Недействующий

О Республиканской целевой программе "Развитие автомобильных дорог Республики Башкортостан (2010 - 2015 годы)" (с изменениями на 20 декабря 2011 года)


Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 31 декабря 2009 г. N 518

     
Республиканская целевая программа
"Развитие автомобильных дорог Республики Башкортостан
(2010 - 2015 годы)"

(в ред. Постановлений Правительства РБ
от 19.01.2011 N 2, от 20.12.2011 N 480)

Паспорт Программы

     
Наименование Программы Республиканская    целевая    программа    "Развитие
                       автомобильных дорог Республики Башкортостан (2010  -
                       2015 годы)"

Основание          для Федеральный закон  "Об  автомобильных  дорогах  и  о
разработки Программы   дорожной деятельности в  Российской  Федерации  и  о
                       внесении изменений в отдельные законодательные  акты
                       Российской Федерации";
                       Постановление Правительства Российской Федерации  от
                       20 мая 2008 года  N  377  "О  внесении  изменений  в
                       Постановление Правительства Российской Федерации  от
                       5 декабря 2001 года N 848"
;
                       Закон  Республики  Башкортостан  "Об   автомобильных
                       дорогах  и  о  дорожной  деятельности  в  Республике
                       Башкортостан"
;
                       Постановление Правительства Республики  Башкортостан
                       от  26  мая  2009  года  N   191   "Об   утверждении
                       комплексной Программы  по  реализации  в  2009  году
                       основных положений  Послания  Президента  Республики
                       Башкортостан Государственному  Собранию  -  Курултаю
                       Республики Башкортостан "Наша цель -  благосостояние
                       людей,   приумножение   созидательного    потенциала
                       Башкортостана (О положении в республике  и  основных
                       направлениях ее развития в 2009 году)"


Государственный        Государственный комитет Республики  Башкортостан  по
заказчик Программы     транспорту и дорожному хозяйству
(в ред. Постановления Правительства РБ от 19.01.2011 N 2)
Основные  разработчики Государственный комитет Республики  Башкортостан  по
Программы              транспорту и дорожному хозяйству;
                       казенное предприятие Управление дорожного  хозяйства
                       Республики Башкортостан;
                       государственное        унитарное         предприятие
                       Республиканский   проектно-изыскательский   институт
                       "Башкирдортранспроект";
                       государственное   унитарное   предприятие   Уфимский
                       проектно-производственный центр "Уралдортранс"
(в ред. Постановления Правительства РБ от 19.01.2011 N 2)
Цели     и      задачи Цели:
Программы              развитие   сети   автомобильных   дорог   Республики
                       Башкортостан,        обеспечивающей        ускорение
                       товародвижения и снижение  транспортных  издержек  в
                       экономике;
                       повышение  доступности  автомобильных  дорог  общего
                       пользования для населения;
                       повышение  надежности  и  безопасности  движения  по
                       автомобильным дорогам;
                       повышение  устойчивости  и  сохранение  существующей
                       сети автомобильных дорог общего пользования

                       Задачи:
                       увеличение протяженности автомобильных дорог  общего
                       пользования,       соответствующих       нормативным
                       требованиям;
                       создание условий для  формирования  единой  дорожной
                       сети, круглогодично доступной для населения;
                       снижение    уровня    аварийности,    сопутствующими
                       причинами  которой   являются   неудовлетворительные
                       дорожные условия;
                       обеспечение       стабильного       функционирования
                       автомобильных дорог общего пользования

Сроки       реализации 2010 - 2015 годы
Программы

Объем   и    источники Объем финансирования Программы составит 86521,4 млн.
финансирования         рублей в ценах соответствующих лет, в том  числе  за
Программы              счет средств:
                       федерального бюджета - 16245,1 млн. рублей;
                       бюджета  Республики  Башкортостан  -  28546,7   млн.
                       рублей;
                       бюджетов    муниципальных     районов     Республики
                       Башкортостан - 229,2 млн. рублей;
                       других источников - 41500,4 млн. рублей

Важнейшие      целевые Доля  протяженности   автомобильных   дорог   общего
индикаторы Программы   пользования   регионального   и    межмуниципального
                       значения, соответствующих  нормативным  требованиям,
                       увеличится до 27%, или на 534 км;
                       доля  протяженности   автомобильных   дорог   общего
                       пользования   местного   значения,   соответствующих
                       нормативным требованиям, увеличится до 18%,  или  на
                       587 км;
                       прирост  количества  сельских  населенных   пунктов,
                       обеспеченных  постоянной  круглогодичной  связью   с
                       сетью  автомобильных  дорог  общего  пользования  по
                       дорогам с твердым покрытием, составит 56 единиц;
                       количество дорожно-транспортных  происшествий  из-за
                       сопутствующих  дорожных  условий   на   сети   дорог
                       регионального и межмуниципального значения  составит
                       0,15 единицы на 1000 автотранспортных средств

Ожидаемые     конечные Увеличение протяженности  сети  автомобильных  дорог
результаты  реализации регионального и межмуниципального значения на 81 км,
Программы и показатели что составит 13933 км;
ее          социально- увеличение протяженности  сети  автомобильных  дорог
экономической          местного значения на 79 км, что составит, 10338 км;
эффективности          увеличение   протяженности    автомобильных    дорог
                       регионального и межмуниципального значения высших (I
                       и II) категорий на 9 км, что составит 91,7 км;
                       увеличение  плотности   сети   автомобильных   дорог
                       регионального, межмуниципального и местного значения
                       с 5,87 до 5,91 км на 1000 человек населения;
                       социально-экономическая эффективность инвестиционных
                       проектов Программы составит:
                       интегральный эффект - 21208,9 млн. рублей;
                       индекс доходности - 1,4;
                       срок окупаемости - 6,9 лет;
                       эффект пользователей - 106878,9 млн. рублей

     
1. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена Программа

Республиканская целевая программа "Развитие автомобильных дорог Республики Башкортостан (2010 - 2015 годы)" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом Республики Башкортостан "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Башкортостан" и направлена на развитие сети автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике республики, повышение транспортной доступности сельских населенных пунктов и создание условий для безопасного дорожного движения.

Автомобильные дороги имеют большое значение для всех отраслей экономики, бизнеса и населения. Они связывают территорию Республики Башкортостан с соседними регионами, обеспечивают жизнедеятельность городов и населенных пунктов и во многом определяют возможности развития республики, по ним осуществляются самые массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров. Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, а также позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки.

Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности. За последние 10 лет при росте уровня автомобилизации в целом по республике на 54% увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составило лишь 2,3%, то есть темпы роста автомобилизации значительно опережают темпы роста протяженности сети автомобильных дорог. По оценкам экспертов, потери, обусловленные неразвитостью и низкой пропускной способностью сети автомобильных дорог, составляют 3% валового внутреннего продукта России, что в 6 раз выше, чем в странах Европейского Союза.

Значение автомобильных дорог постоянно возрастает в связи с изменением образа жизни людей, превращением автомобиля в необходимое средство передвижения со значительным повышением спроса на автомобильные перевозки в условиях роста промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличения объемов строительства и расширения международной торговли и развития сферы услуг.

В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования, проходящих по территории республики, составляет 24,8 тыс. км, в том числе федерального значения - 486 км.

В 2009 году с участием автомобильного транспорта перевезено 92 млн. тонн грузов, объем перевозок пассажиров автобусным и легковым автомобильным транспортом достиг 513 млн. человек.

При прогнозируемых темпах социально-экономического развития спрос на грузовые перевозки автомобильным транспортом к 2015 году увеличится примерно на 30 - 40%, количество грузовых автомобилей к 2020 году - в 1,9 - 2 раза, уровень автомобилизации населения возрастет до 300 - 350 автомобилей на 1000 жителей.

К 2015 году по сравнению с 2009 годом прогнозируемый рост количества транспортных средств и увеличение объемов грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте приведет к повышению интенсивности движения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения на 30 - 40%.

В настоящее время основная доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения имеет по одной полосе движения в каждом направлении, только 0,7% их общей протяженности имеют многополосную проезжую часть, что не позволяет обеспечить достаточную пропускную способность автомобильных дорог, безопасное и высокоскоростное обслуживание современных большегрузных транспортных средств.

По оценкам специалистов, около 76% протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и более 80% автомобильных дорог местного значения требуют увеличения прочностных характеристик из-за ускоренной деградации дорожных конструкций и снижения сроков службы между ремонтами вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов.

По состоянию на 1 января 2010 года около 50% мостовых сооружений на сети автомобильных дорог общего пользования находятся в неудовлетворительном состоянии, в том числе на 100 сооружениях состояние не может быть доведено до нормативных требований даже путем проведения капитального ремонта (далее - ремонтонепригодные мосты).

Около 76% протяженности автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения не соответствуют нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, что приводит к повышению себестоимости автомобильных перевозок и снижению конкурентоспособности продукции предприятий, свыше 20% автомобильных дорог местного значения не имеют твердого покрытия.

На территории, не имеющей выхода на сеть автомобильных дорог общего пользования, проживают 20,9 тыс. человек, 359 населенных пунктов не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования.

Опережение роста интенсивности движения на автомобильных дорогах по сравнению с увеличением протяженности и пропускной способности автомобильных дорог приводит к росту уровня аварийности на сети автомобильных дорог общего пользования, к ухудшению показателей безопасности на транспорте.

Недостаточный уровень развития дорожной сети является причиной значительных потерь для экономики и населения и одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития республики.

Для обеспечения прогнозируемых объемов автомобильных перевозок необходимо строительство новых автомагистралей, крупных мостовых переходов и обходов городов, реконструкция перегруженных участков автомобильных дорог, приведение их в соответствие с нормативными требованиями по транспортно-эксплуатационному состоянию и обеспечение автодорожных подъездов к сельским населенным пунктам, имеющим перспективы развития, по дорогам с твердым покрытием.

Реализация Программы позволит сохранить существующую сеть автомобильных дорог и обеспечить ее развитие, повысить качественные характеристики дорожных покрытий и безопасность дорожного движения за счет проведения целевых мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог и мостов, а также постепенного перехода на нормативный метод финансирования работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог.

2. Цели, задачи, сроки реализации,
целевые индикаторы и показатели Программы


Целями Программы являются:

развитие сети автомобильных дорог Республики Башкортостан, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;

повышение доступности автомобильных дорог общего пользования для населения;

повышение надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам;

повышение устойчивости и сохранение существующей сети автомобильных дорог общего пользования.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач: