской области ставит перед собой задачу оснастить эти центры медицинским оборудованием, для организации высокотехнологичной качественной медицинской помощи прикрепленному населению.
Учитывая особенности неудовлетворительной транспортной инфраструктуры на селе, высокой доли пожилого сельского населения, низкий уровень организации сельского здравоохранения, неукомплектованность медицинскими кадрами ЛПУ села, недостаточное оснащение медицинским оборудованием, возникла крайняя необходимость расширения сети лечебно-профилактических учреждений села и приближения к сельскому жителю врачебно-медицинской помощи. Всем этим требованиям отвечает внедрение в практическое здравоохранение общих врачебных практик. В ходе реализации пилотного проекта «Реформа здравоохранения» в Тверской области организовано 52 кабинета врачей общей практики, которые оснащены необходимым лечебно-диагностическим оборудованием, инструментарием, персональными компьютерами и автомобилями «Нива». Подготовлено около 110 врачей общей практики и соответственно медсестер. Учитывая стратегию администрации области о развитии сельского здравоохранения, планируется в 2005 году открытие еще 50 офисов врачей общей практики в сельской местности, оснастив их оборудованием и санитарным транспортом. Анализ работы врачей общей практики показал, что на 20% увеличился объем диспансеризации, повысился охват прививками сельского населения, флюорографическим осмотрами. Очень важно, что повысился рейтинг медицинского работника на селе.
В связи с изложенным, областной целевой программой «Развитие здравоохранения Тверской области на 2005год» предлагается проведение ряда организационных мероприятий, направленных на развитие материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения Тверской области, приобретение медицинского и технического оборудования для развертывания дополнительных кабинетов врачей общей практики, проведение ремонтно-строительных работ зданий и инженерных систем государственных учреждений здравоохранения Тверской области.