ЗАКОН
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 30 марта 2005 года N 56-зо
Об областной целевой программе "Социальная поддержка населения Тверской области на 2005 год"
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 29 марта 2005 года
(истек срок применения)
(Изменения:
закон Тверской области от 21.06.2005 г. N 82-зо
закон Тверской области от 26.07.2005 г. N 105-зо
закон Тверской области от 26.07.2005 г. N 106-зо
закон Тверской области от 27.09.2005 г. N 118-зо
закон Тверской области от 15.11.2005 г. N 140-зо
закон Тверской области от 23.12.2005 г. N 158-зо )
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Социальная поддержка населения Тверской области на 2005 год".
Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 3. Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившими силу:
Губернатор Тверской области Д.В. Зеленин
Тверь
30 марта 2005 года
N 56-ЗО
г. Тверь
Наименование Программы | "Социальная поддержка населения Тверской области на 2005 год" |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее одобрения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | Поручение первого заместителя Губернатора Тверской области от 20.08.2004 N 22. |
Государственный заказчик Программы | Департамент социальной защиты населения Тверской области |
Основные разработчики Программы | Департамент социальной защиты населения Тверской области |
Цели Программы | Цели: |
Сроки реализации Программы | 2005 год |
Перечень основных мероприятий | - реализация социальных проектов и поддержка общественных организаций; |
Исполнители основных мероприятий Программы | - Департамент социальной защиты населения Тверской области; |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования Программы составляет 182860,3 тыс. руб. за счет средств областного бюджета. |
Ожидаемые конечные резу льтаты реализации Программы | - формирование информационных потоков и баз данных, необходимых для перехода к обеспечению населения мерами социальной поддержки по адресному принципу; |
Система организации контроля за исполнением Программы | Предоставление ежеквартальных отчетов о ходе выполнения Программы государственным заказчиком в Департамент финансов и Департамент экономики и промышленной политики Тверской области. |
{паспорт в редакции:
закона Тверской области от 21.06.2005 г. N 82-зо
закона Тверской области от 26.07.2005 г. N 105-зо
закона Тверской области от 27.09.2005 г. N 118-зо
закона Тверской области от 15.11.2005 г. N 140-зо
закона Тверской области от 23.12.2005 г. N 158-зо}
Существующие меры социальной поддержки, установленные нормами федерального и регионального законодательства не позволяют в полной мере реализовать мероприятия по социальной поддержке слабозащищенных категорий граждан, обеспечить доступность и качество социальных услуг, привлечь внимание общества к проблемам инвалидов и пожилых людей, создать условия для полноценной интеграции их в общество.
- создание условий для полноценного здорового развития детей;
- обеспечение социальных стандартов гражданам пожилого возраста и инвалидам;
- вовлечение общественных и негосударственных организаций в сферу поддержки социально незащищенных слоев населения и оказания социальных услуг;
привлечение внимания общества к проблемам детей, инвалидов и граждан пожилого возраста.
Основными проблемами, решение которых возможно программными методами, являются:
В ближайшие годы прогнозируется увеличение численности пожилых людей и снижение численности трудоспособного населения. Удельный вес лиц пожилого возраста - 24, 5%, что больше чем в среднем по России, а в некоторых районах Тверской области этот показатель достигает 30%.
Пенсионеры по старости - весьма многочисленная социальная группа, испытывающая как экономические трудности, так и морально-нравственные проблемы, связанные с изменениями общей ситуации в стране. Утрата сбережений, увеличение бедности среди городских пенсионеров из-за более высокой стоимости жизни, снижение доступности медицинских услуг, особенно в сельской местности - факторы, обуславливающие необходимость социальной поддержки этой категории граждан. В последние годы увеличилось количество престарелых граждан и инвалидов, обращающихся с просьбами об устройстве на постоянное стационарное обслуживание в дома-интернаты на полное государственное обеспечение. Как следствие этого, значительно выросла очередность в стационарные учреждения.
Анализ сложившейся социальной ситуации среди пожилого населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
Комплексная реабилитация и социальная адаптация инвалидов, как и прежде, являются одними из актуальных и приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере. Это обусловлено не только морально-нравственными факторами, но и тем, что реабилитация экономически выгодна как государству в целом, так и отдельному инвалиду.
Для интеграции инвалида в общество, формирования всесторонне развитой личности необходимо расширение практики социокультурной реабилитации, что требует улучшения работы по удовлетворению прав инвалидов на пользование культурными ценностями и реализации их творческих возможностей.
Чрезвычайно важным фактором социально-экономического развития являются те условия, в которых формируется самое молодое поколение, которое будет определять будущее общества через 20-30 лет.
Семейное неблагополучие негативно отражается на положении детей. В категорию детей, рискующих остаться без семейного попечения, прежде всего попадают дети, которые лишены должного ухода, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц их заменяющих. По состоянию на 01.01.2004 г. на учёте в органах социальной защиты населения Тверской области состоят 6808 асоциальных семей, в которых проживают 12349 детей (в 2003 г. - 7172, в них 13130 детей, в 2000 году - 6814 семей, в них - 12726 детей).
В 2003 году в 27 социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних в системе органов социальной защиты населения Тверской области получили поддержку и защиту своих прав более 3 тысяч детей и подростков, из которых 365 детей получили статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время в Тверской области функционируют 4 центра социальной помощи семье и детям, 17 отделений по работе с семьями и детьми в структуре центров социального обслуживания населения; 17 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 10 социальных приютов для детей и подростков; 6 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями.
В целом состояние здоровья детей, их духовные, физические и социальные возможности вызывают озабоченность и могут оказать отрицательное влияние в ближайшем будущем на уровень социального здоровья населения Тверской области.
Обозначенные проблемы являются общегосударственными и решение их программно-целевым методом будет способствовать повышению социального статуса семьи, обеспечению защиты прав и интересов детей.
Анализ обращений граждан в различные органы государственной власти показал, что в современной ситуации большая часть населения не обладает достоверной информацией об изменениях, связанных с переходом на выплату пособий вместо предоставления льгот в соответствии с федеральным законодательством. Также недостаточна информированность граждан в сфере социального обслуживания и предоставления социальных гарантий. Расширение информационного поля (информация по вопросам законодательства, предоставления услуг в системе социальных учреждений) будет способствовать социализации и повышению социально - правовой культуры населения.
Целью Программы является реализация дополнительных мер социальной поддержки в сфере обеспечения социальных гарантий гражданам Тверской области, повышение качества жизни населения Тверской области.
Проведение мониторинга социально-экономического развития отдельных социальных групп с целью создания базы данных и наполнения ее персонифицированной информацией о группах социального риска будет способствовать эффективному использованию ресурсов и учету оказанной социальной помощи.
Формирование основ комплексного решения проблем инвалидов и детей-инвалидов через реализацию социальных проектов будет способствовать созданию условий для их полноценной жизни и интеграции в общество.
Расширение видов и повышение качества предоставляемых социальных услуг, обеспечение доступности социальных услуг позволит удовлетворить нуждающихся граждан пожилого возраста, инвалидов и детей в жизненно важных социальных услугах.
Областная целевая Программа "Социальная поддержка населения Тверской области" на 2005 год предусматривает комплексы мероприятий по трем направлениям:
1. Реализация социальных проектов и поддержка общественных организаций, информационно - просветительская работа среди населения;
{абзац в редакции закона Тверской области от 21.06.2005 г. N 82-зо}
2. Развитие сети и оснащение учреждений социальной сферы;
3. Проведение региональных акций для детей, граждан пожилого возраста и инвалидов.
Социальный проект - комплекс мероприятий, направленный на решение четко определенных задач в социальной сфере в установленные сроки.
Цель - создание в Тверской области дополнительных механизмов социализации населения, развитие системы социальной адаптации детей, инвалидов и граждан пожилого возраста.
Заказчиком социального проекта является департамент социальной защиты населения Тверской области.
Исполнителями социальных проектов являются организации, заключившие контракт с государственным заказчиком на исполнение заказа по итогам конкурса социальных проектов.
Конкурс социальных проектов на выполнение социальной программы - форма размещения социального заказа путем выявления лучших проектов, обеспечивающих эффективное и новаторское решение социальных задач региона и лучшие условия выполнения мероприятий социальных программ.
Рассмотрение и отбор конкурсных заявок производится на заседании общественного консультационно-экспертного совета при департаменте социальной защиты населения Тверской области.
Объем финансирования - 2050 тыс. руб.
Социально-экономическая эффективность
Реализация социальных проектов позволит расширить спектр социальных услуг, повысить правовую грамотность населения и будет способствовать привлечению внимания общества к социальным проблемам.
{подраздел 1 в редакции закона Тверской области от 21.06.2005 г. N 82-зо}
Приоритетными направлениями являются:
- обеспечение социальных стандартов обслуживания детей, семей, граждан пожилого возраста и инвалидов;
- сохранение социальных связей пожилых людей и инвалидов;
- социальная адаптация детей и подростков.