Недействующий

Об областной целевой программе "Социальная защита населения Тверской области на 2003-2005 годы" (с изменениями на 29 декабря 2004 года) (утратил силу с 01.04.2005 года)


Подпрограмма "Социальная поддержка и обслуживание семьи и детей в Тверской области"

Разработана в развитие областной целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей в Тверской области" на 2002 год, федеральной целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" (2001-2002 годы), утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 г. № 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы". По данным Комитета государственной статистики, по итогам переписи населения в 1989 г. в Тверской области было зарегистрировано 237,6 тысяч семей, имеющих детей несовершеннолетнего возраста. Наиболее распространёнными в Тверской области являются однодетные домохозяйства. Доля их в общей численности домохозяйств с детьми составила по данным микропереписи 1994 года - 58 процентов (по переписи 1989 года - 55 процентов). Средний размер домохозяйств в Тверской области в 1994 году был - 2,5 человека (в 1989 году - 3,0 чел.). Значительно сократилось число многодетных семей.

В условиях обострения социально-экономической обстановки в стране, постоянного удорожания стоимости жизни, многие семьи отказываются от очередных рождений детей или откладывают до лучших времён.

При увеличении брачности по сравнению с 1996 годом на 9 процентов, разводимость выросла на 11 процентов. В 2001 году на 1000 браков приходилось 718 разводов (в 2000 г. - 677, в 1996 г. - 671). Более половины разводов приходится на семьи, где супругам 25-39 лет.

Растёт число деторождений у незамужних женщин, что свидетельствует о распространённости добрачных и внебрачных сожительств, отказов от юридической регистрации брачных отношений, что впоследствии ставит под угрозу защиту прав и интересов детей.

Семейное неблагополучие негативно отражается на положении детей в семьях. На учёте в органах социальной защиты населения Тверской области состоят 7172 асоциальные семьи, в которых проживают 13130 детей (в 2000 году - 6814 семей, в них - 12726 детей).

По данным Комитета государственной статистики, по Тверской области за 4-ый квартал 2001 года среднедушевой доход населения составил 1827 рублей, при прожиточном минимуме - 1443,27 рублей. Численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже среднедушевого дохода в целом по региону, составила 944,1 тысяч человек, или 59,94 процентов.

Численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, составила 623,43 тыс. человек, или 39,58 процентов от общего числа населения в Тверской области.

В 1996 году численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в Тверской области составляла 473,8 тысяч человек, или 28,8 процентов.

Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 171-ФЗ "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено право на ежемесячное пособие на ребёнка семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

По данным на 01.01.2002 ежемесячное пособие на ребёнка выплачивалось органами социальной защиты населения Тверской области 148397 гражданам, имеющим детей и среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума в Тверской области, на 193515 детей. Из них: 15998 - одиноким матерям на 17453 детей; 347 - на 442 ребёнка разыскиваемых родителей; 37 - на 39 детей из семей военнослужащих срочной военной службы.

Реализация Основных направлений государственной семейной политики, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712, требует новых подходов в организации социального обслуживания семьи и детей.

Несмотря на принимаемые меры, в Тверской области достаточно острыми остаются вопросы социальной поддержки семей группы социального риска, имеющих низкий уровень доходов, ограниченные возможности в трудоспособности, социальную дезадаптацию, конфликтность и педагогическую несостоятельность, ведущих асоциальный образ жизни.

В особо сложных условиях находятся многодетные, неполные семьи, семьи инвалидов с детьми, среди которых значительную часть составляют малообеспеченные. Необходимы социальная поддержка молодых семей, особенно из категории бывших воспитанников сиротских учреждений, усиление социальной работы и мер воздействия на асоциальные семьи, помощь детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, безнадзорным и беспризорным детям.

В Тверской области не снижается количество разводов, увеличивается число внебрачных рождений детей, что ведёт к росту неполных семей. Разводы и внебрачная рождаемость наряду с овдовением - причины образования неполных семей (без одного из родителей). По данным микропереписи 1994 года неполные семьи составили 12 процентов всех домохозяйств. В подавляющем большинстве (76 процентов) это материнские семьи без отца. Разводы, рождение детей вне зарегистрированного брака и воспитание их в неполных семьях являются основными причинами появления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, "социальных сирот".

В системе органов социальной защиты населения Тверской области слабо развита сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, в частности, центров социальной помощи семье и детям, которые по своим функциональным задачам являются комплексными учреждениями помощи семьям. В настоящее время в Тверской области функционируют только 4 таких центра: областной и 3 муниципальных в г.г. Бежецке, Конаково, Весьегонске; 4 отделения социальной помощи семье и детям при центрах социального обслуживания семьи и детей; 9 комплексных центров социального обслуживания населения.

Дальнейшее развитие социальных служб помощи семье и детям сдерживается недостаточным нормативно-правовым, научно-методическим и кадровым обеспечением, дефицитом средств в местных бюджетах на их оснащение.

Программно-целевой подход к решению проблем социальной помощи семье и детям будет способствовать целенаправленной деятельности в Тверской области по созданию в муниципальных образованиях оптимальной модели социального обслуживания семьи и детей.