ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2010 г. N 103
Об утверждении положения о порядке выявления и учета
отдельных категорий детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации
____________________________________________________________________
Утратил силу с 18 октября 2016 года на основании Постановления Правительства РБ от 18.10.2016 N 443.
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности деятельности по своевременному выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и оказанию им содействия в преодолении этой ситуации Правительство Республики Башкортостан
постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о порядке выявления и учета отдельных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.С.Сарбаев
Положение
о порядке выявления и учета отдельных категорий детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет порядок выявления и учета отдельных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, формирования и использования банка данных в отношении указанных категорий детей в соответствии с Федеральными законами "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом Республики Башкортостан "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан".
1.2. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность несовершеннолетнего и связанная с неспособностью к самообслуживанию в связи с инвалидностью, болезнью, сиротством, безнадзорностью, беспризорностью, малообеспеченностью, безработицей родителей, отсутствием определенного места жительства, конфликтами и жестоким обращением в семье, одиночеством и т.п., которую он не может преодолеть самостоятельно.
1.3. Банк данных отдельных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на республиканском уровне (далее - банк данных) представляет собой совокупность сформированных на уровне муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан информационных ресурсов (далее - муниципальные банки данных), содержащих документированную информацию о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих или пребывающих на территории Республики Башкортостан, а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, предоставления документированной информации и обмена ею.
1.4. Операторами муниципальных банков данных являются государственные учреждения комплексные центры социального обслуживания населения (далее - комплексные центры), подведомственные Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, ведущие прием, учет и обработку сведений о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации, по категориям, определенным настоящим Положением.
Оператором - держателем банка данных является государственное учреждение Республиканский социальный приют для детей и подростков.
1.5. Сведения о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации, передаются в банк данных с письменного согласия законных представителей несовершеннолетнего. Если законные представители несовершеннолетнего уклоняются от обязанностей по его воспитанию, согласие на передачу в банк данных сведений о несовершеннолетнем, находящемся в трудной жизненной ситуации, дают органы опеки и попечительства.
1.6. Сбор, хранение, использование информации, имеющейся в банке данных, допускается исключительно в интересах несовершеннолетнего с соблюдением принципа конфиденциальности.
1.7. Органы и учреждения, обеспечивающие выявление, устройство и организацию учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обязаны соблюдать требования Федерального закона "О персональных данных". Лица, виновные в нарушении требований Федерального закона "О персональных данных", несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКА ДАННЫХ
2.1. Основной целью формирования и использования банка данных является создание единой системы учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и комплексной системы индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, основанной на разработке комплексного межведомственного плана оказания индивидуальной помощи несовершеннолетнему, находящемуся в трудной жизненной ситуации.
2.2. Для реализации основной цели определены следующие задачи формирования и использования банка данных:
создание единого межведомственного информационного поля для учета детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
создание механизма выявления семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и организации работы с ними;
организация комплексной индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
3. ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВЫЯВЛЕНИЕ,
УСТРОЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕТА ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ
В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
3.1. К органам и учреждениям, осуществляющим работу с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, на территории муниципального образования Республики Башкортостан (далее - уполномоченные органы), относятся:
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
органы опеки и попечительства;
органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;
органы управления образованием и образовательные учреждения;
органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания населения;
органы и организации по делам молодежи;
органы и учреждения службы занятости;
органы внутренних дел;
органы и организации культуры;
органы и организации физической культуры, спорта и туризма.
3.2. К органам, осуществляющим работу с банком данных на республиканском уровне (далее - республиканские уполномоченные органы), относятся:
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан;
Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан (по согласованию);
Министерство образования Республики Башкортостан;
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
Министерство молодежной политики, спорта и туризма Республики Башкортостан;
Министерство культуры и национальной политики Республики Башкортостан.
4. КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ
СИТУАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫЯВЛЕНИЮ И УЧЕТУ
Выявлению и учету подлежат следующие категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды;
дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, конфликтов;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети - жертвы насилия;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении.
5. ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ И УЧЕТА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
5.1. Постановка на учет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется на основании решения муниципального межведомственного совета по работе с семьями (далее - муниципальный межведомственный совет) в порядке, установленном настоящим Положением.
5.2. Муниципальные межведомственные советы создаются на основании нормативных правовых актов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, принятых в соответствии с Постановлениями Правительства Республики Башкортостан от 6 мая 2009 года N 165 "О совместной работе республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации", от 9 июня 2009 года N 211 "О Межведомственном совете при Правительстве Республики Башкортостан по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства".
5.3. По мере выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, территориальные уполномоченные органы представляют информацию о них в комплексный центр.
5.4. Комплексный центр в день выявления ребенка письменно информирует муниципальный межведомственный совет о несовершеннолетнем, находящемся в трудной жизненной ситуации.
5.5. При выявлении несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации и не проживающего на территории муниципального образования, где несовершеннолетний был выявлен, комплексный центр информирует аналогичное учреждение другого муниципального образования (на территории Республики Башкортостан) или территориальный орган социальной защиты населения (за пределами Республики Башкортостан) по месту жительства несовершеннолетнего.
В случае, если место проживания несовершеннолетнего не установлено, работа с ним осуществляется по месту его пребывания (выявления).
5.6. Для установления признаков и причин трудной жизненной ситуации, факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних, а также для проведения конкретных мероприятий по устранению этих причин и условий муниципальным межведомственным советом создается рабочая группа.
Рабочую группу возглавляет директор комплексного центра. В состав рабочей группы могут быть включены представители следующих территориальных уполномоченных органов:
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
органов опеки и попечительства;
учреждений здравоохранения (медицинский работник);
учреждений образования (педагогический работник);
территориального органа социальной защиты населения;
комплексного центра социального обслуживания населения;
отдела (комитета) по делам молодежи;
службы занятости;
органа внутренних дел;
учреждений культуры;
учреждений физической культуры, спорта и туризма;
администраций сельских поселений;
общественных объединений (женских советов, советов ветеранов и т.д.).
Количество членов рабочей группы определяется руководителем рабочей группы исходя из трудной жизненной ситуации, в которой находится несовершеннолетний, но не менее трех представителей разных территориальных уполномоченных органов.
5.7. В течение 3 дней со дня получения информации о несовершеннолетнем, находящемся в трудной жизненной ситуации, рабочая группа осуществляет обследование условий жизни несовершеннолетнего и составляет социальный паспорт по форме согласно приложению к настоящему Положению.
5.8. Результаты обследования условий жизни несовершеннолетнего и данные социального паспорта выносятся на рассмотрение муниципального межведомственного совета не позднее 7 дней со дня его проведения.
5.9. При выявлении признаков трудной жизненной ситуации муниципальным межведомственным советом выносится решение о внесении сведений о несовершеннолетнем в муниципальный банк данных.
5.10. Если по результатам обследования муниципальным межведомственным советом не выявлено наличия признаков трудной жизненной ситуации, несовершеннолетний на учет не ставится, сведения о нем в муниципальный банк данных не заносятся.
5.11. Комплексные центры в 3-дневный срок после принятия муниципальным межведомственным советом решения о постановке несовершеннолетнего на учет рассматривают информацию, обеспечивают ее регистрацию, обновление и учет на бумажном и электронном носителях.
5.12. После постановки несовершеннолетнего на учет и занесения сведений о нем в муниципальный банк данных рабочей группой в течение 3 дней разрабатывается комплексный межведомственный план оказания индивидуальной помощи несовершеннолетнему (далее - план помощи), который утверждается муниципальным межведомственным советом.