АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2003 года N 388-па
Об утверждении Положения об основах деятельности рынков (торговых комплексов) и объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тверской области
(Утратил силу:
постановление Администрации от 08.05.2007 г. N 132-па НГРru69000200700170)
В целях совершенствования правовых отношений в сфере потребительского рынка, регулирования деятельности мелкорозничной торговой сети и рынков на территории Тверской области, обеспечения прав потребителей на безопасность и качество товаров и услуг Администрация Тверской области постановляет:
1. Утвердить Положение об основах деятельности рынков (торговых комплексов) и объектов мелкорозничной сети на территории Тверской области (прилагается).
2. Рекомендовать главам муниципальных образований области принять к руководству Положение об основах деятельности рынков (торговых комплексов) и объектов мелкорозничной сети на территории Тверской области.
3. Департаменту продовольствия, потребительского рынка и услуг Тверской области обеспечить консультативную поддержку введения Положения об основах деятельности рынков (торговых комплексов) и объектов мелкорозничной сети на территории Тверской области.
4. Настоящее постановление направить для официального опубликования в газету "Тверская жизнь".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора области И.П.Райдур
Утверждено
постановлением
Администрации Тверской области
от 18.11.2003 N 388-па
Положение
об основах деятельности рынков (торговых комплексов) и объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тверской области
I. Общие положения
Настоящее Положение об основах деятельности рынков (торговых комплексов) и объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тверской области (далее - Положение) определяет основные требования к работе и содержанию рынков (торговых комплексов) и объектов мелкорозничной торговой сети на территории Тверской области.
Положение рекомендовано для соблюдения на территории Тверской области всеми государственными органами, общественными организациями, муниципальными органами, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами.
Мелкорозничная торговая сеть является внемагазинной формой продажи товаров.
Субъекты торговой деятельности должны знать и соблюдать основные нормативные правовые акты и документы, регламентирующие вопросы торговли, ассортимент, способы выкладки товара, условия и сроки годности реализуемых товаров, артикулы и маркировку товаров, виды брака, правила бракеража, гарантийные сроки, установленные на товары.
II. Порядок организации работы рынков (торговых комплексов)
1. Термины и определения
Рынок - имущественный комплекс, предназначенный для свободных торгов между продавцами и покупателями. Рынок состоит из земельного участка, изолированного от прилегающих территорий и расположенных на нем объектов стационарной и мелкорозничной торговой сети и услуг, при централизации функций хозяйственного обслуживания территории, управления и охраны. Территория рынка разграничивается на функциональные зоны: торговая, административно - складская, хозяйственная, стоянка для автотранспорта.
Торговую деятельность и предоставление услуг на рынке осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законодательством порядке, а также физические лица, реализующие сельскохозяйственную и другую продукцию в порядке, установленном настоящим Положением.
Универсальный рынок - рынок, предназначенный для реализации широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров.
Специализированный рынок - рынок, на котором доля торговых мест, предназначенных для реализации соответствующей товарной группы, составляет не менее 60% от их общего количества (продовольственный, сельскохозяйственный, зооботанический, вещевой, авторынок и другие).
Торговый комплекс - совокупность торговых предприятий, реализующих специализированный или универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.
Управляющая компания - субъект предпринимательской деятельности, организующий работу рынка в соответствии с установленными требованиями и осуществляющий функции хозяйственного обслуживания.
Ярмарка - мероприятие, организованное в установленном месте на краткосрочной основе для дополнительного привлечения товаропроизводителей и торгующих организаций на потребительский рынок для осуществления торговой деятельности.
Субъекты торговой деятельности - юридические лица различных организационно-правовых форм (торговые организации), осуществляющие торговую деятельность, объединения торговых организаций и граждане, осуществляющие торговую деятельность (индивидуальные предприниматели), зарегистрированные в установленном порядке, а также граждане, реализующие продукцию, выращенную в личном подсобном хозяйстве (включая садовые и огородные участки) и граждане, реализующие непродовольственные товары, бывшие в употреблении.
Уполномоченные представители субъектов торговой деятельности -физические лица, уполномоченные субъектами торговой деятельности осуществлять торговлю от имени субъекта торговой деятельности, полномочия которых подтверждаются соответствующим документом.
Продавец - организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары или оказывающие услуги покупателю по договору купли - продажи.
Покупатель - юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары или услуги.
2. Требования к размещению и функционированию рынков (торговых комплексов)
2.1. Рынки (торговые комплексы) организуются решением органов местного самоуправления:
- в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, а также проектами детальных проработок их планировки и благоустройства;
- по согласованию в установленном порядке с территориальными органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора (при организации торговли продуктами питания), противопожарной службы, внутренних дел, охраны окружающей среды и природных ресурсов, по земельным ресурсам и землеустройству, другими компетентными органами (Межведомственными комиссиями).
2.2. Функционирование рынков (торговых комплексов) осуществляется после приемки их в эксплуатацию государственной комиссией, назначаемой органами местного самоуправления.
2.3. После ввода в эксплуатацию рынка (торгового комплекса) субъект, осуществляющий управление рынком (торговым комплексом), составляет паспорт рынка (торгового комплекса) установленного образца.
2.4. Изменение специализации, проведение реконструкции, модернизации и перепланировки застройки территории рынка (торгового комплекса) по инициативе субъекта, управляющего рынком (торговым комплексом), осуществляется по согласованию с органами местного самоуправления.
2.5. После проведения реконструкции рынка (торгового комплекса), ликвидации объектов мелкорозничной сети на его территории и строительства торгового центра его деятельность осуществляется в соответствии с правилами, установленными для предприятий розничной торговли.
3. Требования к содержанию территории и оборудованию рынка (торгового комплекса)
3.1. При входе на территорию рынка (торгового комплекса) должна быть размещена вывеска (на русском языке) с указанием его названия, специализации, режима работы, наименования организации, управляющей рынком.
3.2. На доступном для обозрения месте устанавливаются:
- указатели торговых зон по специализации;
- стенд с указанием схемы размещения торговых зон, предприятий питания и сервисного обслуживания, административных помещений, демонстрационного помещения или стенда, государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы или подразделения госветнадзора на рынке (торговом комплексе) при реализации продукции животного и растительного происхождения, контрольных весов, автостоянки, туалета и других объектов;
- схема эвакуации рынка при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- информационный стенд для сведения продавцов и посетителей рынка, где вывешиваются:
- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ);
- Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55, Правила, регламентирующие торговую деятельность рынка (торгового комплекса);
- перечень отдельных категорий населения, которым предоставлено право внеочередного обслуживания;
- информация о порядке и условиях предоставления мест торговли и услуг на рынке (торговом комплексе), о местонахождении книги отзывов и предложений по работе рынка;
- наименование, адреса и телефоны вышестоящих и контролирующих органов.
3.3. На рынках (торговых комплексах), где торговые операции между покупателем и продавцом осуществляются с использованием средств измерений (весы, гири, мерные емкости, метры и др.), обязательно наличие измерительных приборов, соответствующих требованиям метрологических правил и норм, прошедших ежегодную поверку и имеющих оттиск клейма госповерки.
Весы и другие средства измерения должны устанавливаться на рабочем месте продавца таким образом, чтобы наглядно (визуально) обеспечивался процесс взвешивания товара, определения стоимости и отпуска товаров.
Субъектам, осуществляющим торговлю, и продавцам запрещается пользоваться бытовыми весоизмерительными приборами.
3.4. Размещение торговых зон, павильонов, торговых рядов, прилавков, столов производится в соответствии с требованиями санитарных и противопожарных правил и должно обеспечивать удобства и свободный проход покупателей к торговым местам.
3.5. Рынки (торговые комплексы) оборудуются системой громкой связи и оповещения.
3.6. На территории рынка (торгового комплекса) в специально отведенных местах размещаются:
- объекты массового питания;
- сервисного обслуживания;
- контрольные весы;
- туалеты.
3.7. Расстояние от рынка (торгового комплекса) до жилых зданий должно быть не менее 50 м.
3.8.Территория рынка (торгового комплекса) и примыкающая к ней по периметру территория благоустраивается и содержится в чистоте.
3.9.Территория рынка (торгового комплекса) должна быть оборудована ливневой канализацией с соответствующим уклоном, поливочными кранами для уборки территории.
3.10. На территории рынка (торгового комплекса) запрещается:
- организация дополнительных торговых мест, помимо утвержденных схемой размещения объектов;
- распространение и проведение различных лотерей;
- использование при реализации товаров потребительского спроса емкостей (контейнеров), предназначенных для перевозки грузов;
- реализация продовольственных и непродовольственных товаров с автомашин, за исключением специализированного автотранспорта и оборудования (автолавок, автомагазинов, изотермических емкостей, автоаквариумов для продажи живой рыбы и т.п.), имеющих разрешительную документацию на вид деятельности;
- нахождение легкового и грузового автотранспорта в период работы рынка (торгового комплекса) кроме специализированных рынков по продаже стройматериалов и крупногабаритных товаров, а также при торговле с автомашин на специально отведенных площадках;
- реализация товаров, запрещенных к свободной продаже действующим законодательством;
- торговля всеми видами товаров и пользование торговым местом без оплаты услуг по предоставлению торгового места, помещений для хранения товаров, необходимого торгового оборудования, инвентаря, санитарной одежды, а также в случае отсутствия у субъекта, осуществляющего торговлю или продавца, соответствующих документов для торговли.
4. Требования к организации торгового процесса
4.1. Организация торгового процесса на рынке (торговом комплексе) должна в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза (приемки), хранения, реализации товаров. Завоз товаров осуществляется до начала работы рынка.
4.2. Погрузка, разгрузка пищевых продуктов производится персоналом в чистой санитарной одежде, с соблюдением правил личной гигиены; шофер-экспедитор (экспедитор), шофер-грузчик (грузчик), а также рубщики мяса должны иметь при себе личную медицинскую книжку установленного образца.
4.3. Вход посетителей и въезд автотранспорта для завоза товаров на территорию рынка бесплатный.
4.4. При реализации товаров потребительского спроса промышленного производства продавец должен иметь:
-накладные и другие предусмотренные нормативными актами документы, в том числе приложения к ним;
-документы, подтверждающие качество и безопасность товаров, подлежащих обязательной сертификации, в том числе сертификаты соответствия со ссылкой на реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения или декларации о соответствии, зарегистрированные в установленном порядке;
-контрольно-кассовый чек или платежное поручение об оплате услуг по предоставлению торгового места, или счет-фактура с квитанцией к приходному кассовому ордеру.
5. Управление рынком (торговым комплексом). Права, обязанности и ответственность организации, управляющей рынком (торговым комплексом)