4.1. Мероприятия по государственному контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся на основании приказов (распоряжений) Органа.
В приказе (распоряжении) Органа о проведении мероприятий по государственному контролю указываются:
- номер и дата приказа (распоряжения);
- наименование Органа;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение мероприятий по государственному контролю;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводятся мероприятия по государственному контролю;
- цели, задачи и предмет мероприятий по государственному контролю;
- правовые основания государственного контроля, в том числе нормативные правовые акты, исполнение обязательных требований которых подлежат проверке;
- дата начала и окончания мероприятий по государственному контролю.
Приказ (распоряжение) о проведении мероприятий по государственному контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятия по государственному контролю, руководителю или иному уполномоченному должностному лицу юридического лица, либо индивидуальному предпринимателю со служебным удостоверением должностного лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение мероприятий по государственному контролю.
Мероприятия по государственному контролю не должны превышать один месяц и проводятся только должностным лицом (должностными лицами), указанным (указанными) в приказе (распоряжении). В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятия по контролю, руководителем Органа или его заместителем срок проведения мероприятий по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.
4.2. В случае неповиновения законному распоряжению должностного лица Органа или непредставления сведений (информации) составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с действующим законодательством.
4.3. С учетом целей и задач проверки должностное лицо (лица) Органа самостоятельно определяет методы проверки и конкретные контрольные действия, необходимые для ее проведения.
Выборочный метод предполагает проверку части первичных документов за проверяемый период.
Должностные лица юридического лица, индивидуальный предприниматель по требованию лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение мероприятий по государственному контролю, обязаны представить необходимую для проверки следующую документацию (при ее наличии): отчетную плановую документацию, устав или положение, свидетельство о государственной регистрации, лицензии, если осуществляется деятельность, подлежащая лицензированию, приказ об учетной политике, договоры, формы статистической и бухгалтерской отчетности о составе затрат, прибыли, численности работающих и средней заработной плате (форма 2 к балансу "отчет о прибылях и убытках"; формы статистической отчетности 5-3 "сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), 1-Т "Сведения о численности, заработной плате и движении работников"; форма 2 "Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации"; форма 4 "Отчет об исполнении сметы по специальным средствам" и другие отчеты в соответствии с отраслевыми особенностями), сметы, калькуляции и иные документы, относящиеся к предмету проверки.
Должностным лицом (лицами), осуществляющим проверку, проводится анализ по отчетам юридического лица, индивидуального предпринимателя финансовых результатов деятельности, объемных показателей, численности персонала, действующих (установленных) цен (тарифов) в динамике, рентабельности и себестоимости по регулируемым видам продукции (работ, услуг) за проверяемый период, а также влияния применения установленных или регулируемых цен на общие показатели работы проверяемых субъектов.
Вся требуемая документация может представляться в копиях, заверенных уполномоченным должностным лицом юридического лица.
При проверке исполнительных органов государственной власти и созданных ими учреждений, оказывающих платные услуги, необходимо проанализировать и отразить:
- плановую смету расходов в сравнении с отчетной;
- сумму фактически полученных дотаций из соответствующего бюджета;
- плановую смету специального (бюджетного) фонда, отчет о ее фактическом исполнении.
4.4. По результатам анализа необходимых документов осуществляется проверка порядка формирования цены (тарифа):
- обоснованность отнесения видов затрат на себестоимость (издержки обращения) продукции (товаров, работ, услуг);
- соответствие элементов затрат в плановой себестоимости (издержках обращения) действующим отраслевым нормативам;
- правильность отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг, товаров) затрат вспомогательных цехов, производств и т.д.;
- правильность включения в свободную отпускную цену прибыли или применения предельного уровня рентабельности для продукции, цены на которые регулируются предельным уровнем рентабельности;
- при определении доли элементов затрат в цене (тарифе) продукции (товаров, работ, услуг) провести более детальный анализ по элементам затрат, занимающим наибольший удельный вес;