ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
(с изменениями на 12 ноября 2004 года)
____________________________________________
Утратил силу с 01 января 2005 года на основании:
Закона Тверской области от 14 мая 2005 года N 78-ЗО
_______________________________________________
______________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Тверской области от 12 ноября 2004 года N 65-ЗО
_________________________________________________
Регулирование лесных отношений в Тверской области осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных, влияющих друг на друга в своем развитии и имеющих важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Настоящий закон регулирует лесные отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, определенных Лесным кодексом Российской Федерации.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем законе используются следующие понятия и термины:
лес - элемент природы, представляющий целостную совокупность лесных, древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи с внутренней и внешней средой;
(Предложение второе абзаца второго статьи 1 иключено с 19.11.2004 года:
Законом Тверской области от 12 ноября 2004 года N 65-ЗО.-
См. предыдущую редакцию)
лесные ресурсы - продукты и полезности леса, воспроизводимые в процессе ведения лесного хозяйства и используемые в общественном производстве для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. К лесным ресурсам относятся древесные, технические (живица, кора и т.д.), пищевые (грибы, ягоды, плоды, орехи, съедобные травы и корни, а также дикие животные, птицы, продукты пчеловодства на лесных землях), кормовые (травы, заготавливаемые на лесных землях, веточный корм, хвойная лапка, плоды кормового назначения), лекарственные и другие ресурсы, а также защитные полезности леса (включают в себя защиту почв от водной и ветровой эрозий, охрану воздушных и водных бассейнов от загрязнения, людей и фауны от шума как фактора, ухудшающего природную среду), общественные полезности леса (рекреационные, курортные, эстетические);
участок лесного фонда - участок леса, а также участок лесных земель, не покрытый лесной растительностью, и участок нелесных земель, выделенный в лесном фонде, с указанием границ на планово-картографических материалах с обозначением или без обозначения этих границ в натуре;
лесосечный фонд - запасы древесины в спелых и перестойных древостоях, предназначенных для ее заготовки;
главное пользование - один из видов использования древесных сырьевых ресурсов леса, осуществляемое в спелых и перестойных древостоях в порядке проведения сплошных, постепенных и выборочных рубок, основная цель которого - получение древесины;
промежуточное пользование - один из видов использования древесных сырьевых ресурсов леса, осуществляемое при проведении рубок ухода за лесом, выборочных санитарных рубок, рубках реконструкции, рубках обновления и переформирования, основная цель которых - формирование целевых насаждений (для главного пользования, рекреационных водоохранных и других целей);
лесопользователи - юридические и физические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд;
лесной сервитут - право ограниченного пользования объектом лесных отношений;
хвойное хозяйство (хвойное насаждение)- насаждение, в котором доля участия хвойных древесных пород по запасу составляет не менее 45 процентов или 5 единиц состава насаждения;
расчетная лесосека - научно обоснованный максимально допустимый ежегодный размер главного и промежуточного пользования, обеспечивающий рациональное, непрерывное и неистощительное лесопользование. Определяется при лесоустройстве по хозяйствующим единицам (лесхозу, лесничеству, сельскохозяйственной организации и т.п.) в разрезе групп лесов (первая, вторая) и хозяйств (хвойное, лиственное);
группа лесов - классификационная категория лесов, устанавливаемая для их дифференциации по основному социально-экономическому и экологическому значению, местоположению, выполняемым функциям для определения в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и лесопользования;
леса первой группы - леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и оздоровительных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. В них установлен более строгий, ограниченный режим лесопользования, направленный на сохранение указанных функций лесов;
собственные нужды (потребности) в древесине на корню или другом лесном ресурсе - в данном законе - нужды юридических и физических лиц непосредственно в данном лесном ресурсе, а не в средствах от его продажи или обмена на другие вещи (например, при необходимости непосредственно в самой древесине для строительства, ремонта, отопления);
воспроизводство лесов - комплекс лесокультурных и лесохозяйственных работ, связанный непосредственно с выращиванием леса (заготовка лесных семян, выращивание посадочного материала, подготовка почвы под лесные культуры, посадка лесных культур, содействие естественному возобновлению, уход за лесными культурами, рубки ухода в молодняках и средневозрастных насаждениях и тому подобное);
городские леса - леса, расположенные на землях городских поселений в пределах городской черты городов и населенных пунктов городского типа (поселков). Данные леса не входят в лесной фонд;
прочие рубки - к прочим рубкам относятся сплошные санитарные рубки, расчистка лесных площадей для строительства и эксплуатации линейных, площадных и иных сооружений отведенных в насаждениях в соответствии с действующим законодательством на основании землеустроительных дел, а также разрубка просек, противопожарных разрывов, рубки для иных целей, не связанных с лесопользованием.
Статья 2. Правовое регулирование лесных отношений в Тверской области
Лесные отношения в Тверской области регулируются Конституцией Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом и иными правовыми актами Тверской области, изданными в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации.
Настоящий закон действует на всей территории Тверской области.
Статья 3. Лесной фонд области
Все леса на территории Тверской области, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли), входят в лесной фонд Российской Федерации.
Статья 4. Оборотоспособность объектов лесных отношений
Оборот лесного фонда не допускается.
Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.
Статья 5. Формы собственности на лесной фонд и на не входящие в
лесной фонд леса
Весь лесной фонд на территории Тверской области и леса, расположенные на землях обороны, а также лесной фонд, ранее находившийся во владении сельскохозяйственных организаций, в пользовании подсобных сельских хозяйств промышленных предприятий и других прочих пользователей, находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законодательством территориальный орган федерального органа управления лесным хозяйством обеспечивает на данной территории осуществление прав владения, пользования, распоряжения лесным фондом, государственный учет лесного фонда, проведение лесоустройства, выдачу в соответствии с лесным законодательством разрешительных документов на право лесопользования, государственный контроль.
В соответствии с федеральным законодательством допускается передача части лесного фонда в собственность Тверской области. В этом случае собственник несет полное бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений, имеет право на получение доходов от их пользования и осуществляет права собственника в соответствии с действующим законодательством.
Статья 6. Право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность
Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, переданном в собственность гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляются собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном и животном мире Российской Федерации (в том числе выписываются в установленном порядке разрешительные документы на право рубки, рубка может быть запрещена с учетом установленного режима пользования на данной территории).
Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном (приусадебном, дачном, садово-огородном, крестьянском (фермерском) и других) участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению без получения дополнительных разрешительных документов на право рубки.
Статья 7. Лесные сервитуты
Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный лесной сервитут). В частности, ограничения могут вводиться в случае чрезвычайной пожарной опасности в лесах, аварийных ситуациях и других подобных случаях.
Права пользования гражданами и юридическими лицами участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров (аренды, безвозмездного пользования и т.п.), актов государственных органов, актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут).
Предметом регулирования частного лесного сервитута является также прокладка нефтепроводов, газопроводов, линий электропередачи, строительство дорог и иных элементов инфраструктуры, которые не могут быть обеспечены без установления ограничений права пользования.
Положения гражданского законодательства Российской Федерации, земельного и иного законодательства Российской Федерации применяются к лесным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям Лесного кодекса Российской Федерации.
Статья 8. Информация о лесном фонде
Информация о лесном фонде включает в себя данные государственного учета лесного фонда, данные государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, лесоустройства и иные данные, полученные о лесах на территории Тверской области организациями, ведущими лесное хозяйство в них, и лесоустроительными предприятиями. Эти же организации предоставляют информацию о лесном фонде органам государственной власти, органам местного самоуправления и иным пользователям в соответствии с федеральным законодательством.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ,
ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВА
ЛЕСОВ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 9. Полномочия Законодательного Собрания Тверской области в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов
К полномочиям Законодательного Собрания Тверской области в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся:
принятие законов в области лесного законодательства в Тверской области;
установление ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню (за исключением минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню);
утверждение расходов, направляемых из средств областного бюджета на финансирование воспроизводства лесов (в составе закона Тверской области об областном бюджете);
утверждение областных программ использования, защиты, охраны лесного фонда и воспроизводства лесов.
Статья 10. Полномочия органов исполнительной власти Тверской области в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов
К полномочиям органов исполнительной власти в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся:
разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения;
участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом;
участие в разработке и реализации федеральных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
утверждение порядка разработки, финансирования и реализации территориальных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и реализация этих программ;
принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование, а также в краткосрочное пользование;
принятие решений по прекращению права пользования лесным фондом в установленном порядке;
приостановление, ограничение и прекращение работ, представляющих опасность для состояния и воспроизводства лесов;
установление ставок лесных податей и ставок арендной платы (за исключением ставок за древесину, отпускаемую на корню) по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством;
установление минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню при отпуске древесины в порядке проведения сплошных санитарных рубок в насаждениях, поврежденных вредителями, болезнями леса, ветром, пожарами и другими стихийными бедствиями;
(Абзац 10 статьи 10 с изменениями:
Законом Тверской области от 12 ноября 2004 года N 65-ЗО.-
См. предыдущую редакцию);
установление размера платы при переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятии земель лесного фонда с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществлен указанный перевод и (или) изъятие земель;
перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах второй группы;
согласование мест строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
отнесение лесов к категориям защитности без изменения группы лесов и утверждение параметров особо защитных участков леса по представлению территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством;
утверждение режима ведения лесного хозяйства и лесопользования в лесах, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;
утверждение параметров особо защитных участков лесов и принятие решений о запрещении в них рубок главного пользования;