Недействующий

О СРЕДНЕСРОЧНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАУРАЛЬЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 16.07.2015)

Таблица 1.3.1

ПЕРЕЧЕНЬ соседних с Зауральем муниципальных образований Челябинской и Оренбургской областей

Наименование муниципальных образований Зауралья

Наименование муниципальных образований Челябинской и Оренбургской областей

Учалинский район

Саткинский, Златоустовский, Миасский, Чебаркульский, Уйский, Верхнеуральский районы (Челябинская область)

Абзелиловский район

Верхнеуральский, Агаповский, Кизильский районы (Челябинская область)

Баймакский район и г. Сибай

Кизильский район Челябинской области, Кваркенский район Оренбургской области

Хайбуллинский район

Кваркенский, Кувандыкский и Гайский районы (Оренбургская область)

Зианчуринский район

Кувандыкский район (Оренбургская область)


б) по показателям оборота розничной торговли и объему платных услуг на душу населения большинство районов Зауралья занимают более высокие позиции по сравнению с соседними районами Челябинской и Оренбургской областей;

в) показатели ввода жилья районов Зауралья превышают показатели соседних районов Челябинской и Оренбургской областей;

г) среднемесячная заработная плата большинства районов Зауралья, за исключением Абзелиловского района, не ниже уровня соседних территорий Челябинской и Оренбургской областей.

В числе негативных тенденций развития Зауралья относительно соседних районов следует выделить:

а) результаты финансовой деятельности в муниципальных образованиях Зауралья значительно хуже, чем в районах Оренбургской и Челябинской областей. В среднем доходы местных бюджетов на душу населения в муниципальных образованиях Зауралья ниже, чем в соседних областях в 1,5 - 2 раза (например, доходы местного бюджета на душу населения Баймакского района в 1,6 раза меньше по сравнению с Кваркенским районом Оренбургской области, доходы бюджетов Хайбуллинского и Зианчуринского районов соответственно в 1,7 и 2,1 раза ниже доходов соседнего Кувандыкского района Оренбургской области, доходы Учалинского района по сравнению с Саткинским районом Челябинской области меньше в 1,5 раза);

б) по сравнению с соседними муниципальными районами Оренбургской и Челябинской областей бюджеты муниципальных районов Зауралья являются гораздо более дефицитными как в абсолютном, так и в относительном выражениях (например, дефицит бюджета Баймакского района в 6 раз превышает дефицит Кваркенского района Оренбургской области);

в) по объемам инвестиций в основной капитал на душу населения Учалинский и Абзелиловский районы уступают соседним районам Челябинской и Оренбургской областей.

Сложившаяся ситуация хронического отставания от среднереспубликанских показателей при незначительном превышении по некоторым показателям соседних районов Челябинской и Оренбургской областей обусловлена рядом причин, которые можно разделить на две основные группы: объективные и субъективные.

К объективным причинам сложившейся ситуации относятся:

удаленность муниципальных образований, входящих в состав Зауралья, от административного центра Республики Башкортостан.

Среднее расстояние между муниципальными образованиями группы Зауралья и административными центрами соответствующих субъектов Российской Федерации составляет для Республики Башкортостан 415 км, для Оренбургской области - 315 км, для Челябинской области - 217 км. Это существенно снижает эффективность управления удаленной территорией Зауралья, а также оказывает отрицательное влияние на процессы межмуниципального сотрудничества с другими муниципалитетами республики, не входящими в группу Зауралья;

природно-климатические условия, рискованные для ведения сельскохозяйственной деятельности.

Территория Зауралья расположена в зонах континентального и резко континентального климата, что в совокупности с бедностью плодородного слоя почвы, засушливостью и низкими среднегодовыми температурами отрицательно сказывается на ведении сельского хозяйства. В то же время экономика муниципальных образований, входящих в состав вышеуказанной территории, основывается на сельскохозяйственной деятельности, что наряду со слабой развитостью альтернативных видов экономической деятельности не позволяет муниципалитетам развиваться за счет собственных ресурсов;

рельеф местности, затрудняющий транспортное сообщение.

Муниципальные образования Зауралья расположены преимущественно в горной местности, что усложняет развитие транспортно-логистической инфраструктуры, следствием чего является слабо представленное межрегиональное и внутрирегиональное взаимодействие.

Среди субъективных причин ключевыми являются:

отсутствие обрабатывающих производств.

Исторически сложившийся дисбаланс в расположении предприятий обрабатывающей и добывающей промышленности отрицательно сказывается на социально-экономическом развитии территорий Зауралья. Необходимо отметить, что ресурсы рассматриваемой территории используются в обрабатывающих производствах, расположенных на территориях Челябинской и Оренбургской областей. Фактически Зауралье является "сырьевым придатком" соседних субъектов Российской Федерации;

существенная дифференциация уровня социально-экономического развития муниципальных образований Зауралья.

Наблюдается диспропорция в уровне развития рассматриваемых муниципальных образований, о чем свидетельствует показатель объемов отгруженной продукции на душу населения (для соседствующих муниципалитетов характерно отличие более чем в 10 раз). Сложившаяся ситуация оказывает влияние на уровень заработной платы, которая значительно ниже среднереспубликанского значения, что является основной причиной социальной напряженности, низкого качества жизни и оттока высококвалифицированных кадров в соседние субъекты Российской Федерации, муниципальные образования которых обладают более высоким уровнем жизни населения;

недостаточно развитая транспортная инфраструктура.

Низкое качество транспортно-логистической инфраструктуры связано как со сложными природно-климатическими условиями, так и с низким уровнем развития территории.