Республиканская целевая программа
профилактики правонарушений и борьбы с преступностью
в Республике Башкортостан на 2011 год
(в ред. Постановления Правительства РБ от 22.12.2011 N 496)
Паспорт Программы
Наименование Программы Республиканская целевая программа
профилактики правонарушений и борьбы с
преступностью в Республике Башкортостан на
2011 год. В рамках Программы реализуется
подпрограмма "Безопасные улицы
Башкортостана"
Основание для разработки Статья 72 Конституции Российской Федерации;
Программы Послание Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации;
Послание Президента Республики Башкортостан
Государственному Собранию - Курултаю
Республики Башкортостан "Дальнейшая
модернизация Башкортостана: путь к
благополучию и процветанию в XXI веке (О
положении в республике и основных
направлениях ее развития в 2010 году)";
Поручение Президента Российской Федерации
Правительству Российской Федерации, а также
органам государственной власти субъектов
Российской Федерации, данное по итогам
заседания Государственного совета Российской
Федерации, от 29 июня 2007 года N Пр-1293ГС
Государственный заказчик Правительство Республики Башкортостан
Программы
Исполнители Программы Министерство внутренних дел по Республике
Башкортостан (по согласованию);
Прокуратура Республики Башкортостан (по
согласованию);
Управление Федеральной службы безопасности
Российской Федерации по Республике
Башкортостан (по согласованию);
Управление Федеральной миграционной службы
по Республике Башкортостан (по
согласованию);
Главное управление Федеральной службы
исполнения наказаний по Республике
Башкортостан (по согласованию);
Управление Федеральной службы Российской
Федерации по контролю за оборотом наркотиков
по Республике Башкортостан (по
согласованию);
Управление Федеральной налоговой службы по
Республике Башкортостан (по согласованию);
Главное управление МЧС России по Республике
Башкортостан (по согласованию);
Башкортостанская таможня (по согласованию);
Управление Федеральной службы судебных
приставов по Республике Башкортостан (по
согласованию);
Управление Министерства юстиции Российской
Федерации по Республике Башкортостан (по
согласованию);
Министерство финансов Республики
Башкортостан;
Министерство экономического развития
Республики Башкортостан;
Министерство образования Республики
Башкортостан;
Министерство культуры Республики
Башкортостан;
Министерство труда и социальной защиты
населения Республики Башкортостан;
Министерство молодежной политики и спорта
Республики Башкортостан;
Министерство жилищно-коммунального хозяйства
Республики Башкортостан;
Министерство связи и массовых коммуникаций
Республики Башкортостан;
Государственный комитет Республики
Башкортостан по торговле и защите прав
потребителей;
Контрольно-счетная палата Республики
Башкортостан (по согласованию);
Управление государственной службы занятости
населения при Министерстве труда и
социальной защиты населения Республики
Башкортостан;
Управление Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по Республике
Башкортостан (по согласованию);
Управление Республики Башкортостан по
организации деятельности мировых судей и
ведению регистров правовых актов;
государственное унитарное предприятие
Телерадиовещательная компания "Башкортостан"
Республики Башкортостан
Цели и задачи Программы Цели:
консолидация усилий органов государственной
власти, в том числе правоохранительных и
общественных институтов, в профилактике
правонарушений и борьбе с преступностью;
повышение уровня общественной безопасности;
предотвращение проявлений экстремизма;
надежная защита жизни, здоровья, прав и
свобод граждан, а также всех форм
собственности от преступных посягательств;
обеспечение экономической безопасности
Задачи:
укрепление действенной многоуровневой
системы профилактики правонарушений;
повышение эффективности деятельности органов
внутренних дел в борьбе с преступностью и
профилактике правонарушений;
совершенствование межведомственного
взаимодействия государственных,
правоохранительных, контрольно-надзорных
органов в вопросах противодействия
преступности;
развитие единой информационно-
технологической и телекоммуникационной
инфраструктуры для повышения эффективности
деятельности правоохранительных органов;
повышение уровня материально-технической
обеспеченности правоохранительных органов и
учреждений, занимающихся профилактикой
правонарушений, сохранение и закрепление их
кадрового потенциала;
проведение сбалансированной миграционной
политики;
повышение правовой грамотности граждан,
формирование позитивного общественного
мнения о правоохранительной системе и
результатах ее деятельности, восстановление
доверия населения к правоохранительным
органам
Срок и этапы реализации 2011 год, без деления на этапы
Программы
Важнейшие целевые Уровень преступности;
индикаторы и показатели антитеррористическая и антиэкстремистская
Программы безопасность;
динамика тяжких и особо тяжких преступлений
против личности, здоровья населения;
динамика преступлений, совершаемых
несовершеннолетними;
состояние преступности в общественных местах
и на улицах населенных пунктов республики;
динамика корыстно-насильственных
преступлений;
результаты противодействия преступности в
сфере экономики и налогообложения;
социально-криминологическая структура
преступности
Объемы и источники Финансирование Программы будет
финансирования осуществляться за счет средств федерального
Программы бюджета, бюджета Республики Башкортостан с
учетом их возможностей, местных бюджетов,
внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы
составляет 331 млн. 500 тыс. рублей, в том
числе:
а) капитальные вложения - 293 млн. 487 тыс.
рублей, из них средства:
федерального бюджета - 147 млн. 500 тыс.
рублей;
бюджета Республики Башкортостан - 145 млн.
987 тыс. рублей;
б) прочие расходы - 38 млн. 13 тыс. рублей
бюджета Республики Башкортостан, из них 3
млн. 500 тыс. рублей - на финансирование
подпрограммы "Безопасные улицы
Башкортостана"
(в ред. Постановления Правительства РБ от 22.12.2011 N 496)
Ожидаемые конечные Снижение темпов роста преступности в целом,
результаты реализации ослабление позиций организованной
Программы и показатели ее преступности;
социально-экономической декриминализация экономики;
эффективности снижение уровня криминализации подростковой
среды;
снижение уровня криминальной активности со
стороны ранее судимых граждан;
повышение эффективности профилактики
правонарушений, усиление предупредительной
борьбы с терроризмом и экстремизмом;
утверждение принципа неотвратимости
ответственности за совершенное
правонарушение;
оздоровление обстановки на улицах и в других
общественных местах, укрепление безопасности
объектов жизнеобеспечения и особой важности;
сокращение латентной преступности;
установление тесной взаимосвязи населения и
общественных институтов с
правоохранительными органами;
укрепление материально-технической базы
правоохранительных органов, социальной
защищенности их сотрудников.
Количественные характеристики ожидаемых
результатов:
снижение уровня преступности (преступлений
на 10 тыс. населения) с 183,4 в 2010 году до
179,7 в 2011 году;
снижение количества регистрируемых
преступлений (в абсолютных показателях от
74300 в 2010 году до 72800 в 2011 году);
сокращение числа преступлений, совершаемых в
общественных местах, связанных с угрозой
жизни, здоровью и имуществу граждан (в
абсолютных показателях с 18220 в 2010 году
до 16800 в 2011 году);
снижение удельного веса преступлений,
совершаемых ранее судимыми лицами (с 26,5%
по итогам 2010 года до 26,0% в 2011 году);
снижение количества преступлений,
совершаемых несовершеннолетними (в
абсолютных показателях с 2250 в 2010 году до
2190 в 2011 году)
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ
КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Противодействие преступности, охрана общественного порядка и обеспечение безопасности граждан, профилактика правонарушений всегда являлись важнейшими задачами органов государственной власти, общества в целом. Социально-экономическое и духовно-культурное развитие государства невозможно без достижения серьезных успехов в борьбе с преступностью. На протяжении последних лет, когда страна переживала трудный период радикального переустройства, изменения системы ценностей и приоритетов, находилась в сложной экономической обстановке, проблемы укрепления правопорядка и законности приобрели особую остроту. Кризисные явления в социальной и экономической сферах обострили криминогенную обстановку как в России, так и в Башкортостане. В таких условиях требуется принятие дополнительных, адекватных происходящим процессам мер реагирования, многократно усиливается значение консолидации усилий общества и государства.
Сдерживанию криминального натиска в республике в немалой степени способствует реализация программ борьбы с преступностью. Так, на протяжении последних лет уровень преступности в республике стал значительно ниже как в сравнении с соседними регионами, так и с Российской Федерацией в целом. В 2009 году в республике сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, убийств и покушений, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью.
Несмотря на принятые меры, криминальная обстановка в республике остается достаточно сложной. В структуре и динамике регистрируемой преступности наблюдаются негативные тенденции. Преступная среда ведет себя вызывающе, становится все более наглой и агрессивной, распространяя свое влияние на те социальные и экономические институты, которые ранее считались защищенными от этого, и угрожая цивилизованному развитию общества. Своими противоправными действиями она разрушает экономику, подрывает общественную мораль и нравственность, дестабилизирует буквально все сферы жизнедеятельности, лишает людей чувства личной безопасности, спокойствия, уверенности в том, что никто не нарушит их законные права и интересы.
Особую тревогу вызывает высокая криминальная активность лиц, ранее совершавших преступления, а также иностранных граждан. Растет количество фактов вымогательства и фальшивомонетничества, а также краж скота. Сохраняется реальная угроза распространения проявлений экстремизма. Требует безотлагательного решения проблема незаконной миграции.
Все это свидетельствует о недостаточности проводимой профилактической работы. На сегодняшний день реальная система профилактики правонарушений, результативная деятельность в этом направлении государственных и общественных институтов, участие населения в охране правопорядка требуют дальнейшего развития.
Криминализация общества определяется комплексом факторов. К ним, помимо просчетов, допущенных на этапе проведения реформ в экономической, правоохранительной и других базовых областях государственной деятельности, относятся:
негативные тенденции в экономике государства, связанная с ними деградация представителей отдельных слоев населения;
снижение духовно-нравственного потенциала, правовой нигилизм общества, отсутствие системы правового воспитания граждан;
недостатки в деятельности правоохранительных, надзорных и контролирующих органов, утрата их опоры на население, отток профессиональных кадров, нерешенность проблем правового, материально-технического, финансового, социального и иного обеспечения сотрудников органов внутренних дел;
техническое несовершенство средств и методов профилактики и предупреждения преступности, контроля за криминальными процессами и реагирования на их изменение;
распространение различных должностных злоупотреблений и нарушений законности;
сложные миграционные процессы, происходящие в последние годы в республике и стране в целом.
На современном этапе развития общества все более отчетливо проявляется корыстная направленность преступности, процесс вытеснения примитивного уголовника предприимчивым преступником с изощренными способами и формами преступной деятельности.
С учетом изложенного можно прогнозировать следующие негативные тенденции развития криминальной ситуации в Республике Башкортостан:
рост преступлений против личности, таких, как причинение вреда здоровью, корыстно-насильственные посягательства (разбои, грабежи), кражи всех форм собственности, осложнение обстановки на улицах и в других общественных местах;
дальнейшая криминализация экономики, развитие новых схем и методов совершения экономических преступлений, уклонения от налогообложения;
увеличение объема незаконных операций с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и иными средствами вооружения;
повышение криминальной активности несовершеннолетних, сопряженной с вовлечением их в пьянство, наркоманию, токсикоманию;
увеличение детской беспризорности и безнадзорности;
дальнейшая консолидация преступной среды, формирование организованных криминальных структур с возросшим числом участия в них несовершеннолетних;
рост рецидивной преступности, а также количества преступлений, совершаемых иностранными гражданами;
повышение изощренности и дерзости преступлений, профессионализма, технической оснащенности и вооруженности преступников.
Решение этих и других проблем неразрывно связано с активизацией и совершенствованием деятельности правоохранительных органов. Достижению качественных сдвигов в правоохранительной деятельности во многом будут способствовать применение программно-целевого подхода к решению указанных проблем, в частности реализация Республиканской целевой программы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Башкортостан на 2011 год (далее - Программа), подпрограммы "Безопасные улицы Башкортостана", а также усиление взаимодействия правоохранительных органов, других органов государственной власти, общественных объединений и граждан в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений.