Недействующий

ЗАКОН ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Об областной целевой программе
"Развитие образования Тверской области
 на период 2002-2006 годы"

(с изменениями на 12 ноября 2004 года)

_____________________________________________
Утратил силу с 01 января 2005 года на основании:
Закона Тверской области от 22.02. 2005 года N 11-ЗО
____________________________________________

_______________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Тверской области от 3 октября 2002 года N 63-ЗО   
Законом Тверской области от 06.05.2003 года № 30-30
 Законом Тверской области от 13 мая 2003 года N 36-ЗО

 Законом Тверской области от 24 сентября 2003 года N 68-ЗО
 Законом Тверской области от 17.05.2004 года   N 30-ЗО
 Законом Тверской области от 12 ноября 2004 года N 69-ЗО     
  _______________________________________________     


Принят
Законодательным Собранием
Тверской области
28 февраля 2002 года


Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Развитие образования  Тверской области на период 2002-2006 годы".

Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Тверской области
 В.И.Платов

          

Тверь

20 марта 2002 года

N 12-ЗО



Одобрена
 распоряжением
Губернатора Тверской области
от 25.10.01 №445


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
“РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД 2002-2006гг.”

ПАСПОРТ
областной целевой Программы
 «Развитие образования Тверской области на период 2002-2006гг.»

Наименование программы

  

Развитие образования Тверской области
 на период  2002-2006 гг.

Основание разработки программы

  

Распоряжение Губернатора области «О разработке программы развития образования Тверской области на период 2002 -2006 гг.» № 830 от 18.06.2001г

Государственный заказчик, директор программы

  

Департамент образования  Тверской области

Основные разработчики программы

  

Департамент образования  Тверской области, Тверской областной институт усовершенствования учителей

Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели

  

Сохранение и развитие потенциала системы образования Тверской области, обеспечение конституционных гарантий граждан в получении качественного образования всех форм и уровней

Сроки и этапы программы

  

2002-2006 годы

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

  

Мероприятия по развитию систем дошкольного, общего, профессионального образования и мероприятия по социальной поддержке учащихся и воспитанников

Мероприятия по реализации предложений избирателей в части программ социально-экономического развития Тверской области.

( Абзац включен:

Законом Тверской области от 13 мая 2003 года N 36-ЗО;
  с изменениями, внесенными: Законом Тверской области от 17.05.2004 года   N 30-ЗО )

     

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

  

Департамент образования администрации Тверской области, районные и городские органы управления образованием, образовательные учреждения

Объемы и источники финансирования

  

Общая стоимость Программы 377824 тыс. руб., в том числе за счет:

областного бюджета в объеме 377724 тыс. руб., муниципального бюджета в объеме 100 тыс. руб.
( С изменениями, внесенными:
  Законом Тверской области от 17.05.2004 года   N 30-ЗО.
     См.-предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  

Создание правовых и экономических гарантий выполнения федерального и регионального законодательства в сфере образования;

создание условий развития системы образования Тверской области в соответствии с положениями Национальной Доктрины образования и Федеральной Программой развития образования;

совершенствование личностно-ориентированной модели образования и технологий развивающего обучения в условиях перехода на 12-летнее образование в общеобразовательной школе;

сохранение единого образовательного пространства;

углубление демократических основ управления образованием;

создание условий реализации новых Государственных образовательных стандартов;

апробация и внедрение экспериментальных образовательных программ совместно с Министерством образования Российской Федерации;

разработка и апробирование новых подходов, форм, методов организации образовательного процесса;

переход к системно-прогностической модели управления образованием;

обеспечение условий для опережающего развития образования; укрепление связей между практикой образования и наукой;

расширение рынка образовательных услуг, усиление конкурентных механизмов развития образования.

Система организации контроля за исполнением программы

  

Ежеквартальная отчетность Департамента образования перед Комитетом по экономике и прогнозированию ии Тверской области о ходе подготовки и реализации мероприятий Программы;

ежегодное рассмотрение вопросов подготовки и реализации мероприятий Программы на заседаниях коллегии Департамента образования;

ежегодное проведение совещаний при заместителе Губернатора по проблемам реализации программных мероприятий;

рассмотрение вопроса о реализации программы на заседании коллегии при Губернаторе области.

Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения программными методами

Результаты проведенного проблемно-ориентированного анализа позволяют очертить проблемное поле целей и задач, стоящих перед системой образования на период до 2006 года.

По-прежнему серьезной проблемой является отсутствие на всех образовательных уровнях современной концепции воспитания.

В современных условиях еще недостаточно активно осуществляется модернизация педагогической деятельности, ее адекватное наполнение инновационным содержанием. Решение этой проблемы позволит обеспечить переход на качественно новый уровень регионального образования. Важнейшей проблемой современного этапа развития содержания образования является гармонизация решения задач индивидуализации образования, личностной его ориентации, обеспечивающей удовлетворение индивидуальных потребностей, склонностей каждого обучающегося с одной стороны и сохранение единого образовательного пространства через реализацию государственного образовательного стандарта с другой стороны.

   Одной из характерных черт современной системы профессионального образования Тверской области является недостаточность развития интеграционных процессов между различными образовательными уровнями.

Специфика системы образования региона обусловливается большим удельным весом сельских малочисленных школ. Их общее количество- 775. Численность сельских школьников  составляет 56015 человек (37% от общего числа). В последние годы сеть сельских общеобразовательных школ претерпевает незначительные изменения. Сохраняется тенденция к перерастанию начальных школ в неполные средние, а неполных средних - в средние.

Насущными проблемами сельской  школы являются:

· финансирование ремонта зданий,

· большая потребность в учебном оборудовании, новых средств обучения, мебели и др.;

· обеспечение социально-правовой защиты детей из неблагополучных семей, семей беженцев, переселенцев;

· негативное влияние социума, духовно-нравственный “вакуум”, в котором живет малочисленная сельская школа;

· недостаточное кадровое обеспечение в связи с отсутствием возможности предоставления жилья специалистам.

Экологическое образование в школах Тверской области реализуется преимущественно в рамках многопредметной модели и во внеклассной работе.

В области накоплен положительный опыт по использованию новых методов и форм работы по экологическому образованию: интегрированные уроки, деловые игры, экологические марафоны и аукционы.

В настоящее время назрела проблема организации непрерывного экологического образования, соответствующего современным требованиям, а также создание экологического центра для детей, координирующего вопросы экологического просвещения. На сегодняшний день в учебном процессе не в полной мере используются возможности экологического образования в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Характерной особенностью Тверской области является устойчивая тенденция увеличения количества детей, имеющих отклонения в развитии, что обусловливает расширение сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

В Тверской области ежегодно рождаются с врожденными и наследственными заболеваниями около 500 детей.

Ежегодно становятся сиротами и лишаются родительского попечения  около 500 детей. Основные причины этого явления  следующие:

· падение социального престижа семьи;

· её материальные и жизненные трудности;

· рост внебрачной рождаемости;

· высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

Следствием этого стал значительный рост социальной дезориентации детей, увеличение масштабов социального сиротства, детской беспризорности, ухудшение нервно-психического здоровья детей.

На учёте в органах народного образования Тверской области на 1.01.2000 г. состоят 3152 детей-сирот, находящихся под опекой и попечительством, 3677 - усыновленных несовершеннолетних, 40 сирот воспитываются в приёмных семьях.

В области функционирует широкая сеть государственных интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из неблагополучных семей : 5 детских домов, 8 общеобразовательных школ-интернатов, 18 специальных (коррекционных) школ-интернатов, 11 специальных (коррекционных) школ, в которых воспитываются и обучаются более 5 тысяч детей.

В области работают 12 кустовых МПК и областная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Основными проблемами деятельности реабилитационной службы Тверской области являются следующие:

· отсутствие должного дифференцированного подхода в образовательных услугах для детей, имеющих отклонения в развитии;

· недостаточность обеспечения своевременной и квалифицированной медико-психолого-педагогической диагностикой;

· отсутствие организованной коррекционной работы в массовых общеобразовательных школах в связи с открытием в них классов для детей с задержкой психического развития, а также других коррекционных классов;

· отсутствие системы ранней диагностики отклонений в развитии;

· рост числа детей с отклонениями в развитии среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что создает большие трудности для более активного развития форм устройства этой категории детей (усыновление, установление опеки, детские дома семейного типа и т.д.);

· неукомплектованность коррекционных образовательных заведений высококвалифицированными дефектологами и психологами;  

· недостаточность научно-методического обеспечения, отсутствие комплекса диагностических и коррекционно-развивающих методик для детей всех возрастных групп с учетом уровня психофизического развития, структуры дефекта, степени выраженности и причин задержки в физическом, психическом или умственном развитии;

· отсутствие социальной защищенности выпускников интернатных учреждений при зачислении на работу.

Основными проблемами системы начального профессионального образования Тверской области являются следующие:

· сохранение отраслевого характера структуры системы;

· преобладание в профессионально-квалификационной структуре подготовки рабочих кадров и специалистов профессий для производственной сферы экономики;

· необоснованное дублирование профессий в ряде учебных заведений;

· отсутствие средств на завершение капитального строительства зданий и сооружений, на капитальный ремонт учебных помещений, на выпуск учебной литературы и учебных пособий;

· отсутствие инвестиций предприятий в развитии учебно-материальной базы учреждений начального профессионального образования;

Происходят существенные изменения в структуре направлений и качестве подготовке и переподготовки специалистов, проведении научных исследований, масштабных инвестиций в развитии высшего профессионального образования. Одной из особенностей современного этапа развития высшей школы является завершение перехода на многоуровневую подготовку выпускников, включающую в себя выпуск бакалавров со сроком обучения 4 года, специалистов со сроком обучения 5 лет и магистров со сроком обучения 6 лет.

Важной проблемой в современных условиях является недостаточная интеграция системы высшего профессионального образования. Очевидна необходимость создания межвузовских учебных комплексов, обеспечивающих более эффективное использование материально-технических и кадровых ресурсов. Реальным решением данной проблемы может стать создание Тверского образовательного округа.

Проблемы трудоустройства выпускников вузов и проблема обеспечения кадрами учреждений и предприятий в настоящее время успешно решается в результате контрактной целевой подготовки специалистов.

Дальнейшее развитие системы образования в Тверской области требует обеспеченности образовательных учреждений высококвалифицированными административными и педагогическими кадрами.

Важность стоящих перед системой повышения квалификации задач диктует необходимость дальнейшего развития данного вида образования и придания ему системного и научно обоснованного характера.

Повышение квалификации работников образования Тверской области обеспечивают Тверской областной институт усовершенствования учителей, факультет повышения квалификации Тверского государственного университета, методические кабинеты городских (районных) отделов образования и ряд других образовательных учреждений. Основную роль в системном повышении квалификации административных и педагогических работников образовательных учреждений области играет Тверской областной институт усовершенствования учителей (ТОИУУ). Институт имеет сложившуюся инфраструктуру, обеспечен высококвалифицированными научными и методическими кадрами, издает газету “Родник”, является научно-методическим центром образования взрослых.

Повышение квалификации работников образования в Тверском областном институте усовершенствования учителей осуществляется на основе личностно-ориентированной модели, в форме трехзвенной структуры, состоящей из курсовой подготовки, методической учебы, самообразования под научно-методическим руководством института. Помимо этого педагоги повышают квалификацию в процессе участия в научно-исследовательских проектах института, в ходе подготовки и проведения научно-практических конференций, конкурсов профессионального мастерства и др.

Цели и задачи, сроки реализации Программы
Срок реализации Программы установлен на 2002-2006 г.г.

К общесистемным задачам Программы развития образования относятся:

· сохранение гарантий выполнения федерального и регионального законодательства в сфере образования;

· создание условий развития системы образования Тверской области в соответствии с положениями Национальной Доктрины образования и Федеральной Программой развития образования;

· регионализация образования;

· совершенствование личностно-ориентированной модели образования и технологий развивающего обучения в условиях перехода на 12-летнее образование в общеобразовательной школе;

· сохранение единого образовательного пространства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»