Недействующий

ЗАКОН

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 20 марта 2002 года N 10-зо

Об областной целевой программе Дети-инвалиды на 2002 год

Принят Законодательным Собранием

Тверской области 28 февраля 2002 года

(Истек срок действия)

(Изменение:
закон Тверской области от 03.10.2002 г. N 64-зо)

Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Дети-инвалиды" на 2002 год.

Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Тверской области В.И. Платов

Тверь

20 марта 2002 г.

N 10-ЗО

Приложение

к постановлению Губернатора

Тверской области

от 7.10.2001 г. N 425

АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ - ИНВАЛИДЫ" на 2002 год


Наименование программы

Областная целевая программа "Дети - инвалиды" на 2002 год

Дата принятия решения о разработке Программы, дата её утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 г. N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы"
 Поручение Вице - Губернатора области от 25.06.2001 г. N 62 "О разработке областной целевой программы "Дети-инвалиды" на 2002 год"
 Постановление Губернатора области от 14,10,2001 г. N 425 "Об областной целевой программе "Дети-инвалиды".

Государственный заказчик, директор Программы

Управление социальной защиты населения Администрации Тверской области

Основные разработчики Программы

Управление социальной защиты населения,
 департамент здравоохранения Администрации Тверской области;

 Тверская государственная медицинская академия

Цели и задачи Программ

Развитие системы реабилитации детей-инвалидов, содействие их интеграции в общество;

 Укрепление материально-технической базы ме дицинских и социальных реабилитационных учреждений:
 Повышение эффективности мер профилактики детской инвалидности:
 внедрение новых методик и технологий в реабилитационный процесс:
 Оказание поддержки семьям в решении проблем детей-инвалидов:
 Научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение социальной и медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Сроки и этапы реализации Программы

2002 год

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

Основные мероприятия Программы предусматривают:
 - Организационные меры;

 - Развитие и совершенствование материально-технической базы учреждений реабилитации детей-инвалидов;

 - Профилактика детской инвалидности, пропаганда здорового образа жизни;

 - Меры по социальной поддержке и реабилитации детей с ограниченными возможностями;

 - Научно-методическое, информационное обеспечение;

 - Организация повышения квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами.

Исполнители основных мероприятий Программы

Управление социальной защиты населения,
 департамент здравоохранения Администрации Тверской области;

 Главное бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ);

 Тверская государственная медицинская академия.

Ресурсное обеспечение Программ

Федеральный бюджет - 8580,0 тыс. руб., в т. ч. капитальные вложения-7000,0 тыс. руб.
 Областной бюджет - 2437,0 тыс. руб., из них 892,0 тыс. руб. по бюджету областного фонда социальной поддержки населения.
 Внебюджетные средства -479,0 тыс. руб. (различные фонды, благотворительные организации, спонсоры и пр.)
 Итого: 11496,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Создание условий для успешной реабилитации детей с ограниченными возможностями и интеграции их в общество;

 Совершенствование системы медицинской и социальной реабилитации детей-инвалидов;

 Снижение темпов роста детской инвалидности;

 Расширение сети и укрепление материально-технической базы учреждений социальной и медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями:
 Повышение квалификации специалистов, решающих проблемы детской инвалидности;

 Повышение уровня информационных и правовых знаний родителей, имеющих детей-инвалидов.

Система организации контроля за исполнением Программы

Представление ежеквартальных отчётов о ходе выполнения программных мероприятий государственным заказчиком Программы в Администрацию области. Обсуждение хода реализации Программы на совещании у заместителя Губернатора области, курирующего социальную сферу.
 Представление отчёта о выполнении программы Администрации области Законодательному собранию Тверской области

{Паспорт в редакции закона Тверской области от 03.10.2002 г. N 64-зо}

Областная целевая программа "Дети-инвалиды" на 2002 год разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 г. N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы".

В Тверской области, как и в целом в Российской Федерации, отмечается устойчивая тенденция роста числа детей-инвалидов, нарастания частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и хроническими наследственными инвалидизирующими заболеваниями, которая достигает в настоящее время 6-8% среди новорождённых. За последние пять лет детская инвалидность в Тверской области возросла в 1,7 раза.

Основными причинами роста детской инвалидности стали снижение уровня и качества жизни населения, экологическое неблагополучие, несвоевременность выявления патологии развития ребёнка в период беременности женщин, родовые травмы, нездоровый образ жизни родителей (пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция).

В структуре детской инвалидности на первом месте стоят психоневрологические заболевания, далее идут заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, поражения органов слуха, зрения. Отмечен рост числа детей, страдающих детским церебральным параличом.

Около 47% детей-инвалидов проживают в городах области, причём половина из них - в областном центре. Семьи, имеющие детей-инвалидов, составляют значительную долю от общего числа семей группы социального риска по уровню жизни. Особенно в тяжёлом положении находятся неполные семьи. Как правило, это матери с детьми-инвалидами.

Несмотря на принимаемые меры по улучшению положения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, медицинского обслуживания и социальной реабилитации детей-инвалидов, остаётся нерешённым целый комплекс социальных, экономических, медико-психолого-педагогических, оздоровительных, реабилитационных проблем.

Определяющим моментом в снижении детской инвалидности в области является подготовка молодежи, будущих родителей к осознанному материнству и отцовству. Однако медицинские учреждения области недостаточно оснащены современной диагностической аппаратурой, лекарственными средствами, корректирующими развитие ребёнка. Отсутствует целенаправленная просветительская работа по пропаганде здорового образа жизни.

В области недостаточно развита сеть социальных реабилитационных центров, отделений. С 1992 года ведётся строительство пристройки на 140 мест к Кашаровскому центру реабилитации для детей с умственной отсталостью. С 1997 года строительство пристройки из-за отсутствия финансирования приостановлено. Всего освоено за 1992-1996 годы 23 % от объёма необходимых капитальных вложений.

Социальные и медицинские реабилитационные учреждения нуждаются в специальном коррекционно-развивающем оборудовании, современных методиках реабилитационной работы, специальной подготовке кадров по основам и технологиям медико-социально-реабилитационной работы.

В целях повышения эффективности социальной реабилитации детей-инвалидов необходимо развивать социальную работу с семьями, родителями детей-инвалидов через организацию и поддержку общественных объединений родителей детей-инвалидов.

Для систематизации данных о проблемах детей-инвалидов и принятия последующих решений, программ по улучшению их положения необходима разработка и внедрение социального паспорта семьи, имеющей ребёнка-инвалида, проведение мониторинга по изучению социально-экономического положения этой категории семей.

В комплексном решении проблем детей с ограниченными возможностями необходимо развитие взаимодействия органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, медико-социальной экспертизы Тверской государственной медицинской академии, общественных объединений и организаций, решающих проблемы детей-инвалидов.

Всё это вызывает необходимость реализации на областном уровне комплекса мероприятий по улучшению положения детей-инвалидов, их материального, социального обслуживания, координации усилий по профилактике детской инвалидности, повышению эффективности реабилитационного процесса.

Основными целями программы являются - повышение эффективности профилактики детской инвалидности; развитие системы медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; создание условий для нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов.

Программа предусматривает решение следующих задач:

- разработку и внедрение комплекса мероприятий по формированию оптимального уровня здоровья подрастающего поколения:

- раннее выявление отклонений в состоянии здоровья детей и оказание им своевременного комплексного лечения;

- улучшение условий для осуществления комплексного подхода в реабилитации детей-инвалидов;

- укрепление материально-технической базы учреждений реабилитации детей с ограниченными возможностями;

- научно-методическое и информационное обеспечение решения проблем детской инвалидности;

- организация подготовки и повышения квалификации кадров, решающих проблемы детской инвалидности;

- поддержка инициатив общественных объединений по улучшению положения детей-инвалидов.

Перечень мероприятий программы прилагается.

Срок реализации программы - 2002 год.

Перечень мероприятий программы предусматривает решение конкретных взаимосвязанных и скоординированных задач по исполнителям, ресурсам, срокам в рамках шести основных направлений:

1. Организационные меры


Предусматривается совершенствование базы данных по детям-инвалидам, их семьям с целью изучения их социально-экономического положения, характера социальных проблем; поддержка общественных инициатив по улучшению положения детей-инвалидов, организация благотворительных акций для детей-инвалидов.

2.Развитие и совершенствование материально-технической базы учреждений реабилитации детей-инвалидов.

Планируется продолжение строительства пристройки на 140 мест к Кашаровскому реабилитационному центру для детей с глубокой умственной отсталостью; капитальный ремонт детского отделения Нелидовского психоневрологического дома-интерната, что будет способствовать улучшению условий содержания, воспитания, развития и реабилитации детей-инвалидов.

Предполагается создание новых социальных реабилитационных учреждений для детей-инвалидов: областного реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями в г. Нелидово и областного медико-социального реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями (некоммерческое партнёрство) на базе санатория-профилактория "Сахарове".

Предусматривается повышение уровня технической оснащённости учреждений медицинской реабилитации для внедрения современных методов лечения и реабилитации детей-инвалидов.

Предполагается обеспечение автотранспортом, аппаратурой, оборудованием, тренажёрами и другими техническими средствами социальных реабилитационных центров, отделений, учреждений здравоохранения.

3. Профилактика детской инвалидности, пропаганда здорового образа жизни.

Предусматриваются мероприятия, направленные на раннее выявление врожденных и наследственных заболеваний, нарушений слуха и зрения, центральной нервной системы у детей.

Планируется организация работы по пропаганде здорового образа жизни, подготовке молодежи, будущих родителей, к осознанному материнству и отцовству.

4. Меры по социальной поддержке и реабилитации детей с ограниченными возможностями

Предполагается проведение мероприятий оздоровительно-реабилитационного характера, по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями.

Планируется применение прогрессивных методик для физического развития детей-инвалидов.

Предусматривается обеспечение детей-инвалидов аппаратурой, техническими средствами индивидуального пользования.

Реализация этих мероприятий предполагает взаимодействие органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования и культуры.

5. Научно-методическое, информационное обеспечение.

Предусматривается проведение социологических исследований положения и проблем семей, имеющих детей-инвалидов.

Планируется разработка программ для охраны здоровья детей с ограниченными возможностями, социально-бытовой адаптации детей-инвалидов.

Предполагается издание информационной, методической, просветительской литературы по правам и льготам для детей-инвалидов в целях повышения правовых знаний родителей, имеющих детей-инвалидов, а также для специалистов, работающих с этой категорией детей.

6. Организация повышения квалификации специалисток, работающих по проблемам детской инвалидности

Ставится задача повышения квалификации, профессиональной компетенции различных категорий специалистов, занимающихся решением проблем профилактики детской инвалидности, комплексной реабилитации детей-инвалидов через специальные курсы, семинары, как на базе имеющихся в области ведущих учреждений, так и на базе республиканских.

Планируется участие специалистов в международных, республиканских конференциях.

Финансирование программы предполагается осуществить за счёт консолидации средств на её реализацию из различных источников:

- федерального бюджета:

- областного бюджета по разделу "Социальная политика":

- внебюджетных источников,

а также за счёт привлечения средств местных бюджетов при их участии в мероприятиях программы.

Общая сумма расходов на реализацию программы оценивается в 11407,0 тысяч рублей, в том числе в разрезе источников:

- средства федерального бюджета - 8580.0 тыс. рублей, или 75,2 % от общего объёма затрат;

- средства областного бюджета - 2363,0 тыс. рублей, или 20,7 % от общего объёма финансирования;

-внебюджетные средства - 479,0 тыс. рублей, или 4,1% от всех необходимых финансовых затрат.

В средствах областного бюджета по разделу "Социальная политика" из общего объёма расходов 2348,0 тыс. руб. учитываются расходы по программе из бюджета областного фонда социальной поддержке населения в размере 892,0 тыс. рублей.

Внебюджетные средства представляют собой средства различных фондов, благотворительных организаций, спонсоров и пр.

Распределение финансовых ресурсов в разрезе источников финансирования в долевом соотношении представлено в следующей таблице:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»