Недействующий

Об областной целевой программе "Развитие образования Тверской области на период 2002-2006 годы" (с изменениями на 12 ноября 2004 года) (утратил силу на основании: Закона Тверской области от 22.02. 2005 года N 11-ЗО)

Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения программными методами

Результаты проведенного проблемно-ориентированного анализа позволяют очертить проблемное поле целей и задач, стоящих перед системой образования на период до 2006 года.

По-прежнему серьезной проблемой является отсутствие на всех образовательных уровнях современной концепции воспитания.

В современных условиях еще недостаточно активно осуществляется модернизация педагогической деятельности, ее адекватное наполнение инновационным содержанием. Решение этой проблемы позволит обеспечить переход на качественно новый уровень регионального образования. Важнейшей проблемой современного этапа развития содержания образования является гармонизация решения задач индивидуализации образования, личностной его ориентации, обеспечивающей удовлетворение индивидуальных потребностей, склонностей каждого обучающегося с одной стороны и сохранение единого образовательного пространства через реализацию государственного образовательного стандарта с другой стороны.

   Одной из характерных черт современной системы профессионального образования Тверской области является недостаточность развития интеграционных процессов между различными образовательными уровнями.

Специфика системы образования региона обусловливается большим удельным весом сельских малочисленных школ. Их общее количество- 775. Численность сельских школьников  составляет 56015 человек (37% от общего числа). В последние годы сеть сельских общеобразовательных школ претерпевает незначительные изменения. Сохраняется тенденция к перерастанию начальных школ в неполные средние, а неполных средних - в средние.

Насущными проблемами сельской  школы являются:

· финансирование ремонта зданий,

· большая потребность в учебном оборудовании, новых средств обучения, мебели и др.;

· обеспечение социально-правовой защиты детей из неблагополучных семей, семей беженцев, переселенцев;

· негативное влияние социума, духовно-нравственный “вакуум”, в котором живет малочисленная сельская школа;

· недостаточное кадровое обеспечение в связи с отсутствием возможности предоставления жилья специалистам.

Экологическое образование в школах Тверской области реализуется преимущественно в рамках многопредметной модели и во внеклассной работе.

В области накоплен положительный опыт по использованию новых методов и форм работы по экологическому образованию: интегрированные уроки, деловые игры, экологические марафоны и аукционы.

В настоящее время назрела проблема организации непрерывного экологического образования, соответствующего современным требованиям, а также создание экологического центра для детей, координирующего вопросы экологического просвещения. На сегодняшний день в учебном процессе не в полной мере используются возможности экологического образования в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Характерной особенностью Тверской области является устойчивая тенденция увеличения количества детей, имеющих отклонения в развитии, что обусловливает расширение сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

В Тверской области ежегодно рождаются с врожденными и наследственными заболеваниями около 500 детей.

Ежегодно становятся сиротами и лишаются родительского попечения  около 500 детей. Основные причины этого явления  следующие:

· падение социального престижа семьи;

· её материальные и жизненные трудности;

· рост внебрачной рождаемости;

· высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

Следствием этого стал значительный рост социальной дезориентации детей, увеличение масштабов социального сиротства, детской беспризорности, ухудшение нервно-психического здоровья детей.

На учёте в органах народного образования Тверской области на 1.01.2000 г. состоят 3152 детей-сирот, находящихся под опекой и попечительством, 3677 - усыновленных несовершеннолетних, 40 сирот воспитываются в приёмных семьях.

В области функционирует широкая сеть государственных интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из неблагополучных семей : 5 детских домов, 8 общеобразовательных школ-интернатов, 18 специальных (коррекционных) школ-интернатов, 11 специальных (коррекционных) школ, в которых воспитываются и обучаются более 5 тысяч детей.

В области работают 12 кустовых МПК и областная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Основными проблемами деятельности реабилитационной службы Тверской области являются следующие:

· отсутствие должного дифференцированного подхода в образовательных услугах для детей, имеющих отклонения в развитии;

· недостаточность обеспечения своевременной и квалифицированной медико-психолого-педагогической диагностикой;