Республиканская целевая программа
"Развитие автомобильных дорог Республики Башкортостан
(2010 - 2015 годы)"
(в ред. Постановлений Правительства РБ
от 19.01.2011 N 2, от 20.12.2011 N 480)
Паспорт Программы
Наименование Программы Республиканская целевая программа "Развитие
автомобильных дорог Республики Башкортостан (2010 -
2015 годы)"
Основание для Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о
разработки Программы дорожной деятельности в Российской Федерации и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от
20 мая 2008 года N 377 "О внесении изменений в
Постановление Правительства Российской Федерации от
5 декабря 2001 года N 848";
Закон Республики Башкортостан "Об автомобильных
дорогах и о дорожной деятельности в Республике
Башкортостан";
Постановление Правительства Республики Башкортостан
от 26 мая 2009 года N 191 "Об утверждении
комплексной Программы по реализации в 2009 году
основных положений Послания Президента Республики
Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю
Республики Башкортостан "Наша цель - благосостояние
людей, приумножение созидательного потенциала
Башкортостана (О положении в республике и основных
направлениях ее развития в 2009 году)"
Государственный Государственный комитет Республики Башкортостан по
заказчик Программы транспорту и дорожному хозяйству
(в ред. Постановления Правительства РБ от 19.01.2011 N 2)
Основные разработчики Государственный комитет Республики Башкортостан по
Программы транспорту и дорожному хозяйству;
казенное предприятие Управление дорожного хозяйства
Республики Башкортостан;
государственное унитарное предприятие
Республиканский проектно-изыскательский институт
"Башкирдортранспроект";
государственное унитарное предприятие Уфимский
проектно-производственный центр "Уралдортранс"
(в ред. Постановления Правительства РБ от 19.01.2011 N 2)
Цели и задачи Цели:
Программы развитие сети автомобильных дорог Республики
Башкортостан, обеспечивающей ускорение
товародвижения и снижение транспортных издержек в
экономике;
повышение доступности автомобильных дорог общего
пользования для населения;
повышение надежности и безопасности движения по
автомобильным дорогам;
повышение устойчивости и сохранение существующей
сети автомобильных дорог общего пользования
Задачи:
увеличение протяженности автомобильных дорог общего
пользования, соответствующих нормативным
требованиям;
создание условий для формирования единой дорожной
сети, круглогодично доступной для населения;
снижение уровня аварийности, сопутствующими
причинами которой являются неудовлетворительные
дорожные условия;
обеспечение стабильного функционирования
автомобильных дорог общего пользования
Сроки реализации 2010 - 2015 годы
Программы
Объем и источники Объем финансирования Программы составит 86521,4 млн.
финансирования рублей в ценах соответствующих лет, в том числе за
Программы счет средств:
федерального бюджета - 16245,1 млн. рублей;
бюджета Республики Башкортостан - 28546,7 млн.
рублей;
бюджетов муниципальных районов Республики
Башкортостан - 229,2 млн. рублей;
других источников - 41500,4 млн. рублей
Важнейшие целевые Доля протяженности автомобильных дорог общего
индикаторы Программы пользования регионального и межмуниципального
значения, соответствующих нормативным требованиям,
увеличится до 27%, или на 534 км;
доля протяженности автомобильных дорог общего
пользования местного значения, соответствующих
нормативным требованиям, увеличится до 18%, или на
587 км;
прирост количества сельских населенных пунктов,
обеспеченных постоянной круглогодичной связью с
сетью автомобильных дорог общего пользования по
дорогам с твердым покрытием, составит 56 единиц;
количество дорожно-транспортных происшествий из-за
сопутствующих дорожных условий на сети дорог
регионального и межмуниципального значения составит
0,15 единицы на 1000 автотранспортных средств
Ожидаемые конечные Увеличение протяженности сети автомобильных дорог
результаты реализации регионального и межмуниципального значения на 81 км,
Программы и показатели что составит 13933 км;
ее социально- увеличение протяженности сети автомобильных дорог
экономической местного значения на 79 км, что составит, 10338 км;
эффективности увеличение протяженности автомобильных дорог
регионального и межмуниципального значения высших (I
и II) категорий на 9 км, что составит 91,7 км;
увеличение плотности сети автомобильных дорог
регионального, межмуниципального и местного значения
с 5,87 до 5,91 км на 1000 человек населения;
социально-экономическая эффективность инвестиционных
проектов Программы составит:
интегральный эффект - 21208,9 млн. рублей;
индекс доходности - 1,4;
срок окупаемости - 6,9 лет;
эффект пользователей - 106878,9 млн. рублей
1. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена Программа
Республиканская целевая программа "Развитие автомобильных дорог Республики Башкортостан (2010 - 2015 годы)" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом Республики Башкортостан "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Башкортостан" и направлена на развитие сети автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике республики, повышение транспортной доступности сельских населенных пунктов и создание условий для безопасного дорожного движения.
Автомобильные дороги имеют большое значение для всех отраслей экономики, бизнеса и населения. Они связывают территорию Республики Башкортостан с соседними регионами, обеспечивают жизнедеятельность городов и населенных пунктов и во многом определяют возможности развития республики, по ним осуществляются самые массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, а также позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки.
Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности. За последние 10 лет при росте уровня автомобилизации в целом по республике на 54% увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составило лишь 2,3%, то есть темпы роста автомобилизации значительно опережают темпы роста протяженности сети автомобильных дорог. По оценкам экспертов, потери, обусловленные неразвитостью и низкой пропускной способностью сети автомобильных дорог, составляют 3% валового внутреннего продукта России, что в 6 раз выше, чем в странах Европейского Союза.
Значение автомобильных дорог постоянно возрастает в связи с изменением образа жизни людей, превращением автомобиля в необходимое средство передвижения со значительным повышением спроса на автомобильные перевозки в условиях роста промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличения объемов строительства и расширения международной торговли и развития сферы услуг.
В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории республики, составляет 24,8 тыс. км, в том числе федерального значения - 486 км.
В 2009 году с участием автомобильного транспорта перевезено 92 млн. тонн грузов, объем перевозок пассажиров автобусным и легковым автомобильным транспортом достиг 513 млн. человек.
При прогнозируемых темпах социально-экономического развития спрос на грузовые перевозки автомобильным транспортом к 2015 году увеличится примерно на 30 - 40%, количество грузовых автомобилей к 2020 году - в 1,9 - 2 раза, уровень автомобилизации населения возрастет до 300 - 350 автомобилей на 1000 жителей.
К 2015 году по сравнению с 2009 годом прогнозируемый рост количества транспортных средств и увеличение объемов грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте приведет к повышению интенсивности движения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения на 30 - 40%.
В настоящее время основная доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения имеет по одной полосе движения в каждом направлении, только 0,7% их общей протяженности имеют многополосную проезжую часть, что не позволяет обеспечить достаточную пропускную способность автомобильных дорог, безопасное и высокоскоростное обслуживание современных большегрузных транспортных средств.
По оценкам специалистов, около 76% протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и более 80% автомобильных дорог местного значения требуют увеличения прочностных характеристик из-за ускоренной деградации дорожных конструкций и снижения сроков службы между ремонтами вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов.
По состоянию на 1 января 2010 года около 50% мостовых сооружений на сети автомобильных дорог общего пользования находятся в неудовлетворительном состоянии, в том числе на 100 сооружениях состояние не может быть доведено до нормативных требований даже путем проведения капитального ремонта (далее - ремонтонепригодные мосты).
Около 76% протяженности автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения не соответствуют нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, что приводит к повышению себестоимости автомобильных перевозок и снижению конкурентоспособности продукции предприятий, свыше 20% автомобильных дорог местного значения не имеют твердого покрытия.
На территории, не имеющей выхода на сеть автомобильных дорог общего пользования, проживают 20,9 тыс. человек, 359 населенных пунктов не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования.
Опережение роста интенсивности движения на автомобильных дорогах по сравнению с увеличением протяженности и пропускной способности автомобильных дорог приводит к росту уровня аварийности на сети автомобильных дорог общего пользования, к ухудшению показателей безопасности на транспорте.
Недостаточный уровень развития дорожной сети является причиной значительных потерь для экономики и населения и одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития республики.
Для обеспечения прогнозируемых объемов автомобильных перевозок необходимо строительство новых автомагистралей, крупных мостовых переходов и обходов городов, реконструкция перегруженных участков автомобильных дорог, приведение их в соответствие с нормативными требованиями по транспортно-эксплуатационному состоянию и обеспечение автодорожных подъездов к сельским населенным пунктам, имеющим перспективы развития, по дорогам с твердым покрытием.
Реализация Программы позволит сохранить существующую сеть автомобильных дорог и обеспечить ее развитие, повысить качественные характеристики дорожных покрытий и безопасность дорожного движения за счет проведения целевых мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог и мостов, а также постепенного перехода на нормативный метод финансирования работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог.
2. Цели, задачи, сроки реализации,
целевые индикаторы и показатели Программы
Целями Программы являются:
развитие сети автомобильных дорог Республики Башкортостан, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
повышение доступности автомобильных дорог общего пользования для населения;
повышение надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам;
повышение устойчивости и сохранение существующей сети автомобильных дорог общего пользования.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач: