ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 01 ноября 2001 года N 188-ОЗ-2
Об областной целевой программе "Оптимизация уровня
механизации сельскохозяйственного производства на 2001-2005 годы"
("Механизация")
_____________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2005 года на основании:
Закона Тверской области от 14.04.2005 года N 63-ЗО
_____________________________________________________
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Оптимизация уровня механизации сельскохозяйственного производства на 2001-2005 годы" ("Механизация") (прилагается).
Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Председателя
Законодательного Собрания
Тверской области
А.В. Грибов
УТВЕРЖДЕНА
законом Тверской области
от 01.11.2001. № 188-ОЗ-2
ОДОБРЕНА
постановлением
Губернатора Тверской области
от 25.06.2001. № 258
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Стр
.
Паспорт областной целевой Программы
3
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
6
2.Основные цели и задачи реализации Программы
8
3. Система программных мероприятий
9
3.1. Создание лизингового фонда
9
3.2. Создание и пополнение фонда ремонта
10
3.3. Создание рынка подержанной
сельскохозяйственной техники
11
3.4. Организация и развитие сети
машинно-технологических станций
13
3.5. Укрепление энергетического потенциала
сельскохозяйственного производства области
14
3.6. Изготовление дополнительных средств механизации
15
4. Финансирование мероприятий
17
4.1. Создание лизингового фонда
17
4.2. Создание и пополнение фонда ремонта
17
4.3. Создание рынка подержанной
сельскохозяйственной техники
17
4.4. Организация и развитие сети
машинно-технологических станций
18
4.5. Укрепление энергетического потенциала
сельскохозяйственного производства области
18
4.6. Изготовление дополнительных средств механизации
18
5. Ресурсное обеспечение Программы
18
6. Механизм реализации и контроль за ходом
выполнения Программы
19
7. Оценка эффективности реализации Программы
20
8. Приложения
22
Наименование Программы: | "Оптимизация уровня механизации сельскохозяйственного производства на 2001-2005 годы" ("Механизация"). |
Дата принятия решения | Распоряжение Губернатора области от 22.12.2000 г. №1893-р "О внесении дополнений в распоряжение Губернатора Тверской области от 21.06.2000 г. № 855-р "О разработке областных целевых программ на 2001 - 2005 годы". |
Государственный заказчик: | Департамент по социально-экономическому развитию села администрации Тверской области. |
Основные разработчики: | Департамент по социально-экономическому развитию села администрации Тверской области, НП Корпорация "Тверьоблагропромсервис", ОАО "Тверьагроснабкомплект", |
Цели и задачи Программы: | Главной целью Программы является создание условий для наращивания производства сельскохозяйственной продукции. Программа предусматривает решение следующих задач: обеспечить уровень технической готовности машинно-тракторного парка и животноводческого оборудования, необходимый для выполнения объемов работ по производству продукции растениеводства и животноводства, создать основу для эффективного использования сельскохозяйственной техники. |
Исполнители программы: | Департамент по социально-экономическому разви-тию села Администрации области, органы управления АПК райгорадминистраций, сельхозтоваропроизводители области ( под которыми понимаются коллективные и фермерские хозяйства, товарище-ства, производственные кооперативы, государст- венные и муниципальные унитарные предприятия). |
Сроки и этапы реализации | 2001 -2005 годы. |
Перечень основных мероприятий: | Оптимизация уровня механизации предусматривает осуществление комплекса мер: создание лизингового фонда; создание и пополнение фонда ремонта; создание рынка подержанной сельскохозяйственной техники; организация и развитие сети машинно-технологических станций; укрепление энергетического потенциала сельскохозяйственного производства области; изготовление дополнительных средств механизации. |
Объемы и источники: | Для реализации Программы требуется всего средств 249,1 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 123,0 млн. руб., из областного бюджета 58,3 млн. руб., собственные средства сервисных предприятий - 0,6 млн. руб. сельхозтоваропроизводителей - 67,2 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: | Реализация предусмотренных областной целевой Программой мероприятий позволит повысить производительность труда, улучшить использование материально-технических ресурсов, сохранить и постепенно увеличивать площади сельскохозяйственных угодий. |
Система организации контроля за использованием программы: | Департамент по социально-экономическому развитию села администрации Тверской области ежеквартально, нарастающим итогом, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в комитет экономики Администрации области информацию о ходе реализации областной целевой программы "Механизация". Ежегодно, до 20 марта представляет Губернатору Тверской области доклад о ходе реализации в истекшем году областной целевой программы, копию доклада направляет в комитет экономики Администрации области. |
Одной из основных причин неудовлетворительной работы всех отраслей сельскохозяйственного производства является низкий уровень их технической оснащенности. Наличие собственного производства и обеспеченность отечественных сельхозтоваропроизводителей необходимой техникой характеризуют продовольственную безопасность любой страны.
Диспаритет цен между продукцией машиностроения и сельскохозяйственного производства лишил сельских товаропроизводителей возможностей своевременно приобретать технику для замены, выбывающей в связи с физическим износом и ее старением. В результате количество машин резко снизилось и не обеспечивает обработку пашни в полном объеме, механизацию трудоемких процессов в растениеводстве и животноводстве. Как следствие, снижение урожайности и валового сбора сельскохозяйственных культур, продуктивности животных и объемов производства продуктов животноводства, падение рентабельности производства.
Тракторный парк сельскохозяйственных предприятий области с 1995 г. по 2001 г. сократился на 32,3 % (6763 шт.), парк зерноуборочных комбайнов - на 37,3 % (1283 шт.), сеялок всех марок - на 46,8 % (1751 шт.).
Анализ обеспеченности основной сельскохозяйственной техникой хозяйств области (приложение 1) показывает, что обновление парка за последние 5 лет составляет менее 1% в год, и в дальнейшем приобретение новой техники ожидается в значительно меньших объемах, а в то же время выбытие идет в пределах 5-10 % от наличия.
Тракторный и комбайновый парк стареют, большинство машин находится за пределами экономически целесообразных сроков использования. Особенно тревожное положение с тракторным парком, в котором более 10,0 тыс. шт. тракторов (71 % от наличия) вышли за пределы сроков амортизации.
С уменьшением численности машин резко возросли нагрузки на оставшуюся технику. Так, нагрузка на 1 физический трактор в настоящее время составляет 60 га пашни или на 50 % выше норматива. На 1 плуг приходится 226 га пашни при нормативе 151 га. Нагрузки на культиваторы превышает нормативные более чем в 2 раза.
Аналогичное положение складывается и в механизации животноводческих ферм, на которых практически приостановлены работы по реконструкции и техническому перевооружению. На протяжении последних лет резко сократилось поступление в область машин и механизмов для животноводческих ферм и комплексов. Так, поставка доильных установок к 1990 году сократилась в 87 , холодильных установок соответственно - 366, кормораздатчиков - 155, средств для навозоудаления - 52 раза. И как следствие, уровень комплексной механизации на молочно-товарных фермах по сравнению с 1990 годом снизился в 2,5 раза (приложение 2).
Особую тревогу вызывает состояние электрооборудования на фермах и сушильных комплексах. Отсутствие возможности проведения необходимых работ по ремонту и замене электрооборудования приводит к нарушению основных процессов при содержании общественного поголовья животных; значительно уменьшает уровень механизации трудоемких процессов, увеличивает заболеваемость животных, повышает пожароопасность и в итоге приводит к спаду выхода продукции животноводства.
Падение платежеспособности сельхозтоваропроизводителей не позволяет им не только приобретать новую технику, но и ремонтировать и обслуживать на должном уровне, находящуюся в эксплуатации.
С ухудшением технического состояния сельскохозяйственной техники, машин и оборудования для животноводческих ферм и комплексов увеличиваются затраты на покупку запасных частей и материалов. Однако финансовое состояние большинства хозяйств не позволяет приобретать даже минимум необходимого для ремонта за счет собственных источников, пользоваться услугами обслуживающих предприятий (районные объединения "Агропромэнерго", "Агроснабы", ремонтно-технические предприятия и заводы), которые также находятся в тяжелом финансовом положении, не имеют свободных оборотных средств для приобретения необходимых запасных частей и материалов. В итоге простаивают производственные мощности обслуживающих село предприятий.
Не в полном объеме решают вопросы пополнения средств механизации и поддержание машинно-тракторного парка в работоспособном состоянии поставка машин и оборудования по лизингу и ремонт техники с отсрочкой платежа ввиду их незначительных объемов и коротких сроков возврата средств.
Динамика приобретения техники за последние 10 лет хозяйствами области приведена в приложении 3.
Все это определяет необходимость разработки целевой Программы осуществления действенных мер по прекращению дальнейшего спада инженерно-технического потенциала агропромышленного комплекса области, его стабилизации и развития.
Программа имеет своей целью восполнение недостающей техники и сбалансирование парка машин и оборудования, обеспечивающих выполнение прогнозируемых объемов работ на 2001-2005 годы. Ее реализация требует финансирования в основном за счет средств федерального и областного бюджетов.
Главной целью Программы является приведение энергетических мощностей машинно-тракторного парка, механизмов животноводческих ферм в соответствие с потребностями сельскохозяйственного производства, достижения прогнозируемых показателей в растениеводстве и животноводстве области.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- оптимизация количества и номенклатуры парка сельскохозяйственной техники и оборудования животноводческих ферм и комплексов;
- приведение и содержание машинно-тракторного парка в работоспособном состоянии, позволяющем выполнить весь комплекс сельскохозяйственных работ в оптимальные сроки;
-за счет внедрения новой техники выйти на уровень механизации, который бы обеспечил внедрение прогрессивных технологий в растениеводстве и животноводстве;
- создание условий по эффективному использованию сельскохозяйственной техники и механизмов животноводческих ферм и комплексов, приблизив их нагрузки к нормативным;
- восстановление и техническое перевооружение ремонтно-обслуживающей базы хозяйств и ремонтных предприятий.
Оптимизация уровня механизации сельскохозяйственного производства области предусматривает осуществление следующего комплекса мер:
3.1. Создание лизингового фонда.
Из-за отсутствия финансовых средств у сельхозтоваропроизводителей обновление машинно-тракторного парка и оборудования животноводческих ферм и комплексов, доведение до оптимального количества машин в настоящее время возможно лишь на условиях финансовой аренды (лизинга).